Сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ на примере Курганской области

Согласно ему некоторым категориям мигрантов, в частности беженцам и вынужденным переселенцам могут быть предоставлены жилые помещения для временного поселения из фонда жилья (на период действия их статуса) в порядке очереди. С теми лицами, которым предоставляются жилье, заключается договор найма жилого помещения из фонда жилья. Оплата жилых помещений и коммунальных услуг производится по ставкам и тарифам, установленными органом местного самоуправления для жилых помещений социального использования [1.14].

Кроме того, беженцам и вынужденным переселенцам оказывается поддержка в приобретении постоянного жилья (как правило, в виде отдельной квартиры) в частную собственность или содействия индивидуальному жилищному строительству, путем предоставления долговременной беспроцентной возвратной ссуды и безвозмездной субсидии [2.52, с.143].

Помимо вышеперечисленных форм социальной поддержки в области предоставления жилищной площади существует также компактное поселение. Это добровольное создаваемое поселение для постоянного проживания, как правило, в сельской местности нескольких семей беженцев и вынужденных переселенцев общей численностью не менее 50 человек. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при таком виде поселения оказывают содействие в создании инженерной и социальной инфраструктуры [1.14].

Также социальная поддержка мигрантов осуществляется на основании Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами».

В соответствии с вышеназванным Постановлением беженцы, вынужденные переселенцы и члены их семей обеспечивается питанием и коммунальными услугами в период их проживания в центрах временного размещения. Размещенные лица обеспечиваются трехразовым питанием по талонам на платной и бесплатной основе. Бесплатное питание получают размещенные лица, не имеющие заработка (дохода). Нормы расходов на бесплатное питание устанавливаются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Также размещенные лица пользуются бесплатно коммунальными услугами, предоставляемыми центром [1.16].

Кроме того, был принят Федеральный закон от 24 мая 1999 года «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Он трактует понятие «соотечественники», определяет принципы и цели государственной политики в отношении этой категории мигрантов, а также меры направленные на их поддержку.

В соответствии с данным законом лица, имеющие социальный статус «соотечественники» вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, в своих действиях, направленных против случаев дискриминации, в обеспечении своего права на равенство перед законом [2.26].

Поддержка данной категории мигрантов в экономической области подразумевает содействие созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощрение связи российских организаций с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними. Кроме того, закон предполагает оказание поддержки социально незащищенным категориям соотечественников, в зависимости от их принадлежности к группам соотечественникам. А также соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена гуманитарная помощь [1.7, ст.16].

Важным для наших соотечественников является сохранение и развитие их культурного наследия и языка, получение ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках. А это неотъемлемые элементы самобытности соотечественников. В этих целях органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

- оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим, профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;

- способствуют изучению культурного наследия соотечественников;

- содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.

- способствуют получению лицами, состоявшими в гражданстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации [1.7, ст.17].

В рамках осуществления поддержки соотечественников в области получения, распространении и пользования информацией на родных языках национальностей Российской Федерации на территориях государств их проживания, Россия создает необходимые условия для передачи соотечественникам информации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации [1.7, ст.18].

На основании Распоряжения ПФР 22 июня 2004 лица, прибывшие на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР, имеют право на пенсионное обеспечение [1.21]. Пенсия должна назначаться иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ, что соответствует мировой практике. Но имеются частые случаи в отношении пенсионного обеспечения иностранных граждан из бывших советских республик СССР, которые постоянно проживают в России, хотя и не имеют вида на жительство и регистрации по месту жительства. В связи с этим, по мнению специалистов в данной сфере, пенсия должна назначаться также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, факт постоянного проживания которых в России установлен в судебном порядке, независимо от наличия у них вида на жительство и регистрации. В противном случае нарушается ст. 17 ч. 2 и ст. 19, 27, 39, 62 ч. 3 Конституции РФ [2.26, с.142].

Большое значение для мигрантов, в том числе и соотечественников, играют гарантии РФ в области здравоохранения. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. № 546 определяет, что медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы. Скорая медицинская помощь оказывается иностранным гражданам в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений) бесплатно и безотлагательно. После выхода из указанных состояний иностранные граждане могут воспользоваться правом на получение плановой медицинской помощи, которая предоставляется в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни, в соответствии с договором на оказание платных медицинских услуг, либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования [1.21].

Также следует отметить, что медицинское страхование привязано к регистрации места пребывания. Застрахованными по ОМС (обязательному медицинскому страхованию) в России являются все постоянно проживающие в России иностранные граждане и все лица без гражданства. Оказание медицинской помощи по ОМС и ДМС производится при предъявлении страхового медицинского полиса [2.26, с.144].

С утверждением в 2006 году Государственной программы «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» дан толчок уточнению правовых норм (в частности, о понятиях «соотечественник», «добровольный переселенец»). Создана межведомственная комиссия по реализации этой программы. Выделены 12 экспериментальных регионов, которые представляют проекты своих программ по приему мигрантов, и с 1 января 2007 года будут проводить прием репатриантов (соотечественников). Предстоит принять ряд нормативно-правовых актов, чтобы обеспечить нормальную натурализацию (принятие в гражданство), аккультурацию, профессиональную адаптацию данной группы [2.26, с.126].

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом направлена на стимулирование и организацию процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсацию естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. В рамках данной программы участник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, наделяются рядом прав - это различного рода материальные выплаты и социальные гарантии. В частности он имеет право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации [1.11]. Участнику Государственной программы предоставляется также компенсация за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания. Закон определяет, что семье до трех человек включительно полностью компенсируются расходы на перевозку личного имущества 5-тонным контейнером, а семье свыше трех человек - двумя 5-тонными контейнерами. Также осуществляется компенсация расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации [2.26, с.97].

Кроме того, соотечественники, принимающие участие в данной программе имеют право на получение Компенсационного пакета. Он включает в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов. Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации [1.18]. Важно отметить, что данная программа в настоящее время распространена лишь в 12 субъектах РФ. Но в Курганской области она пока не действует [1.11].

Следует отметить, что с 15 января 2007 года вступили в силу Федеральные законы РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Изменения в действующем законодательстве носят системный характер и принципиально меняют существующие процедуры легализации иностранных граждан, а также порядок их трудоустройства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты