Вопросы регулирования труда несовершеннолетних

Следует учитывать и то, что все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения ими совершеннолетия, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру [23, с. 91].

При длительной работе ребёнка или подростка моложе восемнадцати лет медицинское освидетельствование должно проводится периодически, не менее 1 раза в год. В случае, если будет установлено, что состояние здоровья ребёнка препятствует исполнению трудовых обязанностей, заключение врача будет основанием для перевода его на другую работу. Медицинское освидетельствование проводится квалифицированным врачом. Заключение врача является основанием для определения характера работы.

Закон установил (ч. 2 ст. 228 ТК), что на время прохождения периодического медицинского осмотра за работником сохраняются его место работы, то есть конкретный наниматель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), должность (служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности) и средний заработок, то есть заработная плата за конкретное исполнение трудовых обязанностей.

Можно сделать вывод, что обязательным медицинским осмотрам подлежат лишь те категории специалистов, для которых законодательством установлена необходимость прохождения медицинского освидетельствования при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности.

3.3 Работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет


С целью обеспечения нормального развития несовершеннолетних законодатель предусмотрел виды работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах.

Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. [24].

Лица моложе 18 лет не могут быть приняты на работы с вредными либо опасными условиями труда. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. №13 (Сборник нормативных актов о труде Республики Беларусь: В 8 т. Т. 6. Защита социальных и экономических интересов / Сост. Б.А. Волков. Мн.: Амалфея, 1997. С. 100–179).

Применение труда лиц, не достигших 18 лет, предусмотренных Списком, запрещается всем нанимателям независимо от форм собственности и видов деятельности (п. 2 вышеуказанного постановления Министерства труда).

Если в Списке указаны профессии рабочих под общим названием (например, вальцовщик стана холодного проката труб, сталевар и т.д.), то ограничение использования труда лиц моложе 18 лет распространяется также на подручных, помощников и старших рабочих этих профессий.

При прохождении производственной практики (производственно го обучения) лица, не достигшие 18-летнего возраста, обучающиеся в общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, могут находиться на работах, предусмотренных в Списке, не свыше четырех часов в день (п. 2 того же постановления Министерства труда).

Помимо этого лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работе по совместительству (ч. 2 ст. 348 ТК), а также к выполнению работ, связанных с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящих ущерб нравственности подростка и выполняемых вахтовым методом (п. 10 Положения от 24 мая 2002 г. №84).

Учащаяся молодежь в возрасте от 14 до 16 лет привлекается для выполнения только определенного вида работ. Эти работы должны быть легкими, не являться вредными для здоровья и развития несовершенно летнего, не наносить ущерб посещаемости ими учебных заведений. Перечень этих работ утверждается Министерством здравоохранения (см. приложение 1).

В ч. 3 ст. 274 установлен запрет по подъему и перемещению лицами, не достигшими 18 лет, тяжестей вручную сверх установленных для них предельных норм.

Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. №116 (Бюллетень нормативно-правовых актов. 1998. №2).

Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет (см. приложение 2).

В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м; высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и др.) – 0,5 м. [25]

Законодатель устанавливает предельно допустимые нормы подъема и перемещения тяжестей вручную в зависимости от пола и возраста подростка; подъема груза с рабочей поверхности или с пола; выполнения работы только по подъему и перемещению тяжестей либо чередования ее с другой работой. Переноска и передвижение тяжестей подростками от 14 до 18 лет допускается в тех случаях, когда они непосредственно связаны с выполняемой постоянной профессиональной работой и отнимают не более 1/3 рабочего времени (п. 3 Примечания к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. №116).

Важным элементом системы трудового обучения является общественно полезный труд учащихся. Содержание его также определяется с учетом возраста и здоровья учащихся. Главное направление их трудовой деятельности посильное участие в производительном труде, в благоустройстве и озеленении городов и сел, в мероприятиях по охране природы, самообслуживании, сборе макулатуры и металлолома, помощи дошкольным учреждениям. Нельзя привлекать учащихся к труду, связанному с большой физической нагрузкой, не отвечающей возрасту: например, запрещается детям I–IV классов мыть полы, подросткам V–VIII классов – производить натирку полов, погрузку или разгрузку тяжестей; запрещается привлекать учащихся к труду, опасному для жизни, например, производить очистку крыши от снега, мытье и протирку осветительной арматуры и оконных стекол на любом этаже, выполнять дезинфекцию, обслуживать котельные, работать с ядохимикатами. Запрещается привлекать к работам, опасным в эпидемиологическом отношении: к уборке санузлов, умывальных комнат, мест общего пользования.

При работах на пришкольном участке ограничен объем ведер и леек: для детей 8–10 лет – не более Зл, 11–12 лет – 4 л, 13–14 лет-6 л, 15–16 лет –8 л. В целях предупреждения перегрузки детей и подростков на общественно полезный труд единовременно должно затрачиваться:

– учащимися I–IV классов – не более 30 мин;

– V–VIII классов – 45 мин;

1Х-Х1 классов – 1,5 ч. В период производственной практики для учащихся VIII–IX классов – 16 дней по 4 ч, X класса – 20 дней по 6 ч ежедневно. Срок окончания временной работы должен быть установлен не позднее 15 августа [26].


3.4 Органы, осуществляющие контроль в области охраны труда


Согласно ст. 462, 463 ТК контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

– Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством. Компетенция органов прокуратуры, заключается в том, что они, осуществляя надзор за соблюдением законов по различным направлениям, играют важную роль в защите трудовых прав работников. Защита трудовых прав работников осуществляется путем исполнения прокурорскими работниками своих обязанностей в виде общего надзора за соблюдением законодательства, предметом которого является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами особое внимание прокуратурой уделяется проверке соблюдения законодательства об охране труда несовершеннолетних. При этом проверяется, имеется ли согласие одного из родителей на работу лица в возрасте от 14 до 18 лет; не нарушает ли процесс обучения работа такого несовершеннолетнего и не причиняет ли она вред здоровью; не является ли работа лиц моложе 18 лет тяжёлой или работой с вредными или опасными условиями труда, соблюдается ли продолжительность рабочего времени несовершеннолетних и проводятся ли медицинские осмотры несовершеннолетних при приёме на работу и ежегодно до достижения совершеннолетия. [27].

– Специально уполномоченные государственные органы и инспекции.

– Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возложен на Генерального прокурора республики.

– К специальным органам и инспекциям относятся: Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору, Министерство труда и социальной защиты населения, Государственный санитарный надзор, Государственный пожарный надзор, Государственный технический надзор, Государственная автомобильная инспекция и др.

– Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях.

– Внутриведомственный контроль осуществляется подразделениями охраны труда, а также должностными лицами в областных, городских, районных отделах образования по подчиненным им учреждениям. Этот вид контроля имеет существенное значение, поскольку вся полнота ответственности за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в учреждениях и в учебных заведениях возложена на административно-хозяйственные организации.

– Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии возложен и на профессиональные союзы и их организации на местах [12, с. 20].

Тем не менее, анализ практики и проводимые государственными органами и профессиональными союзами проверки показывают, что за частую несовершеннолетним не устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени, их труд используется на тяжёлых работах, кроме того, несовершеннолетние привлекались к сверхурочным работам.




Заключение


В Республике Беларусь приняты меры, к приведению положения несовершеннолетних в области трудовых правоотношений в соответствие с современными общемировыми тенденциями и требованиями. Законодательством Республики Беларусь установлена система правовых норм, регламентирующих труд несовершеннолетних и обеспечивающих им защиту от дискриминации в трудовых правоотношениях.

Вместе с тем, установленные законодательством гарантии и льготы для несовершеннолетних на практике имеют и обратную силу. Многие наниматели не заинтересованы принимать на работу несовершеннолетних, что снижает возможность трудоустройства лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Работая в данном направлении, Национальное Собрание Республики Беларусь и Президент Республики Беларусь должны проводить реформирование законодательства о правовом регулировании труда несовершеннолетних, путём создания специальных программ поддержки молодёжи. Также, для стимулирования нанимателей к использованию труда несовершеннолетних необходимо разработать систему мер, увеличивающих их заинтересованность в нём.

Мы считаем, что государство должно более активно участвовать в привлечении несовершеннолетних к посильной трудовой деятельности создавая для них резерв рабочих мест службой занятости и поощрять организации выделяющее рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет.

Задачи воспитания молодёжи на производстве не должны ограничиваться только профессиональной подготовкой. В коллективе каждого предприятия должны быть созданы такие условия, чтобы несовершеннолетний приходя на производство имел возможность не только в максимально короткие сроки освоить свою профессию и стать высококвалифицированным работникам, но и пройти и хорошую школу воспитания.

Наиболее эффективная форма воспитания несовершеннолетних – личный пример более опытных работников, которые способны передать им лучшие трудовые идейно – нравственные принципы трудового коллектива. По этому выступающие в роли воспитателей работники кроме профессионального мастерства и педагогических навыков, должны обладать ещё соответствующими нравственными качествами такими как, скромность и тактичность, честность и справедливость. Доверие к молодому работнику, уважение и симпатия к нему проявления заботы и доброжелательности – всё это создаёт хороший моральный климат.



Список использованных источников


1.     О ратификации Конвенции о правах ребенка: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 28 июля 1990 г. №217-ХШ/ Ведамасщ Вярхоунага Савета Беларускай ССР. – 1990. – №1. – ст. 7

2.     Гражданский кодекс Республики Беларусь: текст Кодекса по состоянию на 14 января 2004 г. – Мн.: Амолфея, 2004. – 656с

3.     Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №296–3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – №80. – 2/70. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №218–3 // Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублш Беларусь. – 1999. – №7–9.-ст. 101.

4.     Конституция Республики Беларусь 1994 г.: С изменениями и дополнениями. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – Мн: Беларусь. – 1997. -94 с.

5.     Севостьянов Г.М; Штифанов В.И. Охрана труда. Труд женщин. Труд молодёжи. – Мн.: Профи издат, 1994. – 80с

6.     Юридический справочник работника по кадрам В 2 ч Ч 2 / Под общей ред. кандидата юрид. наук, доцента Г.Б. Шишко. – Мн.: Амалфея, 2001. -720с

7.     Скрипченко Д.Г. Особенности оплаты труда и режима работы несовершеннолетних // Кадровая служба. – 2006. – №1. – с 99–103.

8.     Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г.

9.     Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. -2-е изд, перераб, и доп. – Мн.: Амалфея, 2003. -1120 с.

10. Секач И.С Основы производства по охране труда в республике Беларусь. – Мн.: ЗАО «Белбизнеспресс», 1998. – 180 с.

11.06 утверждении Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей, с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 20 марта 1995 г. №28 // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 1995. – №7.

12.0 государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. №157 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1998. – №9.-ст. 223

13. Беляев М.Б Детский труд // Отдел кадров. – 2003.– №6. – с46–50

14. Трудовое право: Учебник/ В.И Семенков, В.Н Артемова, Г.А Василевич и др; Под общей ред. Семенкова В.И. – Мн.: Амалфея, 1997. – 592 с.

15. Охрана труда и основы энергосбережения: Учеб, пособие / Э.М Кравченя, Р.Н. Козел, И.П. Свирид. – Мн.: Тетрасистемс, 2004.-288с

16. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: Основы правового положения правовой защиты и ответственности: На уч. – практ. комментарий к законодательству и иным нормативным актам о несовершеннолетних / Под. общ. ред. И.О Гринтова. – Мн.: «Тесей», 1999.-608с

17. Важенкова Т.Н Установление брони при приёме на работу // Отдел кадров. – №3. – 2003. -58–64.

18.06 утверждении Положения о порядке установления брони приема на работу граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и компенсации затрат по созданию и сохранению дополнительных рабочих мест: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. №48 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – №42. – 8/348

19. Об утверждении Положения о порядке и условиях организации и финансирования из средств государственного фонда содействия занятости временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. №84 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – №69. – 8/8180

20. Правовое регулирование охраны труда: Практическое пособие / А.В. Баранашник. – Мн.: Амалфея, 2004. – 192 с.

21. Сборник нормативно правовых актов Республики Беларусь. / Сост. Г.В Лосева. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 832 с.

22. Шпилевская Т.Э. Гарантии для некоторых категорий работников // Отдел кадров. – 2004. – №6. – с 26

23. Булаш Л.В Охрана труда лиц моложе восемнадцати лет // Отдел кадров. – 12. – 2002. – №10 – с 91–92

24. Кеник А.А. Права гарантии и льготы для несовершеннолетних // Отдел кадров. – 2005. – №9. – с 36–38

25.0 нормах подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. №116 // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 1998. – №2.

26. Об утверждении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 апреля 2000 г. №911 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – №69. – 8/3712

27. Кеник А.А Практика прокурорского надзора // Отдел кадров – 2004. – №1 с. 45–48


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты