Терроризм как социальное и правовое явление

Международная практика борьбы с терроризмом имеет, как правило, дело именно с организованными террористическими группировками, которые существуют многие годы: Красные бригады, Серые волки, Тупака Амару и др.

Согласно п. 5 ст. 35 УК РФ организатор или руководитель преступной группировки (организованной группы) несет ответственность за все преступления, совершенные террористической группой, если они охватывались его умыслом. Участники группировки несут ответственность за те террористические акты, в которых они участвовали или принимали участие в их подготовке. Если создана организованная группа для терроризма, но сами теракты еще не совершались, то такая организационная деятельность может быть квалифицированна по ст. 210 УК РФ – создание преступного сообщества (преступной организации). Выполнение действий по подготовке теракта группой лиц по предварительному сговору, если сами теракты не были совершены, квалифицируется как приготовление к совершению преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Наступление смерти пострадавших от терроризма людей или наступление иных тяжких последствий, причиненных по неосторожности, по тяжести составляет, по мнению законодателя, равноценный квалифицированный вид терроризма, как и совершение его организованной группой.

При комментировании этого признака состав терроризма, как и ряда других составов Уголовного кодекса, где он аналогично сформулирован (например, в ст. 126, 127, 131, 206 УК РФ), возникают два наиболее острых вопроса:

– во-первых, относится ли указание на неосторожную вину к обоим последствиям или речь идет лишь о неосторожном лишении жизни;

– во-вторых, что относится к тяжким последствиям, как оценить их тяжесть.

В ч. 2 ст. 24 УК РФ указано, что»…. деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса».

Если предположить, что неосторожность относится лишь к лишению жизни, а к иным тяжким последствиям она не относится, то это будет означать, что к иным тяжким последствиям, в силу ч. 2 ст. 24 УК РФ, вина может быть лишь умышленной. В свою очередь, это означает, что неосторожно причиненные последствия при терроризме квалифицируются по совокупности с терроризмом, а умышленно причиненные – охватываются самим составом терроризма.

Указание на неосторожную вину в ч.З ст. 205 УК РФ, по мнению некоторых авторов, следует отнести к обоим последствиям. Тогда только в случаях неосторожного их причинения они охватываются этим составом и, следовательно, не требуют дополнительной квалификации.

Это позволяет сделать вывод: если смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия причинены умышленно, с прямым или косвенным умыслом, то, напротив, они не охватываются квалифицированным терроризмом и требуют дополнительной квалификации в соответствии с общественной опасностью и разновидностью наступивших последствий. Так, если путем террористического взрыва, поджога, распространения отравляющих веществ и т.п. умышленно убит человек, то действия квалифицируются по ч. 1 ст. 205 УК РФ и п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ по совокупности этих преступлений. В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ наказание за эти преступления, отнесенные к категории особо тяжких, назначается путем частичного или полного сложения, а мера наказания – до 25-ти лет лишения свободы. В приведенной ситуации возможно и применение ч. 3 ст. 205 УК РФ в совокупности с п. «е» ч. 2 ст. 105 УК, если один потерпевший убит умышленно, а другой или другие – по неосторожности. Если же в процессе акта терроризма умышленно убито несколько человек, из которых несколько – умышленно, а другие – по неосторожности, квалификация осложняется еще добавлением п.» а» ч. 2 ст. 105 УКРФ.

Вопрос о том, какие тяжкие последствия должны соответствовать содержанию объекта терроризма, т.е. нарушать общественную безопасность, решается примерно, как и при толковании опасности наступления таких последствий, что предусмотрено ч. 1 ст. 205 УК РФ. Как уже отмечалось ранее, они по тяжести должны быть адекватны гибели людей. В примерный их перечень следует включить тяжкий вред здоровью человека, массовые отравления, заражения (хотя и при средней тяжести или легком вреде здоровью людей), вывод из строя систем энерго-, водо-, теплоснабжения или других систем жизнеобеспечения, срыв работы аэропортов, железных дорог, уничтожение памятников истории и культуры, невосполнимый ущерб природе и др. Нет единства среди ученых – юристов, комментирующих этот квалифицирующий признак, по вопросу о признании причинения вреда здоровью средней тяжести тяжким последствиям терроризма[33].

Так, В.С. Комиссаров полагает, что телесные повреждения средней тяжести следует считать тяжким последствием терроризма[34]. В других работах, как приведено выше, к тяжким последствиям относят лишь тяжкий вред здоровью потерпевших. Представляется, что объект терроризма, его содержание и масштабы предполагают более высокую степень общественной опасности, чем причинение вреда здоровью средней тяжести, тем более, что законодатель относит это преступление (ст. 112 УК РФ) к преступлениям средней тяжести, а терроризм к особо тяжким преступлениям даже при условии лишь опасности тяжких последствий.

Как уже отмечалось, отношение ко всем перечисленным последствиям должно быть неосторожным при умышленных действиях, например, при причинении тяжкого вреда здоровью действия квалифицируются по совокупности со ст. 111 УК РФ и другими статьями Уголовного кодекса.

Ч. 3 ст. 205 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующих признаков – посягательства на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения (в ред. Федерального закона от 09.02.99 №26 – ФЗ)

Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения законодатель понимает – извлечение полезных свойств из радиоактивных материалов, применение как источника ионизирующего излучения.

Данный квалифицирующий признак включен в ч. 3 ст. 205 УК РФ, исходя из того что результатом посягательства на объекты атомной энергии, либо использование ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения могут быть массовые человеческие жертвы. Опасность состоит еще в том, что результатом таких действий являются:

– объекты атомной энергии – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе, атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритически-ми ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

– ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества

радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

– источники радиоактивного излучения – не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение (ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 20.10.95 г.). является поражение (радиационное) большой территории. Подстерегает опасность также еще неродившееся поколение людей. Если человек подвергается воздействию радиации, то смерть чаще всего наступает не мгновенно, а через некоторое время (может, через один день, а может, через пять лет, все зависит от дозы радиоактивного облучения), но все это время (время до наступления смерти) сопровождается мучениями и страданиями человека. Чернобыльская катастрофа (1986 год) является доказательством вышесказанному, и напомнило миру о той страшной опасности для всего человечества, которая исходит от атомной энергии. Поэтому террористы для достижения своих целей могут использовать объекты атомной энергии. Примером этого может служить взрыв заряда, установленного в автомобиле, припаркованном рядом со зданием атомной лаборатории в Ливермоле (США) в ноябре 1987 года.


2.5 Освобождение от ответственности за терроризм

Законодательством предусматривается система мер по предотвращению терроризма. В числе их имеются и непосредственно уголовно-правовые. В соответствии со ст. 31 УК РФ лицо освобождается от ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризме.

Добровольный отказ от преступления – это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца.

Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:

– добровольность и окончательность отказа от совершения преступления;

– совершение лишь таких действий, которые не образуют состава другого преступления;

– осознание лицом объективной возможности довести преступление до конца.

Добровольный отказ от совершения преступления в соучастии имеет свои особенности, поскольку преступный результат является последствием совокупных действий даже тех лиц, которые «внесли» в преступный результат лишь интеллектуальный вклад.

Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования при освобождении от ответственности в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч. 4 ст. 31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение преступления до конца его исполнителем. Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал.

Условия освобождения, в соответствии со ст. 31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм. Если терроризм носит индивидуальный характер, то применяются чч. 1 – 3 ст. 31 УК РФ, если терроризм групповой (по предварительному сговору или организованной группой) – чч. 4,5 ст. 31 УК РФ.

Вводя в примечание к ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов.

Применение этого положения закона возможно при наличии трех условий:

1) лицо участвовало лишь в подготовке акта терроризма;

2) лицо своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению терроризма (не обязательно предотвратить его). Попытки предотвратить акт терроризма могут быть неудачными как по вине самого человека, пытающегося это сделать, так и других лиц, либо случайного стечения обстоятельств. Главное – человек добросовестно пытался его не допустить, делал все, что в его силах. В этом случае он, по мнению многих авторов, должен быть освобожден от уголовной ответственности, поскольку выражаясь языком закона, активно способствовал предотвращению осуществления акта терроризма. Указание в законе на своевременность предупреждения органа власти о готовящемся акте терроризма – открытое или тайное, инициативное или по заданию специальных служб – должно давать власти временную или иную физическую возможность предупредить общественно опасные последствия. Естественно, что у подающего такой сигнал должна быть объективная возможность этого. Если власти приняли сигнал, игнорировали его или неправильно поняли – это нельзя ставить в вину сигнализирующему. Он может (если у него есть такая возможность) и сам принять надлежащие меры, не только содействующие, способствующие, но и непосредственно предотвращающие террористическое действо: изъять или временно вывести из строя орудия и средства террористического нападения, употребить насилие против террористов, дезинформировать их, задержать их или повести по ложному пути, способствовать их захвату и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты