Атеизм.
1. Религия является одной из древнейших и основных форм духовной культуры.
Религия – опред. взгляды и представления людей, соответствующие обряды и
культы.
Основой религии является вера.
2. Религиозная вера складывается из: а) веры - убеждения в истинности основ религиозного учения; б) знания наиболее существенных положений вероучения; в) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку; г) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.
3. Типы религий: а) монотеистические - основанные на вере в единого Бога б) политеистические - исповедующие многобожие в) ритуальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий г) религии спасения - признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе, д) национальные - связанные с определенным народом или народами
. синтоизм (у японцев),
. конфуцианство (у китайцев),
. иудаизм (у евреев). е) мировые (не признающие национальных различий).
. буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.)
. христианство (возникло в начале I тыс. н. э.)
. ислам (возник в VII в. н. э.)
4. О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные: а) Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. б) Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства, тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. в) Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. г) К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека. д) Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
5. Атеизм - отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил
и религии.
Билет № 17
1. Цивилизации и формации.
1. Существуют тазличные подходы для изучения исторического процесса: а) формационный – каждая цивилизация проходит определённые этапы развития
–
Общественно Экономические Формации (К. Маркс, Энгельс)
. первобытность
. рабовладение
. феодализм
. капитализм
. коммунизм
Формация – это исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. б) цивилизационный – каждая цивилизация неповторима, особенна.
А. Тойнби выделял стадии жизни цивилизаций:
. рождение
. рост
. надлом
. разложение
. гибель
2. В структуре каждой формации выделяют: а) базис (производственные отношения и производственные силы) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; главным среди них являются отношения собственности на средства производства. б) надстройка - совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
3. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом процессе. б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
4. Цивилизация (в широком смысле) - ступень развития общества, следующая за варварством, дикостью.
(в узком смысле) - своеобразие темах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное
общество разрешает свои проблемы».
Историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации), С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
5. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие
группы: а) восточные – характеризуются:
. высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды,
. тесная связь человека с его социальной группой,
. низкая социальная мобильность,
. господство традиций и обычаев как регуляторов общественных отношений. б) западные – характеризуются:
. стремлением к подчинению природы власти человека,
. приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями,
. высокой социальной мобильностью,
. демократическим политическим режимом и правовым государством.
2. Образование и его роль в развитии общества.
1. Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности.
Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования во многом зависят темпы экономического и политического развития, нравственное состояние о-ва.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Школа даёт базу в подготовке квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
2. Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных
технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры,
так и содержания образования.
Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: а) демократизацию системы обучения и воспитания; б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования; в) компьютеризацию процесса образования; г) интернационализацию процесса образования.
В ходе реализации реформ предполагается: а) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. б) выработать новую систему критериев эффективности результатов образования - не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития личности.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не
только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших
этапов в длительном процессе социализации личности.
Билет № 18
1. Традиционное и индустриальное общество.
1. Одной из существующих в науке классификаций современных обществ является
разделение их на традиционные и индустриальные.
|Традиционное общество |Индустриальное общество |
|1. «Непрерывность» исторического процесса |1. неравномерное движение истории |
|2. медлительность в развитии |2. прогрессивность развития |
|3. слияние о-ва с природой |3. о-во господствует над природой |
|4. слабость института частной |4. частная собственность |
|собственности | |
|5. Низкий уровень соц. мобильности |5. Высокий уровень соц. мобильности |
|6. Государство подчиняет себе общество |6. Общество автономно от государства, |
|7. неразвитость принципа свободы личности |7. конституционное подтверждение личности |
|8. традиционность, косность |8. изменчивость, новаторство |
2. В мире наблюдается взаимное влияние «Западного» и «Восточного» обществ.
Три точки зрения на роль западного влияния и возможных его результатах: а) неизбежность включения «восточных» о-в в общемировой процесс модернизации, что ведёт к переходу от традиционного общества к индустриальному(«западному»), стирает различия между Востоком и Западом; б) порождает серьезные и острые конфликты, привносит некоторые элементы
«западной модели», но оказывается бессильным против традиций, ценностей, своеобразия восточных социальных структур; в) различные реакции «востока» на вызовы современного мира. Можно выделить три группы стран с точки зрения перспектив их развития:
. Япония и часть стран Дальнего Востока уверенно сближаются с развитыми государствами западного мира, утрачивая собственно
«восточную» специфику;
. Индия, страны Юго-Восточной Азии, Турция, Пакистан, Египет и др. переживают своеобразные процессы: с одной стороны, сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой — значительная часть населения никак не связана с ними и живет в традиционном мире сохраняющих силу обычаев и стереотипов;
. большинство африканских стран, часть азиатских государств
(Бангладеш, Бирма, Камбоджа и др») реагирует на западное влияние нарастанием кризисных тенденций. Углубляется экономическое отставание, нарастает политическая нестабильность, усиливается нищета населения.
Что касается вопроса о превосходстве того или иного цивилизационного типа, то ответ, по-видимому, должен состоять в том, что разговор о Западе и
Востоке, переведенный в такую плоскость, малопродуктивен. Сегодня очевидна несостоятельность тех социологических концепций, которые исходят из безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей ценности автономное развитие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем: представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны; баланс природы и общества нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой.
Многие ученые обращают внимание на достоинства традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе, восприятием человеческой личности как части природного и социального целого.
2. Наука и общество.
1. Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
2. Важнейшими социальными функциями науки являются: а) познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
3. Наука испытывает на себе определенное воздействие о-ва: а) Потребности развития общества являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым. б) Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки.
Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной
самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее,
развивается по своим внутренним законам. Существует закон «развитие науки в
запас» - решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в
том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем
знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука
не в состоянии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8