Голосующий траст концентрирует и централизует капитал, подчиняет мелкие компании более крупным, способствует повышению значения общего собрания акционеров. Ведь «мелким» акционерам не так просто влиять на принятие решения, если существует небольшая группа лиц, владеющих контрольным пакетом акций и благодаря этому имеющих возможность почти монопольно управлять акционерным обществом. Поэтому в странах, где институт доверительной собственности получил широкое распространение, лица, обладающие небольшим количеством акций, начали передавать последние с правом голоса специальным организациям в траст, получая взамен сертификат на право получения дивидендов. В законодательстве США, например, по этому поводу содержится норма, согласно которой один или более собственников акций могут учредить доверительный траст с возложением на доверенное лицо права голосования или иных прав с передачей акций доверенному лицу. Выходит, что, не вложив в компанию каких-либо средств, голосующий траст имеет возможность управлять ею.
В зависимости от источников формирования доверительной собственности траст может быть индивидуальным, семейным, коллективным и корпоративным. Он бывает отзывным, когда условия управления доверительной собственности могут быть изменены учредителем, и безотзывным, когда учредитель не имеет права изменять условия заключенного траста. Искушенные стряпчие предпочитают безотзывный, поскольку этот вид траста избавляет учредителя от давления и шантажа заинтересованных лиц. «Живой» траст действует только при жизни его учредителя, а завещательный регулирует использование доверительной собственности по завещанию учредителя и после его кончины.
У клиентуры популярен дискреционный траст, предполагающий свободу усмотрения доверенного лица в распоряжении доверительной собственностью, поскольку при внешней свободе действий доверенное лицо ограничено рамками письма пожеланий учредителя дискреционного траста. Более того, для негласного контроля над деятельностью такого траста, а точнее, его доверенного лица, учредитель вправе назначать своего защитпика-номинатора, мнение которого практически обязательно для доверенного лица.
Фиксированный траст в противоположность дискреционному позволяет учредителю через контролируемые им действия бенефициара и доверенного лица управлять доверительной собственностью и распределять доходы от нее.
Во многих странах растет популярность взаимных трастовых фондов, максимально учитывающих финансовые возможности, инвестиционные намерения и интересы их вкладчиков.
Дискреционные, фиксированные и взаимные трасты широко представлены в международных трастовых операциях многих оффшорных центров.
Траст может учреждаться также с целью избежания высокого налогообложения. Именно данный вид доверительной собственности исходя из сложившейся налоговой ситуации имеет большие перспективы развития в Украине. Но об этом речь пойдет ниже. Теперь же рассмотрим возможности рецепции института «разделенной собственности» в правовую систему нашего государства.
Нормативно-правовая база
В нормативной базе Украины траст открыто объявил о себе лишь через Декрет Кабинета Министров Украины «О доверительных обществах» от 17.03.93 г. №23-93 (далее - Декрет №23-93), Положение о холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденное Указом Президента Украины от 11.05.94 №224/94 (далее - Положение о холдингах) и Положение о финансово-промышленных группах, утвержденное Указом Президента Украины от 27.01.95 №85/95 (далее - Положение о ФПГ), хотя он был известен еще со времен царской России, частью которой Украина и являлась, в виде института душеприказчиков. Последних нельзя было отнести ни к собственникам завещанного имущества, поскольку таковыми являлись наследники, ни к поверенным, поскольку круг полномочий душеприказчиков по отношению к вверенному им имуществу был значительно шире.
Заем с залогом, бессрочные банковские вклады, ликвидация обанкротившихся предприятий и т.д. рассматривались как аналог траста.
Этот институт использовался установившейся в Украине с 1918 г. советской властью при переходе к НЭПу для управления национализированным имуществом (Декрет от 10.04.22 г. о государственных трестах). Но это был довольно специфический траст, поскольку сильно давало о себе знать государственное вмешательство в указанные отношения. В одном из нормативно-правовых документов молодой советской власти содержалось указание трестам действовать в соответствии с плановыми предписаниями государства.
В семейном и гражданском законодательстве советской Украины, сохраняющем свое действие и сегодня, закреплены нормы институтов, сходных с трастом.
Так, в ст. 136 Кодекса о браке и семье Украины (КоБС) говорится об установлении опеки над имуществом лиц, находящихся под опекой или попечительством, если такое имущество находится в другой местности либо в иных, отдельно предусмотренных законодательством случаях. Здесь опекун (попечитель) является лицом, управляющим имуществом с выгодой для подопечного, что придает отношениям опеки имущества сходство с отношениями доверительной собственности, а статусу опекуна (попечителя) - подобие статусу доверительного собственника. Однако, во-первых, в трастовых отношениях собственник имущества является учредителем траста (и возможно, бенефициарием), назначающим доверительного собственника. В отношениях же опеки собственник является учредителем (выгодоприобретателем), но опекун над имуществом назначается другим лицом - органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества.
Во-вторых, в отличие от доверительного собственника опекун или попечитель гораздо более ограничены в своих полномочиях. Так, если единственным ограничением действий доверительного собственника является интерес бенефициария, то опекун согласно ст. 145 КоБС без разрешения органа опеки и попечительства не вправе заключать сделки, а попечитель - давать согласие на их заключение, если они выходят за пределы бытовых. Такими сделками, в частности, являются договоры, требующие нотариального заверения и специальной регистрации, отказ от принадлежащих подопечному имущественных прав, раздел имущества, раздел или обмен жилой площади, выдача письменных обязательств и т.п. К тому же органы опеки и попечительства вправе, если это необходимо для защиты интересов подопечных, ограничить право одного из родителей или опекуна (попечителя) распоряжаться окладом, внесенным кем-либо на имя подопечного.
В-третьих, доверительный собственник, как указывалось выше, в отношениях с третьими лицами выступает как «полноценный», «полновластный» собственник, в то время как опекун (попечитель) заключает соглашения от имени и в интересах подопечного, действуя как его законный представитель (ч. 1 ст. 144 КоБС).
Именно этим отличается от траста и договор поручения, согласно которому поверенный действует от имени и за счет доверителя (ст. 386 Гражданского кодекса УССР, далее - Г-К). Любопытное различие состоит также в том, что поверенный уполномочен только на действия, в то время как доверительный собственник в интересах бенефициария вправе и бездействовать.
Прекращаются трастовые и доверительные отношения тоже по-разному. Основанием для прекращения первых является одностороннее волеизъявление учредителя. Договор поручения, кроме отмены его доверителем, прекращается также вследствие отказа поверенного, смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или без вести пропавшим либо прекращения юридического лица, участвующего в договоре. При этом поверенный может отказаться от поручения в любое время (ст. 392 ГК).
Несколько институтов, весьма похожих на траст, содержат в себе наследственное право. Одним из таковых является предусмотренное ч. 2 ст. 546 ГК выполнение завещания другим, кроме наследников, лицом, указанным в завещании (исполнителем завещания). Из части первой этой же статьи вытекает, что выполнение завещания включает в себя действия по принятию наследственного имущества, владению, пользованию и распоряжению таковым согласно воле завещателя. Институт исполнителя завещания предусмотрен, скорее всего, для случаев, когда наследники находятся очень далеко и не могут принять наследство в срок или завещатель не уверен, что наследниками эти действия будут совершены надлежащим образом и имущество не будет ими заброшено или промотано. Казалось бы, это — не что иное, как «советская модель» охранительного траста. Но есть в этой конструкции одна специфическая деталь, отличающая ее от последнего. Дело в том, что если траст возникает в силу одностороннего акта учредителя, то для назначения исполнителя завещания, кроме воли завещателя, требуется также согласие выбранного им лица, выраженное в надписи на самом завещании либо в отдельном заявлении, приложенном к завещанию.
Далее следует упомянуть институт охраны наследственного имущества, осуществляемой в интересах наследников, отказоподучателей, кредиторов и государства государственным нотариусом по месту открытия наследства или по местонахождению наследственного имущества (в населенных пунктах, где нет государственной нотариальной конторы, эти меры могут приниматься должностным лицом исполнительного комитета сельского, поселкового или городского Совета народных депутатов, совершающим нотариальные действия) (ч. 1 ст. 558 ГК). Такая охрана продолжается до принятия наследства всеми наследниками, а если оно не принято — до окончания срока, установленного для принятия наследства. Нетрудно заметить, что здесь в отличие от траста основной задачей указанных лиц является не эффективное использование наследственного имущества с как можно наибольшей выгодой для наследника, а охрана оставленного завещателем имущества, его сохранность для последующего использования наследниками, удовлетворения с него требований кредиторов.
Зато при наличии в составе наследства имущества, требующего управления (жилой дом и т.п.), а также в случае предъявления иска кредиторами наследодателя до принятия наследства наследниками государственный нотариус назначает хранителя имущества, а вышеупомянутые должностные лица исполкомов назначают над указанным имуществом опекуна (ст. 559 ГК). Назначенный хранитель или опекун в отношениях с третьими лицами действуют от своего имени, а выгодоприобретателями в данном случае являются наследники.
Однако наиболее удивительным в советской эпохе эволюции украинского трастового законодательства является институт завещательного отказа, суть которого состоит в том, что завещатель вправе возложить на наследника по завещанию исполнение какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают права требовать его исполнения. При этом отказополучателями могут быть лица как входящие, так и не входящие в число наследников по закону (ч. 1 ст. 538 ГК).
Что это? Попытка вырваться за пределы «самодостаточной», «безупречной» советской правовой системы с многочисленными пробелами? Пробные робкие полеты мудрой мысли «великого советского законодателя» над запретной зоной «буржуазного» института «разделенной собственности»? И то и другое, но грубо пресеченные, о чем свидетельствует действие данного института только в сфере наследственных отношений.
Но не следует забывать также о норме ст. 160 ГК, согласно которой, если лицо, заключившее договор, обусловило выполнение обязательства, возникшего из договора, третьему лицу, то, если иное не предусмотрено в договоре и не вытекает из его содержания, выполнение может требовать как лицо, заключившее договор, так и третье лицо, в пользу которого оговорено выполнение. Не сходна ли она (норма) с трастом, где учредитель, указав бенефициарием третье лицо, вправе требовать от доверительного собственника надлежащего выполнения им соответствующих обязательств по отношению к такому выгодоприобретателю.