Вопросы регулирования труда несовершеннолетних

– налоговые льготы по обеспечению занятости граждан в счет установленной брони.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов
доводятся до конкретных нанимателей, которым устанавливается броня приема на работу [23, с. 243].

На практике в решениях местных исполнительных и распорядительных органов об установлении нанимателям брони рабочих мест довольно часто не указывается, за счет чьих средств производится бронирование и какие предлагаются налоговые льготы.

Трудоустройство граждан в счет установленной брони (включая трудоустройство на дополнительные рабочие места, созданные в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов) осуществляется только по направлениям центров занятости населения [19].

Трудоустройство в счет установленной брони приема на работу граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, обеспечивается при взаимодействии центров занятости населения и нанимателей и осуществляется в следующем порядке:

1. Центры занятости населения, получив от нанимателей сведения о наличии рабочих мест, предусмотренных решениями местных исполнительных и распорядительных органов, для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда:

– анализируют соответствие имеющихся рабочих мест категориям безработных, подлежащих трудоустройству в счет установленной брони;

– при необходимости организуют соответствующую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных за счет средств фонда занятости;

– своевременно информируют безработных о возможности трудоустройства в счет брони и на создаваемые дополнительные рабочие места;

– в трехдневный срок после получения сведений от нанимателей о наличии свободных рабочих мест или о создании дополнительных рабочих мест направляют для трудоустройства безработных. Безработным выдается направление на работу по форме 7, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №8 «Об утверждении форм регистрационных документов, связанных с учетом граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости, и инструкций по их заполнению».

2. Наниматели обязаны:

– письменно уведомлять центры занятости населения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты (п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о занятости) для трудоустройства безработных в. соответствии с заданиями местных исполнительных и распорядительных органов;

– с учетом планируемых для трудоустройства категорий безработных в установленные сроки создавать дополнительные рабочие места;

– в трехдневный срок с момента обращения безработных, направленных центрами занятости населения, обеспечивать их трудоустройство;

– при отказе в трудоустройстве уведомлять об этом письменно в этот же срок центры занятости населения с указанием причин отказа в приеме на работу.

3. Безработный обязан в течение двух рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости (ст. 9 Закона о занятости).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона о занятости и п. 1. ст. 16 ТК наниматели обязаны принимать на работу граждан, направленных государственной службой занятости в счет брони.

Таким образом, государственные органы заботятся о трудоустройстве граждан, в том числе и несовершеннолетних.


3. Охрана труда несовершеннолетних

3.1 Понятие охраны труда


В производственной деятельности трудовых коллективов, организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, важное место занимают вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья. Все эти аспекты сведены в важнейший раздел, именуемый «Охрана труда» [20, с.З].

Любой производственный процесс, не может стабильно осуществляться без соблюдения правил и норм охраны труда. Эти нормы и правила закреплены в достаточно большом количестве документов, как отраслевого, так и межотраслевого характера.

Эффективное обеспечение охраны труда, может осуществляться качественно лишь в случае регулирования этих отношений в нормативно-правовых актах.

Ведущая роль здесь принадлежит Трудовому кодексу Республики Беларусь, в котором определяются общие условия охраны труда; права и обязанности нанимателей и наемных работников по обеспечению охраны труда, соблюдению законодательства в этой области; устанавливаются правила по расследованию и учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также регламентируются иные вопросы, касающиеся организации работы по охране труда. Кроме того, в развитие норм Трудового кодекса правовые предписания об охране труда получили закрепление и в иных актах различных государственных органов.

Необходимо отметить, что после распада Советского Союза и обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета и независимости специалисты в области охраны труда, ученые, в том числе и ученые-правоведы, подготовили и опубликовали немало материалов. В последнее время транслируется много передач о безопасном ведении работ на производстве и недопущении травматизма и профессиональных заболеваний. Вместе с тем, практика показывает, что есть необходимость освещения данных проблем в более концентрированном виде, поскольку обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан в ходе выполнения трудовых и близких им по характеру обязанностей, в частности, по гражданско-правовым до-говорам, вызывает немало вопросов. Они требуют детального изучения и разрешения на всех уровнях: у руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, специалистов по охране труда, наемных работников.

В последнее время активное развитие получили новые формы хозяйствования, увеличилось количество организаций, создаваемых на основе частной формы собственности, индивидуальных предпринимателей. В этой связи, а также из-за возрастающих в целом требований к охране труда возникает острая потребность в наличии изданий, направленных на отражение особенностей регулирования охраны труда в современных условиях, с учетом изменений и дополнений, которые вносятся в нормативные правовые акты.

Под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства [21, с. 592].

В юридической литературе охрана труда рассматривается с одной стороны как один из принципов трудового права, а с другой – как самостоятельный институт данной отрасли права.

В нормотворческой практике понятие «охрана труда» употребляется в широком и узком смысле. Охрана труда в широком смысле – это содержание всех норм трудового права.

В широкое понимание охраны труда следует включить:

– комплекс правовых мер, направленных против необоснованных увольнений с работы;

– меры, направленные на недопустимость массового заключения контрактов с работниками, которые принимались на работу по трудовому договору на неопределенный срок, без учета условий, предусмотренных законодательством о труде, регламентирующих правоотношения по контрактной системе найма;

– отклонения от нормативного режима рабочего времени и времени отдыха;

– мероприятия, касающиеся социальной защиты наемных работников и др.

С правовой точки зрения в более узком понимании этот термин употребляется как система нормативно-правового обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно профилактических мер и средств, направленных на недопущение случаев травматизма и заболеваемости на производстве.

Правовые нормы, предусмотренные институтом охраны труда в отрасли трудового права, включают в себя:

– правила и нормы по охране труда и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);

– санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

– государственные стандарты в системе безопасности труда (ССТБ);

– строительные нормы и правила (СНиП);

– специальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков, инвалидов;

– нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда лиц, работающих по найму и гражданско-правовым договорам;

– положения и инструкции.

Таким образом, охрана труда определяет систему организационно-правовых средств (мер), которые обязательны для исполнения (применения) нанимателями, руководителями и специалистами различных субъектов народнохозяйственной деятельности.

3.2 Обязательные медицинские осмотры


Медицинские осмотры необходимы для обеспечения безопасных условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний.

В ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь содержатся правовые предписания об обязательных медицинских осмотрах работников некоторых категорий.

На нанимателей законом возложена обязанность организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении граждан на работу, а периодические в течение трудовой деятельности наемного работника, с которым было заключено трудовое соглашение [22, с. 26].

Проведение предварительных осмотров производится только по направлению нанимателя с указанием производств, профессий и профессиональных вредностей согласно перечню вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов при работе с которыми обязательны предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры. При этом необходимо иметь в виду что согласно ГОСТу 12.1.007–76 ССБТ «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» под вредным веществом понимается вещество, которое при контакте с организмом человека может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Периодические медицинские осмотры проводятся с целью предупреждения профессиональных заболеваний.

Как предварительные, так и периодические медицинские осмотры осуществляются в соответствии с Перечнем вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов; Перечнем работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические в процессе трудовой деятельности медицинские осмотры; Перечнем контингентов, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам для предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, которые являются приложениями к Порядку проведения обязательных медицинских осмотров работников, утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. №33 [54] (далее – Порядок).

Предварительные и ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, предусмотренные ст. 275, установлены в соответствии с ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Конвенций МОТ №77 «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.) и №78 «Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.). Обе Конвенции предусматривают, что дети и подростки моложе 18 лет не принимаются на работу, «если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что они пригодны для работы, на которой они должны быть использованы» и что работающая по найму эта категория работников «должна находиться под медицинским наблюдением с целью определения их пригодности к работе до тех пор, пока такому ребенку или подростку не исполнится восемнадцать лет».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты