В-третьих, в рамках предлагаемой концепции федерального закона "О строительстве в Российской Федерации" требуется детальная проработка вопросов внедоговорной ответственности участников строительства.
В-четвертых, этот закон должен предусматривать нормы, регламентирующие ответственность всех субъектов, вовлеченных в процесс строительства, включая координирующие и государственные органы.
5. Следует учитывать, что, если договором строительного подряда предусмотрена обязанность заказчика уплатить неустойку при просрочке исполнения денежного обязательства, представляется правильным, если подрядчик предъявит требования о применении либо этой неустойки, либо процентов за неправомерное пользование денежными средствами, не доказывая факта и размера убытков, понесенных им при нет исполнении денежного обязательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Признаками договора строительного подряда являются: выполнение работы по заданию заказчика, принадлежность результата работ подрядчику до их передачи заказчику, создание заказчиком необходимых условий для выполнения работы подрядчиком, срочность и самостоятельность выполнения работ подрядчиком за свой риск.
Анализ признаков договора строительного подряда позволяет сформулировать его определение. Договор строительного подряда — это соглашение, по которому одна сторона (подрядчик) в установленный срок обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить строительные работы и передать их результат, а заказчик обязуется создать необходимые условия для выполнения строительных работ, принять результат выполнения строительных работ и уплатить за него подрядчику обусловленную ему.
Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных договоров, но от этого договор строительного подряда не утрачивает самостоятельности и может быть охарактеризован по квалифицирующим признакам: предмету, цене, сроку, содержанию прав и обязанностей сторон, включая ответственность.
Состояние современного законодательства о строительстве, в том числе о договорах строительного подряда, нельзя признать удовлетворительным. Большой массив нормативно-правовых актов, разрабатываемых отдельными ведомствами, несоответствие нормативных актов между собой вызывают трудности в их применении.
Проведенное исследование договора строительного подряда позволяет сформулировать ряд научно обоснованных выводов:
1. Анализ нормативных актов, нормы которых регулируют отношения в строительстве, позволяет сделать вывод об отсутствие концепции развития законодательства в этой сфере. Градостроительный кодекс РФ обеспечивает в основном правовое регулирование отношений по поводу планирования, освоения и развития территории РФ, однако не обеспечивает правовое регулирование отношений, складывающихся в процессе самого строительства. Нормы иных нормативных актов также лишь фрагментарно регулируют отношения в строительстве.
В связи с этим модель построения строительного законодательства может выглядеть в виде системы нормативных правовых актов, нормы которых должны регулировать общественные отношения на отдельных этапах строительной деятельности. В целях устранения противоречий между нормативными актами и детальной правовой регламентацией отношений в строительстве представляется целесообразным принятие федерального закона "О строительстве в Российской Федерации", который закрепил бы основные направления, принципы и механизмы правового регулирования строительной деятельности. Затем, развивая отдельные положения данного нормативного акта, принимаются иные законы, нормы которых регулируют нормативного акта, принимаются иные законы, нормы которых регулируют отношения на отдельных этапах строительства.
2. Существенными условиями договора строительного подряда выступают предмет договора, проектно-сметная документация и порядок ее предоставления, срок выполнения строительных работ, а также цена.
Предмет договора строительного подряда имеет две составляющие - объект строительства как результат работы подрядчика и непосредственно строительные работы. Если учитывать предмет договора строительного подряда, нуждается в корректировке ч. 1 ст. 740 ГК РФ в части исключения обязанности подрядчика выполнить строительные работы, поскольку в предмете договора строительного подряда стороны всегда преследуют материальный результат, а не сам процесс строительства.
В связи с этим предлагается ч. 1 ст. 740 ГК РФ изложить в следующей редакции: "По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а также передать объект строительства, результат выполненных строительных работ заказчику, который обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную сумму.
3. Цена в договоре строительного подряда определяется на основе сводного сметного расчета строительства, и, как следствие, требуется корректировка ч. 1 ст. 743 ГК РФ, определяющей обязанность подрядчика выполнять работы на основании сметы, Как один из вариантов в ГК РФ можно закрепить обязанность подрядчика выполнять строительные работы на основании сводного сметного расчета.
В связи с этим редакция ч. 1 ст. 743 ГК РФ может быть представлена в следующем виде: "Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также сводным сметным расчетом, на основании которого устанавливается цена договора".
4. Следует учитывать, что незавершенный объект строительства может годами подвергаться воздействию различного рода деформаций (осадки, мороз и т. д.), действующее законодательство не предусматривает обязанность сторон перед возобновлением строительных работ производить техническое обследование и оценку состояния незавершенного объекта строительства. Решение проблемы видится в нормативном закреплении обязанности сторон производить приемку-сдачу незавершенного объекта строительства до фактического возобновления строительных работ. При этом отношения по техническому обследованию и оценке незавершенного строительством объекта следует оформлять актом приемки, в котором необходимо отразить условия приостановления строительства, состояние объекта незавершенного строительства на день приостановления и возобновления работ, точное описание объема выполненных и предстоящих выполнению строительных работ.
5. Исполнение обязательства по договору строительного подряда может быть обеспечено залогом объекта незавершенного строительства. Заключение договора о залоге в процессе осуществления строительных работ является проблематичным, поскольку возникают сложности в определении существенных условий - предмета и цены залога. В связи с этим представляется целесообразным в Законе об ипотеке предусмотреть норму, которая закрепляла бы зависимость заключения договора об ипотеке объекта незавершенного строительства от условий договора строительного подряда, предусматривающих поэтапную сдачу работ подрядчиком. После принятия очередного этапа строительных работ условия договора о залоге должны быть конкретизированы и изменены путем дополнительного соглашения между сторонами, поскольку изменяется предмет договора об ипотеке и его стоимость.
6. При реконструкции здания и сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части. Вместе с тем имеются иные технические параметры, которые влияют на нормальную эксплуатацию здания (сооружения), но они не прописаны в действующем законодательстве, и, как следствие, их нарушение нельзя признать противоправным поведением подрядчика, что в свою очередь не влечет наступление гражданско-правовой ответственности.
Решение проблемы предлагается в п. 2 ч. 1 ст. 754 ГК РФ сформулировать в виде бланкетной диспозиции и изложить в следующей редакции: "При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т. п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю технических параметров объекта, устанавливаемых законом".
7. Действующее гражданское законодательство почти не содержит указаний на то, за какие конкретные правонарушения какие виды санкции и в каком объеме следует применять в случае нарушения обязательств по договору строительного подряда. Регулирование вопросов установления конкретных санкций ложится почти полностью на усмотрение сторон. На наш взгляд, такой подход не способствует предупреждению возможных правонарушений.
Строительство - сложный процесс, имеющий специфику в регулировании складывающихся различного рода отношении. Полагаем, такая же специфика должна быть отмечена законодателем при конструировании составов гражданских правонарушений и особенности привлечения к ответственности участников строительства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. –1993. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30 ноября 1994 г. по состоянию на 13.05.2008] // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26 октября 1996 г. по состоянию на 24.04.2008] // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26 ноября 2001 г. по состоянию на 29.04.2008] // СЗ РФ. –2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ, принят 14 ноября 2002 г., по состоянию на 04.12.2007] // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 95-ФЗ, принят 24 июля 2002 г., по состоянию на 29.04.2008] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
7. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 136-ФЗ, принят 25.10.2001 г., по состоянию на 13.05.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 188-ФЗ, принят 29 декабря 2004 г., по состоянию на 13.05.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 190-ФЗ, принят 29 декабря 2004 г., по состоянию на 16.05.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.
10. О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст]: [Федеральный закон № 128-ФЗ, 8 августа 2001 г., по состоянию на 06.12.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. (часть 1) - Ст. 3430.
11. Об ипотеке (залоге недвижимости) [Текст]: [Федеральный закон № 102-ФЗ, от 16 июля 1998 г., по состоянию на 13.05.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3400.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14