Сущность миграционной политики и закономерности ее реализации на территории РФ на примере Курганской области

Также в 2008 году сотрудниками Курганского отделения фонда «Соотечественники» осуществлялась социальная поддержка слабо защищенных иностранных граждан. Многодетной матери – гражданке Украины была оказана помощь в прохождении медицинской комиссии и по оформлению заявления на временное проживание. Семи гражданам из ближнего зарубежья – содействие в трудоустройстве. Матери - одиночке помогли в получении паспорта для дочери и двум сиротам оказана помощь в оформлении регистрации [Приложение 7].

Таким образом, методы, используемые разными структурами Курганской области для реализации региональной миграционной политики приносят положительные результаты. Но все же, по нашему мнению, их деятельность может быть более эффективной. В связи с этим мы тщательно продумали и сформулировали некоторые рекомендации, которые будут рассмотрены в следующем параграфе квалификационной работы.


2.3 Рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики в Курганской области


Анализируя формы и методы реализации региональной миграционной политики, необходимо отметить, что в Курганской области, как и во многих других субъектах РФ, имеются не только положительные стороны в деятельности, но и недостатки. В связи с этим, мы хотим предложить следующие рекомендации по совершенствованию социальных аспектов миграционной политики, проводимой Правительством области. Данные рекомендации, на наш взгляд, должны быть направлены на усиление факторов, способствующих иммиграции, и наоборот, снижению факторов, вызывающих отток населения из Курганской области. Поэтому целесообразно разделить рекомендации на 2 блока.

I.         Мероприятия, способствующие иммиграции:

1.        Создание комплексных миграционных трудовых бирж, которые одновременно занимались бы легализацией (узакониванием пребывания мигрантов в России), активной разъяснительной работой (информированием приезжих об имеющихся свободных вакансиях, преимуществах работы по тем или иным профессиям, о социальных правах, о льготах участия в государственных программах), содействием в трудоустройстве (профессиональное обучением и переобучением), а так же социальным обеспечением нуждающихся категорий мигрантов (помощь в поиске жилья, организация медицинского обслуживания, устройство детей трудовых мигрантов в детские сады и школы и д.р.);

2.        Введение в штатное расписание государственных органов и организаций, занимающихся реализацией миграционной политики должность специалиста по социальной работе (прошедшего специальную подготовку), который помогал бы осуществлять социальное обеспечение слабо защищенных иммигрантов;

3.        Целенаправленное и равномерное распределение миграционного потенциала в целях предупреждения перегруженности одних районов и слабой реализации ресурсов других районов области. Для этого Правительству Курганской области необходимо сделать акцент на привлечении иностранных граждан в сельскую местность и в те населенные пункты, где есть необходимость в дополнительных трудовых ресурсах. Это возможно, на наш взгляд, путем поощрения переселяющихся туда людей «подъемными», оказание помощи в приобретении жилплощади (скидки при покупке жилья в определенной местности, снижение процентных ставок при оформлении жилищных кредитов), а так же содействие самореализации личности и поддержке его творческих начинаний;

4.        Повышение популярности Курганских медицинских центров и здравниц с целью привлечение к нам высококвалифицированных врачей и медицинских работников разных направлений. Для этого приезжим специалистам может быть предложена помощь в решении жилищных проблем (например, предоставление служебных квартир на период их трудовой деятельности в данной организации с перспективой в дальнейшем ее приватизировать). В комплексе с устройством детей медицинских работников в детские сады и школы организация профсоюзами отдыха своих сотрудников и оздоровления их ближайших родственников (детей, престарелых родителей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении) путем предоставления им путевок в летние лагеря, социально-оздоровительные центры, санатории. Для привлечения в нашу область тех, кто желает подлечиться – проведение различных акций, например, снижение цен на некоторые медицинские услуги и путевки в оздоровительные центры в те периоды, когда число приезжих невелико. В этих целях целесообразно распространение информации об имеющихся у нас медицинских центрах и санаториях, их специфике, свободных вакансиях, ассортименте предлагаемых медицинских услуг задействовать печатные издания, теле - радиокомпании, ресурсы сети Интернет по средствам издания брошюр, статей, трансляции социальных медицинских роликов;

5.        Повышение респектабельности среднеспециального и высшего образования в области. В этих целях, на ряду с доступной стоимостью обучения в наших вузах по сравнению с другими регионами России (Тюмень, Челябинск) и повышением качества образования и привлечение из других регионов страны и из-за рубежа талантливой молодежи. Для достижения задуманного мы рекомендуем поощрять научные изыскания активных и одаренных школьников и студентов (грамотами, премиями, путевками). Кроме того оказывать поддержку студентов из числа сирот и малообеспеченных семей (например, обеспечение койко-местом в общежитии, оплата проезда домой во время каникул).

II.      Мероприятия, способствующие снижению эмиграции:

1.        Информирование трудоспособного населения о том, что их ждет на новом месте, о реальных трудностях, с которыми им придется столкнуться, сменив место жительства, так как не все из них хорошо представляют последствия подобных действий. Это в свою очередь заставит людей еще раз хорошо обдумать принятое решение, и в результате некоторая их часть изменит свое решение в пользу Курганской области, а те, кто все же решит уехать, будут уже подготовлены к встрече с препятствиями;

2.        Повышение уровня жизни местного населения, по средствам постепенного сокращения отставания среднемесячной заработной платы работников Курганской области от среднероссийской зарплаты, увеличения размера пособий матерям и семьям, имеющих детей, развитие доступного ипотечного кредитования для молодых семей и начинающих специалистов и т.д.

3.        Стимулирование и мотивирование специалистов к продолжению своей профессиональной деятельности в нашей области. В целях предупреждения снижения интереса (одна из причин отъезда людей) работников предприятий к своей деятельности и обновления впечатлений, эмоций, мы рекомендуем иногда менять рабочее место, обстановку, например, путем периодических стажировок, командировок (повышение квалификации, обмен опытом и т.д.). Кроме того, предоставление путевок в санатории, как самим специалистам, так и их детям. А для преодоления общей безработицы в сложившихся социально-экономических условиях необходимо, на наш взгляд, проведение для сотрудников компаний и фирм поведенческих тренингов (обучающих адекватному поведению в условиях безработицы, помогающих открыть свое дело), переобучение дефицитным профессиям;

4.        Поддержка курганских студентов и одаренных детей путем поощрения их достижений (грамоты, гранты), обеспечения нуждающихся студентов койко-местом в общежитиях, социальных стипендий для малообеспеченных студентов, материальной помощи и осуществления социального обеспечения студенческих семей и молодых матерей;

5.        Организация досуга и свободного времени детей, подростков в сельской местности посредством вовлечения их в группы продленного дня, секции, кружки по интересам, проведения в школах психологических игр и занятий, направленных на развитие у них доброжелательных качеств, мыслительных процессов и памяти. Так же организация экскурсий по музеям области, проведение литературных вечеров, посвященных истории родного края, осуществление в общеобразовательных учреждениях патриотического воспитания подростков на образцах достойных авторитетов области;

Таким образом, изложенные выше предложения могут помочь Правительству Курганской области, государственным структурам и общественным организациям в повышении эффективности решения проблем в сфере миграционной политики.

Заключение


Наша квалификационная работа была посвящена изучению особенностей миграционной политики в Курганской области. В ходе углубления в проблематику мы рассмотрели теоретическую базу миграционной политики: (ее объект, подходы к пониманию термина «миграционная политика», цели, задачи, принципы, основные направления миграционной политики в РФ), проанализировали особенности ее реализации в Курганской области, а так же подготовили предложения по совершенствованию данной области социальной политики.

В процессе подбора материала для данной работы мы систематизировали знания о различных категориях мигрантов. Ученые говорят об иммигрантах (те люди, которые хотят въехать в нашу страну) и эмигрантах (те лица, которые покинули России), беженцах и вынужденных переселенцах, соотечественниках (относительно новой категории мигрантов) и многих других.

Так же мы выделили ряд проблем, присущих переселенцам в целом: социальные, правовые, экономические, психологические, а также информационные. Наиболее подробно был рассмотрен блок социальных проблем, среди которых: жилищная проблема, трудности в трудоустройстве, здоровье мигрантов, внутрисемейные противоречия. Все они тесно связаны между собой и наличие одной из них, как правило, ведет к возникновению другой. Но именно разрешение социальных проблем, на наш взгляд, играет решающую роль в построении жизненного пути человека.

Для преодоления вышеуказанных проблем необходима продуманная нормативно-правовая база. В дипломной работе нами были выделены социальные аспекты законов в области миграции, такие как возможность нахождения в центрах временного размещения, единовременное пособие, пользоваться медицинской помощью, устройство детей мигрантов в детские сады и школы и др. По нашему мнению, они выступают индикатором степени социальной защищенности мигрантов, как одного из направлений миграционной политики. Основанием для оказания помощи служит социальный статус мигрантов, определяемый в соответствии с федеральными законами «О гражданстве», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

Значительная роль в обустройстве и адаптации переселенцев принадлежит миграционным и социальным службам, а также общественным и благотворительным организациям.

Анализ особенностей социально-демографической и миграционной ситуации в Курганской области позволяет нам сделать вывод о продолжающемся до настоящего времени снижении численности населения, начавшегося с 2000 года, и об усиливающихся у нас миграционных процессах: иммиграции и преимущественно эмиграции. В связи с этим мы считаем целесообразным выделение факторов, по которым люди приезжают в нашу область (удобное географическое и геополитическое положение, приграничная область, благоприятные климатические условия и др.) и факторов, по которым люди покидают нашу область (безработица, низкий уровень жизни, стремление быть вблизи центров культурного просвещения).

В процессе накопления собранного материала по данной тематике, среди форм, принимающих участие в реализации региональной миграционной политики, мы выделили Правительство Курганской области, Управление Федеральной миграционной службы по Курганской области и Курганское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники». Все они прилагают максимум усилий для социальной поддержки мигрантов путем принятия местных нормативно-правовых актов, разработке программ и проектов.

Но, не смотря на их старания, в нашей области вместе с положительными сторонами все же имеются недостатки в деятельности организаций по работе с различными категориями мигрантов.

Мы убеждены, что эффективным вариантом разрешения демографических и социально-экономических проблем области служит привлечение квалифицированных работников из числа мигрантов. Для этого мы считаем необходимым создание благоприятных условий проживания, обеспечение социальной защиты не только для переселенцев, но и местного населения, чтобы у них не возникало потребности уезжать. Именно на это направлены наши рекомендации, данные во второй главе квалификационной работы. Принятие их во внимание, на наш взгляд, может способствовать совершенствованию методов реализации миграционной политики в Курганской области и потенциальному включению в данную работу специалистов социальной сферы.

Таким образом, в процессе исследования наряду с приобретением новых, нами были систематизированы и закреплены уже имеющиеся знания по данной проблеме. В дальнейшем мы планируем их расширять и развивать.

Список использованных источников


1.               Законодательство и официальные документы

1.1.                        Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.

1.2.                        Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991г. № 62 // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.3.                        Федеральный Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.4.                        Федеральный закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.5.                        Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 450-1 // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.6.                        Федеральный закон РФ «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ» от 15 августа 1996 г. № 114 // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.7.                        Федеральный закон РФ от 24 мая 1999 г. № 99 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.8.                        Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. - 2002. - № 201. - С. 14.

1.9.                        Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.10.                    Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. -2004. - 22 мая. - С. 17.

1.11.                    Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» // Консультант плюс. Законодательства. -2007 г.

1.12.                    Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 173 «Положение о Федеральной миграционной службе России» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.13.                    Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 724 «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.14.                    Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" // Российская газета. - 2000.- № 361. - С. 13.

1.15.                    Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" // Российская газета. - 2001.- № 112. - С. 14.

1.16.                    Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.17.                    Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. № 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.18.                    Постановление Правительства РФ от 10 января 2007 г. № 1 «О компенсационном пакете участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.19.                    Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р « О Концепции регулирования миграционных процессов в РФ» // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.20.                    Приказ ФМС РФ от 14 марта 1997 г. № 14 "О Типовом положении о центре временного размещения вынужденных переселенцев" // Российская газета. - 1997. - № 151. - С. 13.

1.21.                    Распоряжение Правления ПФР от 22 июня 2004 г. № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" // Консультант плюс. Законодательства. - 2007 г.

1.22.                    Распоряжением Губернатора Курганской области от 30 июля 2004 г. № 310-р «О разработке Концепции демографического развития Курганской области на период до 2015 года» // Новый мир. - 2004. - 27 августа. - С. 20.

1.23.                    Распоряжение Администрации Курганской области от 20 июля 2004 г. № 204-р «О концепции регулирования миграционных процессов в Курганской области» // Новый мир. - 2004. - 27 июля. - С. 19.

1.24.                    Проект «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Курганскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2009-2012 годы» // Официальный сайт Правительства Курганской области. - Документы. - #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://kurganstat.gks.ru/public/DocLib/Kd_1208.htm. - 29.05.09.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты