Терроризм как социальное и правовое явление

Концентрированное выражение возможностей уголовной политики по контролю над терроризмом и международным терроризмом было изложено в выводах Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 год.). Если говорить о содержании антитеррористической политики государства, то она строится на следующих основаниях:

1. Совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом и международным терроризмом.

2. Создание там, где отсутствует, и совершенствование, если уже создана, внутригосударственной институционной основы борьбы с терроризмом и международным терроризмом. Приведение в соответствие с реальными и глобальными механизмами контроля над терроризмом и международным терроризмом.

3. Обеспечение полноценных юридических прав всем участникам (физическим и юридическим лицам, государству и иным субъектам международного права) процессов, связанных с контролем над терроризмом и международным терроризмом.

4. Сочетание секретности при проведении контр террористических акций и операций с обеспечением гласности органов уголовной юстиции при профилактике актов терроризма и международного терроризма.

5. Осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.

6. Разработка и использование общих «^ специальных методов социальной профилактики террористических актов. Однако центральное место должны занимать специально-профессиональные методы.

7. Взаимодействие органов уголовной юстиции и специальных

подразделений по предупреждению и борьбе с актами терроризма и международного терроризма, связанными с организованной преступностью национального и международного масштаба.

8. Признание актов терроризма и международного терроризма

уголовными деяниями в целях применения принципа aut dedere aut judicare.

9. Использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма и борьбе с ними достижений правовых, гуманитарных, а также естественных и технических наук, дипломатии. Антитеррористическая политика тесно связана со стратегией контроля над терроризмом и международным терроризмом. Национальная антитеррористическая политика должна определять стратегию контроля над терроризмом и международным терроризмом.

Теория управления определяет стратегию как способы достижения целей[64]. Стратегия национального (внутригосударственного) контроля над терроризмом и международным терроризмом, включает следующее:

а) косвенную стратегию – меры, направленные на решение социально-политических, морально-нравственных, национальных общегосударственных проблем;

б) прямую стратегию – решение кризисных и конфликтных ситуаций, потрясающих общество и государство; сокращение террористических актов; информационно – аналитическая работа среди «сложных» групп населения; организация помощи жертвам террористического акта; приведение в соответствие с террористической активностью системы органов, занимающихся, контролем над терроризмом и международным терроризмом, причем уделяя внимание (включая по финансовым вопросам) не только органам, предупреждающим акты терроризма и борющимся с ними, но и органам государства, определяющим понятия и соотношение между актами террора в стране, регионе, мире, а также определяющим истоки (причины) и условия, порождающие терроризм и международный терроризм.

Таковы теоретические основы внутригосударственного контроля над терроризмом и международным терроризмом. Какое отражение они нашли в российских и зарубежных документах?

Конституция, конституционные федеральные законы РФ дают общеполитические и правовые установки для контроля над терроризмом и международным терроризмом.

Статья 1 Конституции гласит: Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления. В таком государстве человек является высшей ценностью, а признание (конституционно-правовое), соблюдение и защита его прав и свобод – обязанность государства. Защита человека от террористической активности и организация контроля над терроризмом и международным терроризмом – одна из основ политики Российского государства.

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2006 год) (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), указывается, что конституция заложила хороший фундамент для создания эффективной власти. Однако в контроле над терроризмом современные властные структуры, достигли пока немногого.

Российская общегосударственная политическая платформа по борьбе с терроризмом и международным терроризмом содержится в Законе о борьбе с терроризмом 1998 года.

Закон разрабатывался в течение двух лет с участием ученых и практиков, с заключениями по проекту, которые предоставлялись законодателями учеными, правоохранительными органами РФ.

Закон о борьбе с терроризмом состоит из Преамбулы, восьми глав, включающих 29 статей.

В Преамбуле говорится, что Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Основные принципы борьбы с терроризмом определены в ст. 2 указанного закона:

1. законность;

2. приоритет мер предупреждения терроризма;

3. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4. сочетание гласных негласных методов борьбы с терроризмом;

5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;

7. минимальные уступки террористу;

8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операцией.

Таким образом, в Закон включены как принципы права, так и принципы, лежащие в основе функционирования всей системы органов, занимающихся контролем над терроризмом и международным терроризмом.

Статья 3 Закона о борьбе с терроризмом посвящена понятийному аппарату, и здесь (в Законе) речь идет не о квалификации тех или иных террористических деяний, а именно о понятиях, связанных с осуществлением негативных явлений общественной жизни – терроризмом и международным терроризмом.

Учитывая, что без указания в законе (уголовном) ни одно деяние не может быть признано преступлением, законодатель обращает внимание, что под преступлениями террористического характера он понимает соответствующие преступления, предусмотренные статьями 205–208, 277 и 360 УК РФ 1997 года.

Статья 4 определяет параметры международного сотрудничества России в борьбе с терроризмом и международным терроризмом в интересах обеспечения безопасности граждан и общества России, а также государства в целом: «РФ в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом». В части 2 статьи 4 говорится:» РФ, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов РФ, однако наносят ущерб РФ, и в других случаях, предусмотренных международными договорами РФ».

В законе содержится также перечень субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом:

1) Правительство РФ (основной субъект руководства борьбы с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами);

2) Федеральные органы исполнительной власти (участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции.

3) Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

– Федеральная служба безопасности РФ;

– Министерство внутренних дел РФ;

– Служба внешней разведки РФ;

– Федеральная служба охраны РФ;

– Министерство обороны РФ;

– Федеральная пограничная служба РФ.

4) Другие Федеральные органы исполнительной власти;

5) Антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне.

Глава III «Проведение контртеррористических операций» состоит из 7 статей (10–16), достаточно полно регламентирующих управление и руководство операций, определяющих силы и средства, выделяемые и задействованные в операции, а также регламентирующих правовой режим в районе проведения контртеррористической операции и взаимоотношения с прессой и общественностью.

Значительное внимание Закон о борьбе с терроризмом уделяет защите (правовой и социальной) лиц, участвующих в борьбе с терроризмом и Международным терроризмом (гл.V).

Этому вопросу уделено большое внимание, что вполне оправдано, ибо велик риск всех лиц преднамеренно или случайно оказавшихся в зоне террористической активности. Международная и национальная практика борьбы с терроризмом и международным терроризмом показала, что лица, участвующие в пресечении актов террора, могут успешно решать соответствующие вопросы, если уверены в правовой и социально-экономической защищенности своей и своих семей.

В ст. 21 определяется: при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохранительным интересам, и далее говорится: военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом. Закон о борьбе с терроризмом дает определенные правовые и социальные гарантии лицам, участвующим в борьбе с терроризмом.

Глава VI посвящена регулированию вопросов ответственности за участие в террористической деятельности.

Статья 23 гласит: лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, то есть согласно Уголовному кодексу 1997 года.

Закон вводит понятие «ответственность» организации за террористическую деятельность (ст. 25). В случае признания организации террористической она подлежит ликвидации на основании решения суда. В пункте 2 этой же статьи идет речь о международной организации: в случае признания судом РФ международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами РФ, террористической, запрещается деятельность дайной организации на территории РФ; ее российское отделение (филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной международной организации, находящиеся на территории РФ, конфискуются и обращаются в доход государства.

Таким образом, в Законе определяется административная, гражданско-правовая и политическая ответственность организации за террористическую деятельность.

В целом, данный закон создает основу для организации борьбы с терроризмом и международным терроризмом. Вместе с тем он призван содействовать развитию иных форм контроля над этими явлениями социально-политической жизни: определению понятий и квалификации актов терроризма и международного терроризма, а также поиску истоков (причин) и условий, порождающих терроризм. Закон обеспечивает централизованные начала антитеррористической деятельности всех субъектов борьбы с терроризмом в масштабах РФ, ее субъектов, а также на международном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты