Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

6)по характеру — на материальные и процессуальные.

74. Отличие нормативных актов от актов применения права

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Акт применения права — результат применения права, официальный акт- документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

И нормативные акты, и акты применения права являются разновидностью правовых актов.

Их также объединяет то, что они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами и выступают властными по своему характеру документами.

Однако в отличие от нормативного акта (например, УК РФ) правоприменительный акт (приговор суда):

•   применяется именно на основе нормативного;

•   конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям;

•   носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

•   не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;

•   является юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

75. Пробелы в праве: понятие, способы их устранения и преодоления

Пробел — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Таким образом, аналогия закона применяется, если:

· имеется отношение, требующее правового регулирования;

· отсутствует норма права, его предусматривающая;

· имеется в наличии иная правовая норма, регулирующая сходные, аналогичные отношения, на основе которой, собственно, данное дело и решается.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. При аналогии права:

· имеется отношение, требующее правового регулирования; отсутствует норма права, его предусматривающая; отсутствует и норма права, регулирующая сходные отношения. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь в тех случаях, когда отсутствует конкретная норма, которая бы регулировала сходный случай.

76. Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Возможные способы разрешения коллизий: принятие нового акта; отмена старого акта; внесение изменений в действующие акты; систематизация законодательства; референдумы; переговорный процесс через согласительные комиссии; толкование и др.

77. Толкование норм права: понятие и виды

Толкование норм права — это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

· официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);

· неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев- руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая - приговор суда). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт - ГД РФ принимает ФЗ и их же разъясняет) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов - от Констит. Суда РФ).

Неофициальное толкование бывает:

1)обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

2)профессиональным (дают юристы — судьи, прокуроры, нотариусы, следователи, адвокаты и т.п.);

3) доктринальным (научное разъяснение юр. норм, даваемое учеными-юристами в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях; его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют данное толкование). Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным, так и письменным.

78. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.

Особенности актов толкования права состоят в том, что они:

•   представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

•   содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

•   не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

•   не являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1)  в зависимости от типов официального толкования — акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования,

2)  в зависимости от органов, дающих толкование, — акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3)  в зависимости от предмета правового регулирования — акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;

4)  в зависимости от характера — материальные и процессуальные акты;

5)  в зависимости от формы — указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;

6)  в зависимости от юридической природы — интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

79. Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер, причиняющее вред интересам общества, гос-ва, личности.

К признакам правонарушения относятся:

деяние (действие или бездействие); вина; противоправность; вредный результат; причинная связь между деянием и вредным результатом; юридическая ответственность.

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

80. Юридически состав правонарушений

Юридический состав правонарушения - система его признаков, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

В юридический состав входят:

1)субъект правонарушения (праводееспособное физ. лицо или соц. организация, совершившие данное деяние);

2)объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение — жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.);

3)субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям.

4)объективная сторона правонарушения — совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: деяние; противоправность (формальный аспект); вредный результат (содержательный аспект); причинную связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).

81. Понятие, признаки и основания юридической ответственности

Юридическая ответственность - необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Эти меры могут быть: личного характера (лишение свободы); имущественного характера (штраф); организационного характера (увольнение).

Признаки юридической ответственности заключаются в том, что она:

•   устанавливается государством в правовых нормах;

•   опирается на государственное принуждение;

•   применяется специально уполномоченными государственными органами;

•   связана с возложением новой дополнительной обязанности;

•   выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;

•   является формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);

•   возлагается в процессуальной форме;

•   наступает только за совершенное правонарушение.

Основания ответственности — это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт - решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.

82. Цель, функции и принципы юридической ответственности

Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. Функции же определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно выделить следующие:

1)штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинение ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных последствиях;

2)правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая не удовлетворенный интерес управомоченного субъекта;

3)воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция).

Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:

•   справедливость (призвана соразмерно наказывать виновного);

•   гуманизм (запрет устанавливать, применять такие меры наказания, которые унижают человеч. достоинство);

•   законность (требует, чтобы юр. ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону);

•   обоснованность (заключается в объективном и аргументированном исследовании обстоятельств дела);

•    неотвратимость (означает неизбежность наступления юридической ответственности);

•   целесообразность (предполагает соответствие наказания).

83. Виды юридической ответственности

Юридическую ответственность классифицируют по следующим основаниям:

1) в зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяется:

•   уголовная (применяется только за преступления);

•   административная (наступает за совершение административного проступка - штраф, лишение спец. права).

•   гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера).

•   дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины).

•   материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению).

2) в зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.

84. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юр. ответственность


К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие:

· невменяемость (лицо не может отдавать отчета в своих действиях);

· необходимая оборона (имеет место при защите личности и прав обороняющегося);

· задержание лица, совершившего преступление (имеет место при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения совершения им новых преступлений);

· крайняя необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного)

· физическое и психическое принуждение (допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями);

· обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели);

· исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случаях действия лица во исполнение обязательных для него предписаний путем причинения вреда охраняемым законом интересам);

· малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности;

· казус (случай)

85. Понятие, основные элементы механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования — система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав;

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

86. Эффективность правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1.  Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

2.  Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

3.  Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.


87. Законность: понятие и принципы

Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Принципы законности:

•   ее единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

•   верховенство конституции и закона (подчиненность конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

•   гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

•   связь с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

•   целесообразность (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

•презумпция невиновности «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).

88. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

•   социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

•   политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

•   организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов — прокуратуры, суда, милиции и т.д.);

•   общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

•   идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);

•   специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

89. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии

Правопорядок — это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений.

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

1)с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;

2)с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

90. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Нигилизм – негативное, отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на правовой невоспитанности к праву населения.

Формы проявления: умышленные преступления, правонарушения; организация преступных групп и сращивание их с гос. аппаратом; неисполнение зак-ва гос. органами, физ. и юр. лицами; распространение антиправовой психологии; массовое нарушение прав и свобод; низкий авторитет суда и правоохран. органов.

Основ. направления борьбы: - укрепление режима законности; реальное верховенство Конст.; гарантированность прав и свобод; повышение авторитета суда и прав. органов; правовое воспитание.

Идеализм - переоценка права и его возможностей.

Проявление: нереалистичное отношение к праву ученых-правоведов как к абстракции; слепая вера граждан в за-коны, которые быстро изменят жизнь; идеалистическое отношение к праву законодателей (не учет реальной действительности, слабое знание жизни и интересов населения, вера в то, что принятые законы автоматич. решают жизнен. проблемы)

Т.о. рано или поздно прав. идеализм превращается в прав. нигилизм, а нигилизм подпитывается идеализмом. т.е. бороться надо синхронно с обоими.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты