Сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ на примере Курганской области

·          трудности в трудоустройстве;

·          здоровье самих мигрантов и членов их семей;

·          внутрисемейные противоречия и конфликты.

Для вновь прибывших одной из более остро стоящих социальных проблем является жилищное обустройство. Вследствие смены места проживания, многие из мигрантов остаются без жилья. Большая часть переселенцев проживает в общежитиях, домах, построенных специально для вынужденных переселенцев, полузаброшенных и развалившихся сооружениях, которым уже давно пора под снос. Но проблема заключается не только в качестве жилья, но и в том, что подавляющее большинство испытывает трудности при оформлении его на себя [2.28, с.141].

Проблема трудоустройства для мигрантов менее острая, большинству удается ее решить, особенно тем, кто живет в крупных городах. Однако часто приезжие устраиваются на работу не по специальности. Это связано с тем, что, не имея жилья, люди вынуждены выбирать для вселения не то место, где есть работа по специальности, а то, где можно получить жилье. Это в свою очередь приводит к снижению социального статуса мигрантов и к неравномерности распределения миграционных потоков [2.37, с.126].

Стрессовые ситуации, связанные с перемещением населения, как правило, повышают уязвимость мигрантов к заболеваниям. То есть они нуждаются в медико-социальной помощи, доступ к которой весьма ограничен. Так недостаток медицинских услуг во время транзита и на ранних адаптационных этапах миграции уже способствует увеличению у них числа нелеченных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Этот аспект отражается не только на самих переселенцах, но и членах их семей, вызывая серьезные последствия на долгие годы [2.82].

Большая часть мигрантов – это семейные люди. Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с переменой места жительства, супруги не придают особого значения своим отношениям, которые постепенно уходят на второй план [2.71, с.421]. В результате не удовлетворяется потребность в положительных эмоциях, ласки, заботы, внимания и понимания. В данном случае может наблюдаться психологическое отчуждение супругов, пристрастие одного из них к алкоголю. Нередко возникают споры, ссоры, скандалы, конфликты. Все это ведет к угрозе распада семьи [2.66, с.182]. Кроме того, супруги, пытаясь разобраться с базисными проблемами, не придают особого значения тому, что чувствует и переживает их ребенок. Дети переселенцев испытывают постоянно нарастающее напряжение, в связи с отсутствием надлежащего жилья, медицинского обслуживания, недостатка родительской заботы и любви. Это приводит к физическому истощению организма. В результате развитие ребенка замедляется, истощается его эмоциональный потенциал. А это может привести к достаточно серьезным последствиям в будущем [2.71, с.423].

При перемене места жительства возникает юридический факт, имеющий определенные последствия (выбытие, вид на жительство, регистрация места пребывания, разрешение на работу, определение источников дохода и т.д.) [2.26, с.37]. При въезде в другую страну иностранные граждане испытывают трудности в оформлении документов при регистрации, получении гражданства и российского паспорта, в оформлении документов на собственность и т.д. Таким образом, миграция ставит человека в униженное положение [2.59, с.267]. В связи с этим мигрантам и членам их семей также необходима правовая защищенность и поддержка наравне с гражданами принимающих государств.

Практически всегда переселение людей сопровождается экономическими трудностями. Имеющиеся денежные средства или сбережения не всегда достаточны для удовлетворения необходимых потребностей человека, в частности для покупки качественных продуктов питания, одежды, пригодного для жизни жилья. Уровень материальной обеспеченности вновь прибывших очень низкий. По нашему мнению, это можно объяснить тем, что большая часть семей мигрантов - это малообеспеченные, многодетные семьи. Кроме того, перед отъездом в Россию не всегда удавалось быстро реализовать движимое и недвижимое имущество по рыночной стоимости. К тому же им пришлось понести значительные транспортные расходы при переезде [2.60, с.149]. Именно поэтому миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций.

С психологической точки зрения индивиду, прибывшему в новую среду приходится сталкиваться с рядом трудностей. Так любая культура – это совокупность определенных достижений и определенных запретов, и в каждой культуре – свое, мигранту приходится сталкиваться не только с тем, что ранее не разрешимое, отныне для него оказывается разрешимым, но и наоборот. В условиях миграции возникает необходимость одновременно принимать несколько (разных, новых) решений, что создает психическое напряжение. Вследствие большого объема и новизны информации индивиду трудно оценить значимость информации. Все это в совокупности может вызвать негативные эмоции, вплоть до переживания (временно), утраты смысла жизни и потери душевного равновесия [2.31, с.179]. Необходимо отметить, что на адаптацию мигрантов к новому месту жительства большое влияние оказывают заметные социальные отличия от местного населения. Часто они относятся к приезжим с недоверием, их терпимость по отношению к переселенцам невысока [2.64, с.114].

В этом чуждом, непонятном мире мигранту невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным. Невидимые социальные границы изолируют мигрантов, делают их одинокими. В зависимости от этих и ряда других причин адаптация может затянуться или не произойти совсем [2.28, с.50].

В отдельный блок проблем мигрантов следует отнести их информационную неосведомленность. Данная категория людей не всегда знает свои права, куда можно обратиться для получения какой-либо консультации, решения своих проблем. Все это только усугубляет их и без то го сложную жизненную ситуацию.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что мигранты могут составлять более сложный объект социальной работы. В таком случае ученые рассматривают их уже не только как лиц, перемещающихся с одной территории на другую и связанные с этим проблемы, а как малообеспеченную семью мигранта, многодетную семью, семью с трудными детьми, семью, имеющую в своем составе пожилых людей и инвалидов и т.д. В таком аспекте уже мигрант будет иметь не только специфические проблемы (жилищная проблема, трудности в трудоустройстве, получение прописки, гражданства, социально-психологическая адаптация), но и проблемы присущие многодетной, малообеспеченной семье и т.п. [2.58, с.34].

Впервые работа с мигрантами начинает выделяться как специализация и развиваться в тех странах, куда поступали значительные потоки мигрантов, и где было необходимо их интегрировать, например, в США, Германии, Израиле, Франции, Испании. Там даже появились соответствующие отраслевые министерства [2.26, с.145].

В России социальная работа с мигрантами развивалась слабо. Изначально в большей степени это был административный контроль за соблюдением существующих в российском законодательстве норм мигрантами. Лишь в отношении беженцев и вынужденных переселенцев социальная работа была более выражена. Механизм помощи соотечественникам из стран СНГ и Балтии начинает формироваться только с 2006 года [2.26, с.114].

Главным гарантом в реализации, охране и защите прав мигрантов является государство, которое осуществляет свою деятельность посредствам разработки основ законодательства в данной сфере, определения приоритетных направлений государственной поддержки мигрантов и др. В июле 1992 г. была создана Федеральная Миграционная Служба (ФМС) как основной структурный элемент реализации миграционной политики. Данная служба с некоторыми изменениями существует и сегодня. На ФМС России возложено выполнение следующих функций:

·          разработка текущих и долговременных прогнозов внутренней и внешней миграции;

·          организация научных исследований по проблемам миграции;

·          обеспечение защиты прав и социальных гарантий мигрантов в соответствии с законодательством;

·          контроль за реализацией законодательства по проблемам миграции;

·          рассмотрение и решение вопросов компактного расселения мигрантов;

·          определение порядка выплаты беженцам и вынужденным переселенцам пособий;

·          оказание помощи в трудоустройстве мигрантов;

·          регистрация и учет этих граждан;

·          иммиграционный контроль и регулирование внешней трудовой миграции и др. [2.89].

Кроме миграционных служб в решении задач государственной миграционной политики также принимают участие органы социальной защиты населения, социальные службы помощи семьи и детям, службы занятости населения, пенсионные фонды, банки и другие структуры. В связи с этим мигранты попадают под пристальное внимание не только сотрудников ФМС, государственных служб, но и социальных работников [2.85].

Они реализуют следующие функции социальной работы с мигрантами:

·          интегративную;

·          компенсационную (восстановление социальных связей взамен утраченных);

·          адаптационную;

·          восстановительную (восстановление социального статуса);

·          правозащитную;

·          развивающую (собственные жизненные ресурсы и способности) [2.26, с.154].

Интегративная функция социального работника должна рассматриваться в двух направлениях: во-первых, воздействие на среду, в которую включается мигрант с целью усиления установок толерантности; во-вторых, воздействие на самих мигрантов с целью повышения их свойств и способностей натурализоваться, адаптироваться [2.26, с.155].

Адаптационная функция социального работника заключается в оказании содействия приспособлению мигрантов к новой среде, новой культуре. Это осуществляется через: развитие сети дошкольных и общеобразовательных учреждений для воспитания и обучения детей мигрантов; осуществление их социального обслуживания, включая консультирование по различным вопросам. Это необходимо дополнять рядом мероприятий, таких как: обучение языку, создание классов с этнокультурным компонентом, посещение музеев, театров, участие различных этносов в фольклорных праздниках и др. [2.67, с.162]. Кроме того, в области профессиональной адаптации социальный работник осуществляет содействие занятости мигрантов, включая помощь в профподготовке и переподготовке, повышении квалификации, организации самозанятости и создания рабочих мест, в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа и решения других вопросов [2.59, с.162].

У социального работника часто возникает необходимость познакомить мигранта с документами, например, о порядке выдачи свидетельства о регистрации, получении денежного пособия и др. Часть мигрантов обеспечивается временным жильем. Социальные работники вместе с юристами дают соответствующие рекомендации, которые позволяют облегчить процесс натурализации (получения гражданства). Такие знания помогают поддержать и защитить личное достоинство людей, попавших в трудную жизненную ситуацию [2.67, с.123].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты