Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)
p> Билет №14

1. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.
1. Слово «политика» произошло от греческого слова palitike, что означает в переводе на русский язык «государственные дела», «искусство управления государством».
Политика — это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
2. Причины возникновения политики: а) поляризация общества б) появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, в) возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. г) появление политической и государственной власти
3. Функции политики - совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе.
Функции политики: а) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества; б) интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества; в) обеспечение дальнейшего развития общества; г) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий; д) политическую социализацию личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль.
4. Существует несколько классификаций политики: а) по масштабам проведения:

. локальную,

. региональную,

. общенациональную

. международную б) по срокам осуществления:

. текущую,

. долговременную

. перспективную.
5. Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее.
Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры).
6. Объекты политики - общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика. а) внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества,

. экономическая,

. социальная,

. культурная,

. военная,

. экологическая и др. б) внешняя политика — отношения между государствами на международной арене.
7. Цели политики могут быть: а) долгосрочными и текущими, б) актуальными и неактуальными, в) реальными и нереальными.
Цели той или иной политики зависят от: а) субъектов осуществления политики, от их интересов, б) назревших социальных потребностей, в) состояния общества.

2. Духовная сфера общества.

Проблемы развития духовной культуры в современной России.
1. Духовная сфера жизни о-ва охватывает различные формы и уровни о-ого сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни о-ва, образуют то, что принято называть духовной культурой.
Формы общественного сознания: а) нравственное,
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения. б) научное,
Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме
(понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований. в) эстетическое,
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах. г) религиозное,
Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь). д) политическое,
Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. е) правовое
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
2. Духовная культура о-ва – элементы отдельных форм общественного сознания, которые, будучи взяты в совокупности, составляют: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.
Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
3. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни.
Проявления кризиса в области духовной культуры:

. именение духовных ценностей;

. снижение общего культурного уровня населения;

. низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров;

. слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы

Билет № 15

1. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
1. Прогресс - направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.
Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей
(Л. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно- экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т, е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
2. Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый конец истории либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Так А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил
21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения.
Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера, Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Регресс - обратное движение от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.
Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
3. Что является критерием прогресса: а) французские просветители (Л. Тюрго, М. Кондорсе и др.) - развитие разума, степень разумности общественного устройства. б) А. Сен-Симон - состоянию общественной нравственности. в) Г. Гегель - степень сознания свободы. г) К. Маркс - развитие производительных сил.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства.

2. Политический статус личности.
1. Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: а) избирательное право - то есть право избирать и быть избранным б) свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений. в) право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.
2. Для определения политического статуса личности важны политические функции, роли, которые она в ней выполняет.
Политическая роль личности – это ф-ии, к-е выполняет ч-к, в соответствии с его пол. статусом.
3. Виды пол. участия: а) разовое б) эпизодическое в) временное г) постоянное
4. Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль.
Этапы политической социализации личности: а) 1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения; б) 2-й этап — период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности; в) 3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики; г) 4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли.
Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Билет № 16

1. Развитие знаний об обществе, Общественные науки.
1. В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. а) мифологическое сознание (предания и мифы народов мира). б) философские учения древности об обществе и общественном развитии
(древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуцианство, учения Платона и
Аристотеля). в) Социальные учения средневековья (Фома Аквинский, схоластика). г) Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса,
Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов- утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория). д) Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).
2. Общественные науки: а) социология, б) политология, в) культурология, г) история, д) религиоведение, е) экономика и мн. др.
3. Специфика социального познания в том, что: а) Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают. б) Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт. в) Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей. г) Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта. д) В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей она есть результат диалога.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты