Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

К отраслевым: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, в уголовном процессе – презумпция невиновности.


37. Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются они в узких рамках (специально-юридических) или в более широких (общесоциальных). На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

Охранительная функция выполняется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер.

Если следовать широкому смыслу, то среди функций права можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

38. Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система общества — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: » право (законодательство); юридическая практика; господствующая правовая идеология. Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии в правовую систему входят и другие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества, дает дополнительные возможности для обобщенного исследования значительной части юридического бытия той или иной страны.

39. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как: права и обязанности; законные интересы; правосубъектность; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения определённых категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

40. Соотношение и взаимосвязь государства и права


Единство государства и права состоит в том, что они:

•   возникают и развиваются совместно; имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следующем:

1)они не совпадают по формам, функциям;

2)если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

3)если государство выражает силу, то право — волю;

4)если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1.  когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором;

2.  когда право стоит над государством, выступая его ограничителем.

41. Понятие и принципы правового государства

Правовое государство — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

1)наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект). Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

42. Разделение властей как принцип правового государства


Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на: законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.

43. Соотношение общества и государства

Общество, в широком смысле, — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере общества, его сущности. Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства, как уже говорилось, тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

44. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Гражданское общество - совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

•   негос. социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

•   совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

•   общественные объединения и организации; политические партии и движения;

•   сферу воспитания и негосударственного образования;

•   систему негосударственных средств массовой информации; семью;церковь и др.

К признакам гражданского общества относятся:

•   наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

•   самоуправляемость;

•   конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

•   свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

•   всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

•   многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти;

•   правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

45. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия


Мораль — это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

•   в системе социальных норм выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

•   имеют единый объект регулирования — общественные отношения;

•   имеют общую цель — регулировать поведение людей, формировать гражданское общество, правовое государство;

•   определяют границы свободы личности;

•   являются достижением цивилизации и культуры;

•   базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях;

•исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью:

по происхождению; по форме выражения; по сфере действия; по времени введения в действие; по способу обеспечения; по критериям оценки; по характеру однородности.

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.). Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты