Трастовые компании на финансовом рынке Украины

Голосующий траст концентрирует и централизует капитал, подчиняет мелкие компании более крупным, способствует повышению значения общего собрания акционеров. Ведь «мелким» акционерам не так просто влиять на принятие решения, если существует неболь­шая группа лиц, владеющих контрольным пакетом ак­ций и благодаря этому имеющих возможность почти монопольно управлять акционерным обществом. По­этому в странах, где институт доверительной собст­венности получил широкое распространение, лица, обладающие небольшим количеством акций, начали передавать последние с правом голоса специальным организациям в траст, получая взамен сертификат на право получения дивидендов. В законодательстве США, например, по этому поводу содержится норма, согласно которой один или более собственников ак­ций могут учредить доверительный траст с возложе­нием на доверенное лицо права голосования или иных прав с передачей акций доверенному лицу. Выходит, что, не вложив в компанию каких-либо средств, голо­сующий траст имеет возможность управлять ею.

В зави­симости от источников формирования доверительной собственности траст может быть индивидуальным, се­мейным, коллективным и корпоративным. Он бывает отзывным, когда условия управления доверительной собст­венности могут быть изменены учредителем, и безотзыв­ным, когда учредитель не имеет права изменять условия заключенного траста. Искушенные стряпчие предпочита­ют безотзывный, поскольку этот вид траста избавляет учредителя от давления и шантажа заинтересованных лиц. «Живой» траст действует только при жизни его уч­редителя, а завещательный регулирует использование доверительной собственности по завещанию учредителя и после его кончины.

У клиентуры популярен дискреционный траст, предпола­гающий свободу усмотрения доверенного лица в распоря­жении доверительной собственностью, поскольку при внеш­ней свободе действий доверенное лицо ограничено рамками письма пожеланий учредителя дискреционного траста. Бо­лее того, для негласного контроля над деятельностью тако­го траста, а точнее, его доверенного лица, учредитель впра­ве назначать своего защитпика-номинатора, мнение которо­го практически обязательно для доверенного лица.

Фиксированный траст в противоположность дискрецион­ному позволяет учредителю через контролируемые им дей­ствия бенефициара и доверенного лица управлять довери­тельной собственностью и распределять доходы от нее.

Во многих странах растет популярность взаимных тра­стовых фондов, максимально учитывающих финансовые возможности, инвестиционные намерения и интересы их вкладчиков.

Дискреционные, фиксированные и взаимные трасты широко представлены в международных трастовых опе­рациях многих оффшорных центров.

Траст может учреждаться также с целью избежания высокого налогообложения. Именно данный вид до­верительной собственности исходя из сложившейся налоговой ситуации имеет большие перспективы раз­вития в Украине. Но об этом речь пойдет ниже. Те­перь же рассмотрим возможности рецепции институ­та «разделенной собственности» в правовую систему нашего государства.

Нормативно-правовая база

В нормативной базе Украины траст открыто объя­вил о себе лишь через Декрет Кабинета Министров Украины «О доверительных обществах» от 17.03.93 г. №23-93 (далее - Декрет №23-93), Положение о хол­динговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденное Указом Президента Украины от 11.05.94 №224/94 (далее - Положение о холдингах) и Положение о финансово-промышленных группах, утвержденное Указом Пре­зидента Украины от 27.01.95 №85/95 (далее - Поло­жение о ФПГ), хотя он был известен еще со времен царской России, частью которой Украина и являлась, в виде института душеприказчиков. Последних нельзя было отнести ни к собственникам завещанного иму­щества, поскольку таковыми являлись наследники, ни к поверенным, поскольку круг полномочий душепри­казчиков по отношению к вверенному им имуществу был значительно шире.

Заем с залогом, бессрочные банковские вклады, ликвидация обанкротившихся предприятий и т.д. рас­сматривались как аналог траста.

Этот институт использовался установившейся в Украине с 1918 г. советской властью при переходе к НЭПу для управления национализированным имуще­ством (Декрет от 10.04.22 г. о государственных трес­тах). Но это был довольно специфический траст, по­скольку сильно давало о себе знать государственное вмешательство в указанные отношения. В одном из нормативно-правовых документов молодой совет­ской власти содержалось указание трестам действо­вать в соответствии с плановыми предписаниями го­сударства.

В семейном и гражданском законодательстве совет­ской Украины, сохраняющем свое действие и сегодня, закреплены нормы институтов, сходных с трастом.

Так, в ст. 136 Кодекса о браке и семье Украины (КоБС) говорится об установлении опеки над имуще­ством лиц, находящихся под опекой или попечительст­вом, если такое имущество находится в другой мест­ности либо в иных, отдельно предусмотренных зако­нодательством случаях. Здесь опекун (попечитель) яв­ляется лицом, управляющим имуществом с выгодой для подопечного, что придает отношениям опеки иму­щества сходство с отношениями доверительной собственности, а статусу опекуна (попечителя) - подобие статусу доверительного собственника. Однако, во-пер­вых, в трастовых отношениях собственник имущества является учредителем траста (и возможно, бенефициарием), назначающим доверительного собственника. В отношениях же опеки собственник является учредите­лем (выгодоприобретателем), но опекун над имущест­вом назначается другим лицом - органом опеки и по­печительства по месту нахождения имущества.

Во-вторых, в отличие от доверительного собствен­ника опекун или попечитель гораздо более ограниче­ны в своих полномочиях. Так, если единственным ограничением действий доверительного собственника является интерес бенефициария, то опекун согласно ст. 145 КоБС без разрешения органа опеки и попечи­тельства не вправе заключать сделки, а попечитель - давать согласие на их заключение, если они выходят за пределы бытовых. Такими сделками, в частности, являются договоры, требующие нотариального заве­рения и специальной регистрации, отказ от принад­лежащих подопечному имущественных прав, раздел имущества, раздел или обмен жилой площади, выда­ча письменных обязательств и т.п. К тому же органы опеки и попечительства вправе, если это необходимо для защиты интересов подопечных, ограничить право одного из родителей или опекуна (попечителя) распоряжаться окладом, внесенным кем-либо на имя подопечного.

В-третьих, доверительный собственник, как указы­валось выше, в отношениях с третьими лицами вы­ступает как «полноценный», «полновластный» соб­ственник, в то время как опекун (попечитель) заклю­чает соглашения от имени и в интересах подопечно­го, действуя как его законный представитель (ч. 1 ст. 144 КоБС).

Именно этим отличается от траста и договор по­ручения, согласно которому поверенный действует от имени и за счет доверителя (ст. 386 Гражданско­го кодекса УССР, далее - Г-К). Любопытное разли­чие состоит также в том, что поверенный уполномо­чен только на действия, в то время как доверитель­ный собственник в интересах бенефициария вправе и бездействовать.

Прекращаются трастовые и доверительные отноше­ния тоже по-разному. Основанием для прекращения первых является одностороннее волеизъявление учре­дителя. Договор поручения, кроме отмены его довери­телем, прекращается также вследствие отказа пове­ренного, смерти доверителя или поверенного, призна­ния кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или без вести пропавшим либо прекра­щения юридического лица, участвующего в договоре. При этом поверенный может отказаться от поручения в любое время (ст. 392 ГК).

Несколько институтов, весьма похожих на траст, содержат в себе наследственное право. Одним из та­ковых является предусмотренное ч. 2 ст. 546 ГК вы­полнение завещания другим, кроме наследников, ли­цом, указанным в завещании (исполнителем завеща­ния). Из части первой этой же статьи вытекает, что выполнение завещания включает в себя действия по принятию наследственного имущества, владению, пользованию и распоряжению таковым согласно воле завещателя. Институт исполнителя завещания преду­смотрен, скорее всего, для случаев, когда наследники находятся очень далеко и не могут принять наследст­во в срок или завещатель не уверен, что наследника­ми эти действия будут совершены надлежащим обра­зом и имущество не будет ими заброшено или промо­тано. Казалось бы, это — не что иное, как «советская модель» охранительного траста. Но есть в этой кон­струкции одна специфическая деталь, отличающая ее от последнего. Дело в том, что если траст возникает в силу одностороннего акта учредителя, то для назна­чения исполнителя завещания, кроме воли завещате­ля, требуется также согласие выбранного им лица, выраженное в надписи на самом завещании либо в от­дельном заявлении, приложенном к завещанию.

Далее следует упомянуть институт охраны наслед­ственного имущества, осуществляемой в интересах наследников, отказоподучателей, кредиторов и государства государственным нотариусом по месту от­крытия наследства или по местонахождению наслед­ственного имущества (в населенных пунктах, где нет государственной нотариальной конторы, эти меры могут приниматься должностным лицом исполнитель­ного комитета сельского, поселкового или городского Совета народных депутатов, совершающим нотари­альные действия) (ч. 1 ст. 558 ГК). Такая охрана про­должается до принятия наследства всеми наследника­ми, а если оно не принято — до окончания срока, ус­тановленного для принятия наследства. Нетрудно за­метить, что здесь в отличие от траста основной зада­чей указанных лиц является не эффективное исполь­зование наследственного имущества с как можно на­ибольшей выгодой для наследника, а охрана оставлен­ного завещателем имущества, его сохранность для по­следующего использования наследниками, удовлетво­рения с него требований кредиторов.

Зато при наличии в составе наследства имущества, требующего управления (жилой дом и т.п.), а также в случае предъявления иска кредиторами наследода­теля до принятия наследства наследниками государ­ственный нотариус назначает хранителя имущества, а вышеупомянутые должностные лица исполкомов назначают над указанным имуществом опекуна (ст. 559 ГК). Назначенный хранитель или опекун в отношениях с третьими лицами действуют от своего имени, а выгодоприобретателями в данном случае являются наследники.

Однако наиболее удивительным в советской эпохе эволюции украинского трастового законодательства является институт завещательного отказа, суть кото­рого состоит в том, что завещатель вправе возложить на наследника по завещанию исполнение какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают права тре­бовать его исполнения. При этом отказополучателями могут быть лица как входящие, так и не входящие в число наследников по закону (ч. 1 ст. 538 ГК).

Что это? Попытка вырваться за пределы «самодо­статочной», «безупречной» советской правовой сис­темы с многочисленными пробелами? Пробные робкие полеты мудрой мысли «великого советского законо­дателя» над запретной зоной «буржуазного» инсти­тута «разделенной собственности»? И то и другое, но грубо пресеченные, о чем свидетельствует действие данного института только в сфере наследственных от­ношений.

Но не следует забывать также о норме ст. 160 ГК, со­гласно которой, если лицо, заключившее договор, обусловило выполнение обязательства, возникшего из договора, третьему лицу, то, если иное не предусмот­рено в договоре и не вытекает из его содержания, вы­полнение может требовать как лицо, заключившее до­говор, так и третье лицо, в пользу которого оговорено выполнение. Не сходна ли она (норма) с трастом, где учредитель, указав бенефициарием третье лицо, вправе требовать от доверительного собственника надлежаще­го выполнения им соответствующих обязательств по отношению к такому выгодоприобретателю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты