Трастовые компании на финансовом рынке Украины

Итак, несмотря на провозглашение траста чуждым для советской правовой системы институтом, на яро­стное сопротивление его рецепции отдельные и, как видим, существенные его признаки «проглядывали» сквозь «непробиваемую» стену социалистического за­конодательства, подтверждая тем самым, что без этой юридической конструкции полноценное осуществле­ние имущественных интересов лиц (физических и юридических) является весьма затруднительным и даже невозможным.

«Постсоциалистический» траст

Каков же он, траст, глазами нынешнего украинского «властелина» (мы нарочно избегаем термина «законодатель, поскольку, как можно было заметить выше, этими вопросами напрямую занимаются лишь исполнительная власть в лице Кабмина и Президент Украины)?

Определение траста и Декрете №23-93 отсутствует, но общее понятие об украинской интерпретации этого института можно сформировать путем системного анализа норм указанного правового документа.

Так, доверительное общество Кабмин определил как общество с дополнительной ответственностью, осущетвляющее представительскую деятельность согласно договору, заключенному с доверителями имущества, о реализации их прав собственников. В состав траста были включены денежные средства доверителя, принадлежащие ему ценные бумаги и документы, подтверждающие право собственности такого лица (ч. 1 ст. 1 Декрета №23-93).

То есть по сравнению с «классическим» трастом, распространенным в развитых странах, «украинский» траст имеет следующие особенности. Во-первых, возникают трастовые отношения в Украине на основании договора, то есть двустороннего соглашения между доверителем имущества (именно так именуется в Декрете №23-93 учредитель траста) и доверительным обществом, а не одностороннего волеизъявления первого субъекта.

Во-вторых, если доверителем имущества может быть как юридическое лицо, так и гражданин, которые передают доверительному обществу полномочия собственника принадлежащего имущества в соответствии с условиями заключенного между ними договора (часть вторая указанной статьи), то доверительным собстаенником может быть только юридическое лицо, которым и является доверительное общество. В-третьих, по кабминовской логике выгодоприобретателем в отношениях «украинского» траста может быть только доверитель имущества, поскольку действия участников доверительного общества, осущесталяющих доверительные операции от его имени (дове­ренных лиц), должны быть направлены исключитель­но на реализацию интересов собственников по усло­виям заключенного между ними договора (ч. 2 ст. 3 Декрета №23-93).

Но самое интересное (и это в-четвертых) касается все-таки статуса доверительного общества, в котором даже весьма невооруженным глазом просматривается существенное противоречие и, как следствие, неопре­деленность правового положения. Дело в том, что в определении доверительного общества речь идет об осуществлении им представительской деятельности, в то время как доверители имущества передают ему полномочия собственника как такового, а не предста­вителя этих лиц как собственников. Таким образом, в правовом поле Украины четко не определено, кем именно - представителями или «полноценными» соб­ственниками - являются доверенные лица. Впрочем, дальнейший анализ норм Декрета № 23-93 показыва­ет, что траст в нашем государстве понимается более как представительство, нежели вид собственности. Так, согласно ч. 3 ст. 3 этого нормативно-правового акта доверенные лица лично выполняют свои обязан­ности перед доверителями имущества, однако устав­ным договором может быть предусмотрена передача полномочий доверенного лица другому участнику, а также другому лицу по доверенности на срок, не пре­вышающий одного года.

Кстати, мысль о представительском характере трас­та подтверждается также ч. 1 ст. 4 Декрета №23-93, где доверительными операциями, осуществляемыми доверительными обществами для граждан, названы сохранение и представительские услуги для обслужи­вания имущества доверителей.

Зато совершенно иначе этот институт воспринима­ется, когда знакомишься с «прайсом» доверительных услуг для юридических лиц. Здесь уже можно найти распоряжение имуществом, агентские услуги, ведение счетов для собственников ценных бумаг юридических лиц, пользующихся услугами доверительного общест­ва, и управление голосующими акциями, переданными доверительному обществу путем участия в общем со­брании акционерного общества. Последнее, кстати, очень напоминает голосующий траст. Разница между этим видом доверительной собственности и упомяну­той услугой состоит в том, что доверительный собст­венник выступает на общем собрании акционеров как собственник голосующих акций, а доверенное лицо - как представитель доверителя.

Интересно, что при таком неопределенном статусе доверенное лицо несет большую ответственность. Так, согласно ч. 4 ст. 2 Декрета №23-93 участники общества отвечают по обязательствам доверительного об­щества своими взносами в уставный фонд, а при не­достаточности этим сумм - дополнительно принадле­жащим  им имуществом в пятикратном размере к взносу каждого участника. А для обеспечения этой ответственности суммарная стоимость имущества, ко­торое берется доверенным лицом у доверителей на обслуживание, была ограничена долей доверенного лица в уставном фонде доверительного общества и соответственно его личной дополнительной ответст­венностью. Но, несмотря на все эти обеспечения и ограничения, огромное количество представителей ни­чего не понимающей массы-«демоса» были обмануты своими доверенными лицами и оставлены со всем спо­им «кратосом» у «разбитых корытусов».

Из изложенной выше общей характеристики дове­рительных обществ следует, что говорить о появлении «классического» траста (тем более в лучшем понима­нии этого института - как отношений, построенных на не обманутом доверии) в нашей стране еще рано. Право Украины закрепило пока только некое подобие этого института. Хотя, например, холдинговая компа­ния как один из видов доверительного собственника определена в нормативной базе довольно верно и чет­ко, «классически». Таковой признается хозяйствую­щий субъект, который владеет контрольными пакетами акций других, одного или больше, хозяйствующих субъектов, называемых дочерними предприятиями. Контрольным пакетом акций считается такое их количество (пай, доля в уставном фонде), которое дает право холдинговой компании осуществлять фактичес­кий контроль над хозяйствующим субъектом. Реше­ние о подтверждении наличия контрольного пакета акций, если его размер составляет меньше 51 процен­та, принимает Антимонопольный комитет Украины (п. 2 Положения о холдингах).

Еще одной попыткой рецепции доверительной соб­ственности в правовую систему Украины являются ФПГ, которые согласно п. 2 Положения о ФПГ пред­ставляют собой уставные или договорные юридичес­кие лица, созданные путем объединения промышлен­ными предприятиями, организациями, банками и дру­гими субъектами предпринимательской деятельности (передачи в собственность, в управление, в том числе доверительное) принадлежащего им (закрепленного за ними) имущества, финансовых ресурсов, а также передачи права управления хозяйственной деятельно­стью для централизованного управления производст­венной, научной, финансовой и коммерческой дея­тельностью. Казалось бы, весьма прогрессивная нор­ма, рассматривающая институт траста (называя его доверительным управлением) гораздо шире, чем вы­шеприведенные. Однако Постановлением Верховной Рады Украины от 2.03.95 г. №85/95-ВР на указ, ут­верждающий Положение о ФПГ, было наложено ве­то в связи с противоречием этого акта многим нор­мам действующего законодательства, в том числе ан­тимонопольного.

Но дальше - интересней. Несмотря на наложенное вето, ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7.12.2000 г. No 2121-III (далее - Закон о банках) предусматривает для банков воз­можность быть участниками финансово-промышлен­ных групп, правда, при условии соблюдения антимонопольного законодательства Украины. Выходит, законодатель все-таки начал задумываться о значи­мости института доверительной собственности и та­кого вида ее субъектов, как ФПГ. Однако если это так, то почему закон о финансово-промышленных группах в Украине за прошедшие с момента наложе­ния вето на указ шесть лет так и не был принят? А может, депутаты просто забыли о своем постановле­нии №85/95-ВР?

Другие доверительные собственники

Если имеет место последнее, то следует отметить, что такая забывчивость представителей высших эше­лонов власти позволяет узреть в отечественном праве любопытные вещи, Оказывается, роль доверительных собственников могут выполнять не только довери­тельные общества, обманывающие своих доверителей, или ФПГ, «клейменые» наложением на указ о них ве­то, но и другие субъекты развивающегося украинско­го рынка, в том числе банки. Ведь кроме участия в ФПГ, такие учреждения вправе также объединяться в банковские холдинговые группы и в финансовые хол­динговые группы.

Субъектом, обладающим статусом, подобным ста­тусу доверительного собственника, является ликви­дационная комиссия предприятия, которая согласно п. 2 ст. 35 Закона Украины «О предприятиях в Ук­раине» от 27.03.91 г. №887-ХП размещает в офици­альной прессе по местонахождению ликвидируемого предприятия публикацию о его ликвидации и о по­рядке и сроках заявления кредиторами претензий. Вместе с такой публикацией ликвидкомиссия обяза­на провести работу по взысканию дебиторской за­долженности предприятию и выявлению претензий кредиторов с уведомлением последних о ликвидации предприятия. Данные полномочия осуществляются этим органом от своего имени, то есть перед треть­ими лицами ликвидкомиссия выступает в роли соб­ственника предприятия.

В соответствии со ст. 13 Закона Украины «О во­зобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. №2343-ХП (Закон о банкротстве) распорядитель имущества предприятия, о банкротстве которого возбуждено дело в хозяйственном суде, осуществляет свои пол­номочия с учетом интересов должника и его креди­торов. А полномочия у такого лица довольно боль­шие. Так, лишь с его согласия органами управления должника принимается решение об участии послед­него в ассоциациях, союзах, холдинговых компани­ях, промышленно-финансовых группах, других объе­динениях юридических лиц.

Исключительно по соглашению с распорядителем имущества руководителем или органом управления должника заключаются сделки:

§           передачи недвижимого имущества в аренду, залог, внесения указанного имущества в качестве взноса и уставный фонд хозяйственного общества либо распоряжения таким имуществом иным образом;

§           получения и иыдачи ссуд (кредитов), поручитель­ства и выдачи гарантий, уступки требований, перевод долга, а также передачи в доверительное управление имущества должника;

§           распоряжения другим имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более одно­го процента балансовой стоимости активов должника.

Кроме того, в «банкротном» праве существуют так­же институты арбитражного управляющего и ликви­датора, нормы которых подобны нормам о трасте (развитого капитализма».

По решению инвестора права владения, пользова­нии и распоряжения инвестициями, а также резуль­татами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам. Взаимоотно­шения при такой передаче прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров (п. 3 ст. 7 Зако­на Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.91 г. №1560-ХП). Эта норма еще раз подтверж­дает, что Украина склонна относить траст к договор­ным институтам.

Однако самой любопытной и в то же время самой выгодной является возможность передачи имущества в доверительную собственность адвокатскому объеди­нению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты