Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)
p> Билет № 7

1. Научное познание. Значение научной теории.
1. Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного: а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; б) особым языком, используемым для их описания; в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний; г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.
2. Выделяют два уровня научного познания: а) эмпирический - описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. б) теоретический - объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
3. Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы: а) наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. б) эмпирическое описание - полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. в) эксперимент - это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания.
4. Методы, относящиеся к теоретическому уровню научного познания: а) мыслительный эксперимент - заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики; ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. Можно сказать, что мыслительный эксперимент - особый вид эксперимента является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим При проведении мыслительного эксперимента б) гипотеза - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.
. Объяснительные - формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира.
. Экзистенциальные гипотезы - предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты в) научной теории – особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

2. Национальные отношения в современном мире.

Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
1. Этнос — большая группа людей имеющих родственные отношения, быт и культуру.
2. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку: а) племена б) народности в) нации – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формир. их террит., экон. связей, литературного языка, особен. культуры и духов. облика.
В мире не менее двух тысяч различных этносов.
3. Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: а) к дифференциации - стремление к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры б) к интеграции - тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов
4. Национальное самосознание – это важный фактор, определяющий нацию как общность и ч-ка как члена этой общности
5. Межнациональные отношения. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
Причины межнациональных конфликтов: а) территориальными спорами; б) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами; в) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов; г) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; д) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
6. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений: а) отказа от насилия и принуждения б) поиска согласия на основе консенсуса всех участников в) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью г) готовности к мирному урегулированию спорных проблем

Билет № 8

1. Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре,
1. Искусством - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
2. Специфика искусства как формы художественного познания заключается в: а) оно является образным и наглядным. Худ. образы, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Художественный образ - с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание; б) для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. в) огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта.
3. Искусство исследует человека в целом и является особой формой дознания окружающей действительности.
Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

2. Социальный статус личности, социальные роли личности.
1. Социальный статус – положение ч-ка в о-ве, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением профессией, семейным положением.
2. Социальные статусы бывают: а) предписанные - национальность, место рождения, социальное происхождение и т.п. б) приобретенные, достигнутые - профессия, образование и др.
3. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его структуры. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов.
Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
4. Социальная роль – совокупность действий, к-ые должен выполнять ч-к, занимающий опред. место (положение) в данном о-ве.
Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
Совокупность социальных ролей, к-е ч-к играет в обществе называется ролевой системой.

Билет №9

1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальный явлениям.
1. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания.
2. Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания.
Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.
3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.
Различают три вида таких фактов: а) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; б) продукты материальной или духовной деятельности людей; в) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
4. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Истина - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: а) объект познания - общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются; б) ограничена возможность применения, эксперимента, т.к. воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
5. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно- исторического подхода к социальным явлениям.
Основными требованиями конкретно-исторического подхода являются: а) изучение не только ситуации, но и тех причин, результатом которых она явилась б) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; в) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей.
Исторические закономерности - общие черты, к-ые присущи определенной группе исторических явлений.
Сущность конкретно-исторического подхода и цель социального познания – выявление исторических закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период.

2. Государство, его признаки.
1. Государство — важнейший институт политической системы общества.
Существуют разные теории происхождения г-ва: а) договорная б) классовая в) теологическая г) патриархальная в) насильственная
Государство – механизм насилия, выражения интересов одних соц. групп и подавления других. (классовая и насилия)

- полит. институт, выражающий о-ые интересы в целом и защищающий их (остальные)
2. Признаками государства, отличающими его от догосударственных
(первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются: а) суверенный характер власти б) территориальная организация власти в) исключительное право на сбор налогов и денежную эмиссию г) публичный характер власти д) принудительный характер власти е) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).
3. Особые признаки г-ва, отличающими его от других политических о-ых организаций, являются: а) суверенитет - полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене; б) правотворчество - только государство может издавать нормативно- правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны; в) монополия на легальное применение насилия.
4. Г-во выполняет определённые ф-ии. По объекту воздействия функции г- ва могут быть разделены на: а) внутренние
. экономические – координация экон. процессов, а иногда и управление экономикой
. социальные - организация системы социального обеспечения
. культурно-воспитательные формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения
. образовательные
. правовые - поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка
. политические б) внешние
. осуществление международного сотрудничества
. организация обороны государства.
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, отстраняясь из: экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны государство должно оказать стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты