1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
1. Глобальные проблемы – это совокуп. социоприродных проблем, от решения к-
х зависит прогресс ч-ка и сохранение цивилизаций
2. Характеристика глобальных проблем: а) носят планетарный характер б) для решения требуются усилия всех жителей планеты в) нерешение ведёт к гибели
3. Существует типология глобальных проблем: а) суперглобальные (общемировые)
. международные правила
. всеобщее и полное ядерное разоружение б) общепланетарные (ресурсные)
. экологическая
. демографическая
. энергетическая
. продовольственная
. космос в) субглобальные (общечеловеческие)
. демократизация личности и человечества
. ликвидация всех форм соц. неравенства
. здравоохранение
. образование
. гарантия прав и свобод
2. Духовный мир личности. Мировоззрение.
1. Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время
противоречивое явление.
Духовный мир личности сочетает в себе элементы: а) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.; б) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; в) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек; г) представления; д) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; е) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы; ж) способности к тем или иным формам социальной деятельности; з) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом; и) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение,
совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к
миру.
2. Мировоззрение - совокупность взглядов ч-ка на мир в целом и связанное с
ними отношение к миру.
Выделяют несколько типов мировоззрения: а) обыденное (или житейское) - формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт; б) религиозное - религиозные взгляды, представления и убеждения человека; в) научное - формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; г) гуманистическое - объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.
Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом,
освоить который ему предстоит в жизни.
Билет № 20
1. Общество и научно-технический прогресс.
1. Научно-технический прогресс – процесс поступательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки техники произв-ва и сфер употребления
2. Основные формы н-т прогресса: а) эволюционная – совершенствование техники, технологии и пр-ва на базе основных н-т принципов б) революционная – скачкообразный переход к качественно новым научным принципам развития пр-ва
3. Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции.
Научно-техническая революция — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
В н-т революции выделяют два этапа: а) первый – сер. 40-х – кон. 50-х гг.
. освоение атомной энергетики
. развитие космоса
. генетика б) второй – 70-е – 80-е гг
. автоматизация и компьютеризация пр-ва
. внедрение новейших компьютерных технологий
. биотехнологии
. создание новых материалов
. освоение новейших источников енергии
. революционные изменения в средствах коммуникации и связи
4. Социально-экономические последствия научно-технической революции:
а) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли
простого труда, повышения требований к квалификации и образованию
работников;
б) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;
в) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество
людей с высшим образованием;
г) усиливается социальная направленность экономического роста;
д) обостряются проблемы занятости населения;
е) серьёзные экологические проблемы.
2. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
1. Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо
государственного органа или должностного лица является система разделения
властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями.
Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена,
хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских
мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.
Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно
контролировать и уравновешивать друг друга. 2. При последовательно
проведенном принципе разделения властей: а) законодательная власть — парламент
. высший представительный орган,
. заседают представители — депутаты, к-е избраются народом. б) исполнительная власть - президент и правительство
. исполнительно-распорядительная деятельность
. подконтрольна и подотчетна парламенту,
. формируется законодательными органами или непосредственно населением. в) судебная власть
. независима от законодательной и исполнительной.
. осуществляет правосудие
3. Парламентаризм – это ведущее положение парламента в системе
государственной власти и управления. а) избранные народом представители получают:
. монопольное право на законодательство,
. возможность контроля за органами исполнительной власти б) выборы парламента обеспечивают всем гражданам, имеющим право голоса, равные возможности в избрании своих представителей. в) избранные депутаты образуют:
. фракции - объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики,
. профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов г) деятельность парламентов освещается СМИ, д) депутаты обязаны:
. периодически работать в своих округах,
. отчитываться перед избирателями. е) в некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат).
4. Власть парламента ограничена такими институтами системы разделения
властей, как: а) у главы государства право на:
. наложение вето на законопроекты, принятые парламентом,
. право роспуска парламента, б) у Конституционного Суда - возможность признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного Суда.
5. Парламентом России является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание
состоит из двух палат: а) Совета Федерации
. утверждает изменения границ между субъектами РФ,
. назначает выборы Президента РФ,
. назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.
. рассматривает и одобряет Федеральные законы б) Государственной Думы
. состоит из 450 депутатов
. избирается сроком на четыре года.
. депутатом Государственной Думы может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года
. депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.
. дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства
РФ,
. решает вопрос о доверии Правительству РФ,
. назначает на должность Председателя Центрального банка РФ,
Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека,
. принимает Федеральные законы
. объявляет амнистию и др.
Палаты заседают раздельно.
Билет № 21
1. Целостность современного мира, их противоречия.
1. Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и
противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан.
О многообразии современного мира говорят такие факты: а) на планете Земля живут ~ 6,5 млрд. человек, б) более чем 1000 этносов, в) 2-3 тысячи разных языков г) более 230 независимых государств, д) разный уровень экономического развития и жизни людей в гос-вах. е) многообразие религий ж) велико многообразие культур и традиций
2. Многообразие современного мира объясняется: а) различием природных и климатических условий, б) спецификой исторического пути, в) разнообразием внешних влияний; г) множеством закономерных и случайных событий.
3. Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности.
Факторами его целостности являются: а) развитие средств коммуникации. б) единство информационного поля. в) развитие транспорта, г) развитие техники, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство д) мировое производство, рынок е) экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества; ж) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
4. Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой
реализуется тенденция к единству и целостности современного мира.
Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия: а) несостоятельность представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста б) нарушение баланса природы и общества; в) угроза глобальной экологической катастрофы из-за непосильности темпов технологического прогресса; г) нарастает разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и странами «третьего мира»; д) усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий.
2. Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.
1. Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе
означает «власть народа».
Демократия - политический режим, основанный на признании народа источником
и субъектом власти.
Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.
2. Принципы демократии: а) признание народа источником власти и носителем суверенитета; б) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни; в) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства; г) принцип большинства д) право меньшинства на оппозицию; е) политический плюрализм, ж) правовое государство; з) система разделения властей, и) полная гласность к) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; л) развитая система органов местного самоуправления.
3. Условия существования демократии: а) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов; б) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства; в) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.
4. Демократической политической культуре свойственно: а) глубокое осознание значения деятельности правительства, б) чувство гордости за политические интересы страны, в) интерес к деятельности институтов власти, г) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений, д) компетентность суждений, е) положительное отношение к демократической системе управления.
5. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют
две формы демократии: а) прямую (непосредственную) - народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть на выборах и референдумах
б) косвенную (представительную) - возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8