46. Понятие, структура и виды правосознания
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.
Структура правосознания включает в себя два элемента:
1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);
2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).
В зав-сти от субъектов правосознание может быть:
• индивидуальным (правосознание отдельных граждан);
• групповым (правосознание различных социальных групп гос. служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян;
•общественным (правосознание всего общества)
По содержанию правосознание подразделяется на:
• обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права);
• профессиональное (убеждения, традиции, складывающиеся у юристов в процессе получения ими юр. образования);
• научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
47. Правовая культура: понятие и структура
Правовая культура — разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.
Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
• психологического (правовая психология);
• идеологического (правовая идеология);
• поведенческого (юридически значимое поведение).
Правовая культура общества — это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:
• уровня правосознания и правовой активности общества;
• степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);
• степени прогрессивности юр.деят-ти (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранител. деят-ти).
48. Правовое воспитание: понятие, формы, методы
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:
1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты);
2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
5) формы воспитания.
К формам воспитания относятся:
• правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний);
• правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей);
• юридическая практика (способствует передаче юридической информации);
• самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);
49. Понятие и признаки нормы права
Норма права — установленное или санкционированное гос-вом, обеспеченное гос.защитой, общеобязательное, формально определенное правило общего порядка, регулирующее общ-ное отношение.
К признакам нормы права относятся:
1. нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц);
2. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
3. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
5. системность (ни одна норма права самостоятельно вне связи с другими нормами права не может регулировать общ-ные отношения);
6. иерархичность – нормы права имеют разную юридическую силу.
7. Принудительное обеспечение действия норм права (гос.принуждения)
8. Неперсонифицированность – правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками.
50. Структура нормы права
Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.
Таких частей три:
1) гипотеза (предположение) — элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2) диспозиция (юридическое расположение сторон) — элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция — элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).
51. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:
1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;
2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта
3)бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил
52. Классификация норм права
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:
• исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;
• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;
•специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права;
2) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, администр., земельные;
3) в зависимости от их характера - на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);
4) в зависимости от методов правового регулирования — на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.)
6) в зависимости от функций — на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц— пенсионеров);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);
9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия);
10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);
12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.
53. Понятие и виды форм (источников) права
Источник (форма) права — это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.
Выделяют четыре основных формы права:
• нормативный акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
• правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
• юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);
• нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).
• правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.
54. Понятие и виды нормативных актов
Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9