Терроризм как социальное и правовое явление

Указание на отдельные меры борьбы с терроризмом содержатся также в Законе об обеспечении территориальной целостности РФ (1998 год). Указе Президента РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 года, Постановлениях Правительства России, а также федеральных планах и программах борьбы с преступностью, в таких документах, как Концепция государственной национальной политики РФ, утвержденная 15 июня 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная 17 декабря 1997 года.

Так, 7 декабря 1996 года Правительство РФ приняло постановление №1427 «О национальном плане РФ по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ». В этом Плане, имеющем значительное политическое, правовое и институционное значение для контроля над терроризмом и международным терроризмом, среди организационно-правовых вопросов предусматривается разработка международного соглашения о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, затрагивающими общие интересы и безопасность государств – участников СНГ, а также разработка модельного уставного кодекса о борьбе с терроризмом. Среди организационно-практических мероприятий План предусматривает изучение вопроса о создании единого межгосударственного банка данных о лицах, причастных к террористической деятельности, незаконным вооруженным формированиям. В первую очередь, это касается лидера преступной среды, организаторов и активных участников международных организованных преступных сообществ.

Далее в Плане говорится о необходимости проведения согласованных межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных формирований иностранных граждан, находящихся на территории государств членов СНГ, а также по выявлению и пресечению международных бандитских группировок, действующих на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах.

Среди мероприятий информационного и научного характера, предусмотренных Планом и связанных с контролем над терроризмом и международным терроризмом, назовем следующие: правоохранительные органы России должны принять участие в проводимых ежегодно исполнительным секретариатом СНГ научно-практических конференциях по проблемам совершенствования работы правоохранительных органов государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и иными видами опасных преступлении.

План предусматривает развитие сотрудничества в области разработки, производства, поставок вооружения, спецсредств, техники и оборудования для оснащения подразделений по борьбе с организованной преступностью иными видами опасных преступлений.

Таковы содержание и уровень политических мер борьбы стран СНГ и Правительства РФ относительно терроризма и международного терроризма.

Концепция национальной безопасности определяет: «Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентированна на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений». И далее подчеркивается:»… расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения».

В разделе IV «Обеспечение национальной безопасности РФ» говорится: «Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой является важной составной частью обеспечения как национальной безопасности РФ, так и безопасности мирового сообщества в целом».

Таким образом, политические меры борьбы с терроризмом и международным терроризмом осуществляется в России на уровне Президента и Правительства, что особо важно; сами явления отнесены к разряду не только нарушающих правопорядок, права и свободы личности, но и к разряду угроз национальной безопасности России и всего мира.




Заключение

Терроризм и международный терроризм как преступления и преступные явления, как часть организованной преступности и составляющая международных преступлений государства, угрожают стать в XXI веке (если не принять уже сейчас кардинальных мер по контролю над ними) серьезными препятствиями на пути решения национальных, региональных и мировых проблем.

Можно констатировать, что, несмотря на множественность определений понятий терроризм и международный терроризм, созрело общее понимание их как общеуголовных преступлений, тесно связанных с организованной преступностью и международными преступлениями, угрожающих личности, обществу, государству, международному сообществу. Ясны и основные причины терроризма и международного терроризма. Это ненормальные, нездоровые, несправедливые политические, экономические, социальные, этнические и другие отношения между личностью и государством, личностью и обществом, личностью и международным сообществом порождают желание лица (группы лиц) с помощью насилия восстановить справедливость, право, веру и т.п. Точно так же, как и равноправные и взаимовыгодные отношения между государством и государством, государством и международным сообществом, обществом и государством.

Сравнение определения терроризма, закрепленного в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ, и определения, содержащегося в ст. З Закона, показывает их существенные различия.

Во-первых, ч. 1 ст. 205 УК РФ устанавливает ответственность за совершение общеопасных действий (взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), а также за угрозу совершения этих действий. Закон, в свою очередь, под терроризмом рекомендует понимать четыре возможные формы его совершения: а) насилие в отношении физических лиц или организаций, б) угрозу применения насилия в отношении физических лиц или организаций, в) уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающее опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, г) угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающую опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Во-вторых, специальная цель, содержащаяся в ч. 1 ст. 205 УК, определяется как цель нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти. В статье 3 Закона цель террористических действий имеет более широкий спектр – «нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов».

Как видно из данного сравнения основных понятий терроризма, различия существенны. Если Уголовный кодекс РФ фактически в основу понятия терроризма ставит способ, с помощью которого достигаются преступные цели террористов, то Закон указывает на более широкий круг действий, подпадающих под терроризм: насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества, угроза уничтожения (повреждения) имущества, оставляя без внимания способ совершения этих действий. Опять же при определении цели терроризма Закон предусматривает и корыстный мотив преступных посягательств. Поэтому определение терроризма, данное в Законе, охватывает более широкий круг противоправных деяний, которые могут быть квалифицированы как терроризм.

Поскольку суть терроризма состоит в устрашении общества, то террорист, совершая преступные действия, как бы старается «поставить общество на колени». Какими способами он это делает, не имеет существенного значения, – главное заключается в достижении преступной цели. Законодательно весьма сложно предусмотреть весь перечень способов совершения актов терроризма, поэтому в Законе способы совершения террористических актов не конкретизированы, да и в ст. 205 УК введена категория «иных действий». И с этим следует согласиться, поскольку угроза совершения взрыва в пустыне (за исключением термоядерных, бактериологических, химических взрывов), вдалеке от жилых и промышленных районов вряд ли запугает общество. В то же время нельзя не признать терроризмом действия лица, угрожающего, к примеру, убить хотя бы одного ребенка в целях достижения своих преступных замыслов. Насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества являются теми опробованными теорией уголовного права понятиями, которые могут как нельзя лучше отразить суть терроризма.

Специальная цель как один из основных признаков терроризма – удовлетворение неправомерных имущественных и (или) иных интересов – делает возможным совершение актов терроризма из корыстных побуждений. Несмотря на то, что сущность актов терроризма составляют, как правило, действия, совершаемые по политическим мотивам, возможности их совершения по другим побуждениям, в том числе и корыстным, не следует исключать, что и подтверждает Закон. Это дает нам основание говорить о политическом и общеуголовном терроризме.

Для более четкой уголовно-правовой оценки различных проявлений террористической направленности целесообразно законодательно закрепить разграничение терроризма на политический и общеуголовный. Наиболее оптимальным вариантом решения этой задачи является включение в качестве квалифицирующего признака указания на политический мотив совершения действий, описанных в диспозиции ст. 205 УК РФ. Признание политического мотива в качестве квалифицирующего признака данного преступления сделает более успешной борьбу с политическим экстремизмом. Деяния, в которых будет превалировать политический мотив, адекватно отразят сущность и, опасность рассматриваемого состава. Мотив, как обязательный признак, позволит бы четко дифференцировать цели, достигаемые путем совершения, терроризма, а также отграни террористические акты по политическим мотивам от посягательств общеуголовного характера и значительно расширит возможности становления всех обстоятельств дела. Помимо этого, указание напротив позволит соответствующим разом квалифицировать конкретное, деяние по его прямой относимости не только к террористической деятельности, но и к такой категории как террористический акт за государственную или политическую деятельность. Таким образом, появится возможность связать ст. 205 УК РФ и ст. 277 УК РФ (в / позиции ст. 277 есть прямое указание на мотив) в единый блок в целях более успешного противодействия терроризму. Кроме того, это позволит в рамках единого состава ст УК РФ обеспечить защиту личности, общества и государства.

Возвращаясь к определению специальной цели, изложенной в Законе необходимо сделать одно уточнение Закон не признает терроризмом; действия лица, направленные на удовлетворение своих правомерных имущественных интересов путем устранения общества. По нашему мнению данная позиция законодателя of ловлена наличием неоднократных случаев, когда лица, потерявшие с сбережения или накопления, в, целях их возврата прибегают к действа имеющим по внешним признакам характер террористических актов, учетом этого правоприменитель рассматривает такое деяние как террористический акт и не всегда сур наказывает этих лиц. Однако дан позиция является достаточно уязвимой, поскольку какие-либо имущественные интересы и угроза гибели винных людей несоизмеримы Потому, несмотря на некоторые смягчающие обстоятельства, лицо, угрожающее применить насилие или иным образом устрашить общество, чтобы восстановить свои нарушенные интересы (к примеру, добиться возврата денежных средств), должно быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 205 УК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты