Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке

7.     Апеллируя к антиамериканским и антизападным настроениям аудитории стран Азии и Африки, палестинцы называют политику Израиля и патронирующих ему США «неоколониализмом». На международных конференциях и форумах они выдвигают тезис о приравнивании политики Израиля к расизму.

         Таким образом общими являются тезисы «народ-изгой», «они- террористы и бандиты», «их государство – незаконное образование[102]». Израильтяне настаивают на антиисламских тезисах, и палестинцы – на расизме оппонентов.

         Палестинская пропаганда, в отличие от европейской антисемитской, не строится на критике иудаизма. Это объясняется тем, что пророк Мухаммед построил ислам, базируясь на Торе, которую он считал «святой книгой». В ходе междоусобицы он изгнал и спровоцировал истребление двух еврейских племен в Мекке, но в целом считал Ислам продолжением иудаизма и христианства и, по-видимому, до конца жизни хотел, чтобы евреи также признали его пророком. Поэтому Коран, наряду с жесткими высказываниями в адрес язычников, содержит увещевания христианам и иудеям встать на «путь праведных», а также мягкие упреки тем, кто этого не сделал. Иудеи, как и христиане, тогда рассматривались как потенциальные мусульмане и притеснять их запрещалось.

         Ненависть к израильтянам от этого меньше не становится. Например в 1988 году палестинский поэт Махмуд Дервиш написал:

«Покиньте же нашу страну, нашу землю, наше море

Нашу пшеницу, нашу соль, наши раны…

Все покиньте и покиньте память о памяти вашей[103]

         Не лишены почвы обвинения израильтян в адрес палестинского руководства в лицемерии. Вот например Я.Арафат  13 декабря 1988 года заявил на 43-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, обращаясь к израильтянам: «Давайте примиримся. Давайте отбросим страх и запугивание. Давайте оставим позади войны, непрерывно бушевавшие в горниле этого конфликта в последние 40 лет. Давайте отбросим все угрозы войн в будущем, жертвами которых могут стать наши и ваши дети[104]». А затем, в январе 1990 года, он сказал: «государство Израиль – порождение второй мировой войны, и оно должно исчезнуть, как исчезла Берлинская стена[105]».

         Оправдывая подобную «двойственность» Я.Арафат 11 мая 1994 года.Арафат, говоря о соглашениях с израильтянами, вспомнил о договоре, который заключил пророк Махаммед в 628 году с курейшитами. Пророк пообещал курейшитам мир на 10 лет, но через два года передумал, вырезал все племя курейшитов и захватил Мекку. Вот и мы, сказал Я.Арафат, принимаем соглашение с израильтянами «только для того, чтобы проложить наш путь к Иерусалиму[106]».

         Подобная позиция не способствует мирному процессу и является крупной политической ошибкой.

         Известно, что Я.Арафат не имеет полномочий объявлять джихад. Он – светский деятель, а для принятия такого решения требуется согласие самых авторитетных улемов. Тем не менее 21 октября 1996 года  он заявил в лагере беженцев Дегейша: «Мы знаем только одно слово – джихад, джихад, джихад! Мы находимся в конфликте с сионистским движением и протестуем против Декларации Бальфура»[107].

         Действуя на протяжении десятилетий подобная «крутая» пропаганда не может не воздействовать на сознание палестинцев самым пагубным образом. Ведь призывы к насилию не способствуют поиску решения палестинской проблемы. Примеров, когда люди поддаются на эти призывы много. Вот один из них.

         Абдулла Сохар, младший брат палестинского шахида: «Я готов продолжить дело моего старшего брата, пожертвовав собственной жизнью, чтобы убить как можно больше евреев. Дело моего брата- праведное. Дайте мне сейчас сумку с взрывчаткой, я тут же пойду убивать израильтян. А еще лучше – израильских солдат. В раю нет блокпостов, нет страдания и боли[108]».

Израильская пропаганда, в отличие от палестинской, имеет этнорелигиозную окраску. Сама идея государства евреев и для евреев, которую разделяет большинство израильтян и евреев  диаспоры дает почву для обвинений в расизме и сегрегации. Ведь Израильское государство – не вполне гражданское общество. В Израиле нет своей конституции. Ее заменяет 11 основных законов, среди которого нет закона, утверждающего права человека и гражданина. Соответственно граждане Израиля не равноправны. Несмотря на яростные споры внутри израильского общества, существует фактическая шкала ценности граждан: первый сорт – евреи, особенно религиозные, остальные – второй[109]. Арабы, мусульмане, христиане, а во многом и неверующие евреи – явно входят в число граждан второго сорта.

         Давид Бен Гурион считал, что высший закон для каждого еврея – Тора[110]. Каждую неделю богобоязненный еврей должен прочесть одну главу Торы[111] (всего 54 главы. Авт.).

         Библия в ветхозаветной части содержит ряд изначальных тезисов израильской пропаганды: богоизбранность и исключительные права на земли на Ближнем Востоке при отрицании прав других народов:

·       Моисей в обращении к народу древнего Израиля сказал: «Только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь[112]».

·       В книге Исход сам Бог утверждает права племени Израиля на следующие земли: «Провожу пределы твои от моря Чермного (т.е Красное) до моря Филистимского (т.е. Средиземного) и от пустыни (Синай) до реки великой Евфрата, ибо предам в руки ваши жителей сей земли и прогонишь их от лица твоего[113]».

         На протяжении десятков лет в Израиле насаждалась ненависть к арабам. ООП изображалась как скопище террористов, а уж хуже, чудовищнее, гнуснее Арафата вообще никого небыло[114].

         В декабре 1992 года депутат Кнессета Авраам Бург заявил, что израильская система образования, особенно религиозного, воспитывает расизм. Он сказал: «Мы поражены болезнью неприятия других народов». Его поддержала депутат Шулами Алони: «Нашим детям внушали, что еврейский народ является генетически избранным».

         В декабре 1996 года покойный Рехавам Заеви, член Кнессета сказал: «Не пустыня создала араба, а араб – пустыню. Как он создал ее? Опустошительными войнами, варварским, коррумпированным правлением, ленью, разведением коз, которые уничтожают всю зелень[115]».

         Расистский характер сионизма был закреплен в резолюции ООН №3379 от 10 ноября 1975 года. Сейчас она отменена.

         В декабре 1995 года религиозная партия МАФДАЛ обвиняла правительство Израиля за неспособность справиться с акциями палестинских смертников. Ее руководство заявило «В Иерусалиме сидит компания ханаанцев, знать ничего не знающих и омерзительных, которые водят правительство за нос и заставляют его валяться в ногах у подонков, являющихся наследниками нацистов[116]». И далее: «Вы господин Рабин, поставили нашу страну на колени. Перед кем? Перед бандой убийц, жаждущих нашего истребления. Мы в нашей вооруженной стране уподобляемся тем несчастным безоружным евреям, которые в годы второй мировой войны безропотно шли в газовые камеры[117]

         Целое поколение израильтян отравлены этой пропагандой. На сайте www.sem40, например, можно найти чаты, где авторы, с многочисленными орфографическими ошибками призывают к истреблению «человекоподобных зверьков мусульман» и искоренению их «карана».

         Пропагандистская война, к сожалению, привела к стойкой взаимной ненависти и отвратительным проявлениям нетерпимости. Сила созданных стереотипов такова, что даже при немедленном урегулировании самого конфликта потребуются десятилетия кропотливой работы для избавления от них.


 

 

Заключение

 

На фоне нынешнего накала борьбы рассуждения о мире на Ближнем Востоке выглядят утопическими.  Но факт остается фактом: палестинцы и израильтяне – дети одной земли. Сходен их образ жизни, много общего в менталитете. И те и другие – превосходные предприниматели и трудолюбивые работники. Автор убежден, что этот регион начнет быстро процветать и богатеть, как только стороны найдут путь к миру. Еврейская и арабская предприимчивость, наличие трудовых ресурсом, полезных ископаемых – вот компоненты будущего процветающего государства арабов и евреев.

Тем не менее скорость политических процессов в современном мире достаточно велика. Еще недавно мы не могли представить себе успехи процесса в Осло, что Израиль и Палестина способны к взаимному признанию. Условия, при которых мирный процесс может начаться и быстро пойти реальны, хотя признаков этого не так много.

А пока информационная война выплескивается на экраны телевизоров во всем мире. Мы почти ежедневно видим окровавленные останки детей после взрыва в израильской дискотеке или обгоревшие трупы в развороченных домах в Дженине. Небывалая жестокость зрелищ калечит души зрителей. Можно запрещать показы, но лучше – сделать так, что конфликт был урегулирован и источник исчез.

Из изложенного выше можно сделать некоторые выводы.

1.          В конфликте на Ближнем Востоке нет правых и виноватых. Нельзя сделать ничего более глупого, чем занять пропалестинскую или прозраильскую позицию. И на той и на другой стороне есть влиятельные силы, стоящие за тот или иной вариант решения проблем. Человеческое измерение конфликта заключается в том, что очень жаль людей, гибнущих не по своей вине, просто в силу сложившихся обстоятельств.

2.          Наглядно видна ангажированность и необъективность мировых и российских средств массовой информации. Совершенно не переварив и не переосмыслив, дикторы одного и того же канала могут зараз повторить как тезисы израильской, так и тезисы палестинской пропаганды. Западные СМИ дают информацию немного более оперативно и с большим разнообразием точек зрения.

3.          Задача российских СМИ, в таких условиях, - накачивание наибольшего количества информации, представляющей фактическую сторону дела, максимальная объективность в освещении событий. Российским государственным интересам отвечает отыскание решения ближневосточной проблемы совместными усилиями и исключительно мирным путем.

4.          Россия не должна дать вытеснить себя из числа посредников урегулирования, вернуть себе утраченные позиции на Ближнем Востоке и занять там подобающее место к моменту решения всех проблем.

5.          С урегулированием конфликта взаимная ненависть не исчезнет. Потребуются усилия сотен специалистов в области  информационных воздействий, чтобы создать привлекательный образ Ближнего Востока.

6.          Задача востоковедов и исследователей в области науки об информационных воздействиях – скрупулезно изучать, моделировать ситуации, одной из которых является ближневосточный конфликт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты