Сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ на примере Курганской области

По нашему мнению, причинами иммиграции в Курганскую область могут служить следующие факторы:

1.        Курганская область входит в состав Уральского федерального округа, занимает уникальное географическое и геополитическое положение в Евразии, расположена на стыке Урала и Сибири. Наша область граничит со Свердловской, Челябинской и Тюменской областями, а также с Республикой Казахстан. По территории области проходят Транссибирская железнодорожная магистраль, автомобильные дороги федерального значения, магистральные нефте - и газопроводы, в г. Кургане имеется аэропорт. Граница с Тюменской областью обеспечивает выход продукции на север России, а граница с Казахстаном позволяет рассматривать область как “опорный” регион в развитии отношений России со странами — членами ЕврАзЭС и ШОС. Географическое положение благоприятствует развитию хозяйства и широких межрегиональных связей [1.24];

2.        Курганская область для многих мигрантов, в т.ч. и казахских, является исторической родиной (раньше, до поселения в Казахстане, они или их предки проживали на территории Курганской области). Этим можно объяснить их желание поселения именно в Курганской области;

3.        Курганская область испытывает потребность в самых разнообразных кадрах, от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда, несмотря на наличие безработицы. В связи с этим и происходит передвижение мигрантов из соседних стран, где наблюдается очень высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни по сравнению с нашей областью;

4.        Наша область представляет собой интерес для мигрантов с целью оздоровления и лечения. В Курганской области находятся известные здравницы, такие как Сосновая Роща, оз. Медвежье, Жемчужина Зауралья, где качество оказываемых услуг находится на высоком уровне. Кроме того, в Кургане имеется известный своими положительными результатами Российский научный центр «Восстановительной травматологии и ортопедии» имени академика Г.А. Илизарова. В нем ежегодно проходят лечение около 7 тыс. человек, в том числе и подавляющее число иностранцев, приезжают в этот центр для того, чтобы пройти там лечение. Также в 2004 году на базе данного центра была создана Русскоязычная группа АОЛФ (Ассоциация франкоговорящих ортопедов). Ее цель – распространять научные знания в области ортопедии и травматологии и развивать межкультурные научные обмены [1.79].

5.        В области сложился развитый многопрофильный научный потенциал, имеется 7 высших учебных заведений (из них 3 государственных и 4 негосударственных) и ряд научно-исследовательских организаций, располагающих высококвалифицированными кадрами. Они готовят специалистов для многих отраслей экономики области (инженеров различного профиля, специалистов сельского хозяйства, учителей, юристов, бухгалтеров и других). В области работает 443 дошкольных учреждения (171- в городской местности и 272 в сельской). Число общеобразовательных учреждений составляет 899 единиц. При этом стоит отметить, что стоимость обучения в вузе Курганской области на порядок ниже обучения аналогичной специальности в вузах соседних областей (Свердловской, Тюменской, Челябинской), что в свою очередь привлекает мигрантов, перемещающихся с целью обучения [1.24].

6.        Распад колхозов, совхозов способствовал оттоку населения из сельской местности в близлежащие города, в том числе и города Курганской области;

7.        Благоприятные природно-климатические условия для проживания. Умеренный климат, плодородная земля, обилие озер и рек. В области насчитывается около трех тысяч озер. Четверть из них – минерализованные, вода и грязи, которых обладают лечебными свойствами. Отсутствие крупных загрязняющих производств способствует удовлетворительному состоянию экологической обстановки в нашей области. Также Курганская область богата лесами, охотничьими угодьями. Она занимает первое место по количеству косуль, что привлекает сюда охотников не только из соседних областей, но и из зарубежья. Так в частности с целью охоты в Курганскую область приезжают немцы и французы. И это тоже мигранты, их переселение носит временный характер [1.24].

Таким образом, все эти факторы делают нашу область привлекательной для приезжих по сравнению со многими другими субъектами РФ. Поэтому для решения проблемы сокращения численности населения в связи с естественной убылью населения и оттоком населения из области, являющиеся сдерживающим фактором развития экономического потенциала Курганской области, руководство видит, в том числе, и в принятии мер, как способствующих снижению оттока населения, так и мер, способствующих привлечению в экономику области мигрантов. Основное внимание должно быть направлено на приток в область, прежде всего, русскоязычного населения из стран СНГ, а затем представителей коренных национальностей бывших союзных республик. При этом необходимо создать соответствующие условия (предоставление налоговых льгот, разного рода материальной и иной поддержки) как для прибывающих, с тем, чтобы Курганская область стала более привлекательной для последующей интеграции иммигрантов в экономику области, так и для местных жителей, чтобы они стремились остаться, а не уезжать в другие регионы. Поэтому в следующем параграфе будут рассмотрены механизмы, с помощью которых реализуется миграционная политика Курганской области.


2.2 Основные меры по реализации региональной миграционной политики Курганской области


В реализации государственной миграционной политики на территории Курганской области участвуют органы власти субъекта РФ – Администрация (Правительство) Курганской области, а также в рамках своих полномочий территориальные органы исполнительной власти в субъекте – Управление Федеральной миграционной службы по Курганской области, Управление Федеральной государственной службы занятости по Курганской области, Управление внутренних дел Курганской области, Управление Федеральной службы безопасности Курганской области, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области, Государственная инспекция труда.

Деятельность органов исполнительной власти в Курганской области по реализации функций в сфере трудовой миграции основывается на нормативно-правовых актах РФ – Конституции Российской Федерации, федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О занятости населения в Российской Федерации», «О беженцах и вынужденных переселенцах», «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», соответствующих положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Налогового Кодекса, Уголовного Кодекса, Указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, межведомственных и внутриведомственных приказах и инструкциях, а также международных договорах: Соглашение государств участников СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся – мигрантов» от 15 апреля 1994 г. [2.60, с.149].

Высокая социальная значимость вопроса миграционной ситуации в Курганской области требует взаимодействия всех уровней управления и хозяйствования. В связи с этим Администрацией (Правительством) Курганской области осуществлен ряд мер по принятию документов областного значения:

1. На основе государственной Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р) в Курганской области разработана региональная Концепция (утверждена Распоряжением Администрации области от 20 июля 2004 г. № 204-р). Ее основными целями определены: регулирование миграционных потоков и помощь в обустройстве русскоязычным мигрантам, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; привлечение мигрантов для удовлетворения потребностей экономики области в трудовых ресурсах, возрождения малообжитых территорий и аграрного сектора; создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории области [1.23].

2. Концепция демографического развития Курганской области на период до 2015 года, разработанная в соответствии с распоряжением Губернатора Курганской области от 30 июля 2004 г. № 310-р «О разработке Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года». Она является частью демографической политики и представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Курганской области, определены основные цели, задачи, приоритеты и пути решения наиболее острых социальных проблем. Концепция призвана служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных направлений регулирования демографического развития [1.22].

Цели и задачи обеих Концепций находятся в непосредственной близости и взаимосвязи, направлены на улучшение демографической ситуации в области в том числе путем упорядочения миграционных процессов в сфере внешней трудовой миграции.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 30 октября 2002 г. № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности», и руководствуясь Порядком подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию от 29 апреля 2003 г. № 23, в Курганской области создана Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников. В ее состав вошли представители Управления труда Администрации области, территориальный орган Федеральной службы занятости населения по Курганской области, территориальный орган, ведающий вопросами в области миграции. Ежегодно Межведомственной комиссией готовятся предложения по определению квоты на следующий год на выдачу приглашений на въезд в Курганскую область иностранным гражданам с целью осуществления трудовой деятельности. Предложения формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда, демографической ситуации в Курганской области и возможностей региона по обустройству иностранных граждан. Квота распространяется только на выдачу приглашений иностранным гражданам из «дальнего» зарубежья [1.24].

В целях совместного обеспечения выполнения законодательства РФ, ежегодно в Курганской области утверждается «План межведомственного взаимодействия территориальных федеральных органов и органов исполнительной власти Курганской области по контролю за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Курганской области». Он определяет принципы, основные направления и порядок организации взаимодействия между территориальными исполнительными органами в сфере миграции (Управления ФМС России по Курганской области, Управления внутренних дел Курганской области, Управления федеральной службы безопасности РФ по Курганской области, Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области, Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям, Линейных отделов внутренних дел на транспорте (на ст. Курган, Шадринск, Петухово), Курганской таможни, Управления Россельхознадзора по Курганской области, Управления ветеринарии Курганской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Управления федеральной налоговой службы по Курганской области, Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области, Управления государственной федеральной службы занятости населения по Курганской области), порядок осуществления организационных и практических мер в делах обеспечения конституционной безопасности Российской Федерации, контроля за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Курганской области [2.60, с.152].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты