Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)
p> Билет № 19

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
1. Глобальные проблемы – это совокуп. социоприродных проблем, от решения к- х зависит прогресс ч-ка и сохранение цивилизаций
2. Характеристика глобальных проблем: а) носят планетарный характер б) для решения требуются усилия всех жителей планеты в) нерешение ведёт к гибели
3. Существует типология глобальных проблем: а) суперглобальные (общемировые)

. международные правила

. всеобщее и полное ядерное разоружение б) общепланетарные (ресурсные)

. экологическая

. демографическая

. энергетическая

. продовольственная

. космос в) субглобальные (общечеловеческие)

. демократизация личности и человечества

. ликвидация всех форм соц. неравенства

. здравоохранение

. образование

. гарантия прав и свобод

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.
1. Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление.
Духовный мир личности сочетает в себе элементы: а) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.; б) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; в) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек; г) представления; д) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; е) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы; ж) способности к тем или иным формам социальной деятельности; з) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом; и) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.
2. Мировоззрение - совокупность взглядов ч-ка на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.
Выделяют несколько типов мировоззрения: а) обыденное (или житейское) - формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт; б) религиозное - религиозные взгляды, представления и убеждения человека; в) научное - формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; г) гуманистическое - объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.
Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Билет № 20

1. Общество и научно-технический прогресс.
1. Научно-технический прогресс – процесс поступательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки техники произв-ва и сфер употребления
2. Основные формы н-т прогресса: а) эволюционная – совершенствование техники, технологии и пр-ва на базе основных н-т принципов б) революционная – скачкообразный переход к качественно новым научным принципам развития пр-ва
3. Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции.
Научно-техническая революция — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
В н-т революции выделяют два этапа: а) первый – сер. 40-х – кон. 50-х гг.

. освоение атомной энергетики

. развитие космоса

. генетика б) второй – 70-е – 80-е гг

. автоматизация и компьютеризация пр-ва

. внедрение новейших компьютерных технологий

. биотехнологии

. создание новых материалов

. освоение новейших источников енергии

. революционные изменения в средствах коммуникации и связи
4. Социально-экономические последствия научно-технической революции: а) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли простого труда, повышения требований к квалификации и образованию работников; б) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства; в) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием; г) усиливается социальная направленность экономического роста; д) обостряются проблемы занятости населения; е) серьёзные экологические проблемы.

2. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
1. Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями.
Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.
Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. 2. При последовательно проведенном принципе разделения властей: а) законодательная власть — парламент

. высший представительный орган,

. заседают представители — депутаты, к-е избраются народом. б) исполнительная власть - президент и правительство

. исполнительно-распорядительная деятельность

. подконтрольна и подотчетна парламенту,

. формируется законодательными органами или непосредственно населением. в) судебная власть

. независима от законодательной и исполнительной.

. осуществляет правосудие
3. Парламентаризм – это ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления. а) избранные народом представители получают:

. монопольное право на законодательство,

. возможность контроля за органами исполнительной власти б) выборы парламента обеспечивают всем гражданам, имеющим право голоса, равные возможности в избрании своих представителей. в) избранные депутаты образуют:

. фракции - объединения депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной политики,

. профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения законопроектов г) деятельность парламентов освещается СМИ, д) депутаты обязаны:

. периодически работать в своих округах,

. отчитываться перед избирателями. е) в некоторых государствах существует право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так называемый императивный мандат).
4. Власть парламента ограничена такими институтами системы разделения властей, как: а) у главы государства право на:

. наложение вето на законопроекты, принятые парламентом,

. право роспуска парламента, б) у Конституционного Суда - возможность признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного Суда.
5. Парламентом России является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание состоит из двух палат: а) Совета Федерации

. утверждает изменения границ между субъектами РФ,

. назначает выборы Президента РФ,

. назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др.

. рассматривает и одобряет Федеральные законы б) Государственной Думы

. состоит из 450 депутатов

. избирается сроком на четыре года.

. депутатом Государственной Думы может быть избран имеющий право участвовать в выборах гражданин РФ, достигший 21 года

. депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе.

. дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства

РФ,

. решает вопрос о доверии Правительству РФ,

. назначает на должность Председателя Центрального банка РФ,

Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека,

. принимает Федеральные законы

. объявляет амнистию и др.
Палаты заседают раздельно.

Билет № 21

1. Целостность современного мира, их противоречия.
1. Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан.
О многообразии современного мира говорят такие факты: а) на планете Земля живут ~ 6,5 млрд. человек, б) более чем 1000 этносов, в) 2-3 тысячи разных языков г) более 230 независимых государств, д) разный уровень экономического развития и жизни людей в гос-вах. е) многообразие религий ж) велико многообразие культур и традиций
2. Многообразие современного мира объясняется: а) различием природных и климатических условий, б) спецификой исторического пути, в) разнообразием внешних влияний; г) множеством закономерных и случайных событий.
3. Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности.
Факторами его целостности являются: а) развитие средств коммуникации. б) единство информационного поля. в) развитие транспорта, г) развитие техники, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство д) мировое производство, рынок е) экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества; ж) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
4. Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира.
Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия: а) несостоятельность представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста б) нарушение баланса природы и общества; в) угроза глобальной экологической катастрофы из-за непосильности темпов технологического прогресса; г) нарастает разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и странами «третьего мира»; д) усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий.
2. Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.
1. Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа».
Демократия - политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Первые демократические формы политической жизни появились еще в древнее время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.
2. Принципы демократии: а) признание народа источником власти и носителем суверенитета; б) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни; в) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства; г) принцип большинства д) право меньшинства на оппозицию; е) политический плюрализм, ж) правовое государство; з) система разделения властей, и) полная гласность к) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; л) развитая система органов местного самоуправления.
3. Условия существования демократии: а) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов; б) многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства; в) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.
4. Демократической политической культуре свойственно: а) глубокое осознание значения деятельности правительства, б) чувство гордости за политические интересы страны, в) интерес к деятельности институтов власти, г) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений, д) компетентность суждений, е) положительное отношение к демократической системе управления.
5. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: а) прямую (непосредственную) - народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть на выборах и референдумах

б) косвенную (представительную) - возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты