Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке

Хотя и арабы, и евреи являются семитами, этнический характер конфликту между ними придает прежде всего сионистская идеология, которая исходит из идеи национального превосходства евреев над другими народами, их богоизбранности, проповедуя непримиримость по отношению к другим народам и арабам, в частности. С другой стороны, У части арабской политической элиты, особенно у той, которая стоит на позициях крайнего арабского национализма, одним из аргументов непримиримости к Израилю является утверждение, что он создан "чужаками, прибывшими из разных стран мира".

В подходе ряда мусульманских государств (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливия и некоторые другие) к ближневосточному конфликту преобладает религиозная интерпретация его. На официальном уровне раздавались и раздаются призывы к джихаду против Израиля. В настоящее время против еврейского государства ведут вооруженную борьбу такие исламистские организации и движения, как ХАМАС, Аль-Джихад аль-ислами, Хизбалла, Амаль и др

На политику израильского правительства по отношению к арабским странам, на его позицию в ближневосточном мирном процессе возрастающее влияние оказывают радикальные еврейские религиозные организации и движения (блок ШАС и др.) Следует признать, что арабо-израильский конфликт имеет определенный этнорелигиозный оттенок[36], который усиленно эксплуатируется пропагандой сторон.

Корни таких конфликтов следует искать прежде всего в социально-политических и социально-экономических процессах. Однако, нельзя все сводить только к этим процессам, тем более исходить из того, что этнорелигиозный момент в этих конфликтах "является, как считает В.Стрелецкий, лишь оболочкой, формой проявления и что этнокультурный плюрализм сам по себе конфликтов не порождает"[37]. Генезис этнорелигиозного конфликта, целенаправленные действия, оказываются важным элементом, определяющим его динамику. Такой конфликт никогда не возникает "естественно", сам по себе, без предшествующей активности "агентов " конфликтов. Арабо-израильский конфликт это подтверждает в полной мере.

На примере ближневосточного конфликта видно, что, возникнув как результат крайней степени обострения противоре­чий между непосредственными участниками, международный конфликт обретает относительно самостоятельную логику своего развития, независящую от воли его инициаторов, так как с ним тесно связаны интересы и цели других государств. Ближневосточный конфликт развивается в течение длительного времени, в   различных международных условиях, на которые он, в свою очередь, оказывает влияние. Он был одним из детонаторов революционных преобразований в странах арабского мира (Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Судан), гражданских войн в Ливане и Иордании, процессов демократизации в странах Персидского залива, прежде всего в Кувейте. Он оказывал и продолжает оказывать влияние на развитие внутриполитической обстановки как в Израиле, так и ближневосточном регионе в целом. Арабо-израильский конфликт явился причиной значительных человеческих жертв, в том числе и среди гражданского населения. Численность убитых во время различных арабо-израильских войн оценивается следующим образом.



Израильтяне

Арабы

1948

6000

15000

1956

189

1650

1967

983

4296

1967-1970

627

5000

1973

2838

8 528

Всего[38]

10637

34474


Согласно сравнительно приемлемым оценкам, во время войны 1982 года в Ливане было убито 17 825 арабов. Израильские источники в начале сентября 1982 года сообщали, что в операции убито 340 израильтян и ранено 2 200. Накануне вывода израильских войск из Ливана в июне 1985 года потери израильтян оценивались в 654 убитых и 3195 раненых.

О жестокости репрессий израильских властей по отношению к палестинцам на оккупированных территориях свидетельствует то, что в период с октября 1973 года по 1978 год, когда началась агрессия Израиля против Ливана, число убитых палестинцами израильтян составило 143, в то время как ливанцев и палестинцев - около 2 тыс. [39]

Арабо-израильский конфликт испытывает на себе влияние изменяющейся обстановки в окружающем мире. Изменения в международных отношениях в целом также становятся фактором развития этого конфликта.

В качестве примера можно привести период Октябрьской войны 1973 года, когда, благодаря начавшейся разрядке между СССР и США, удалось избежать более серьезного сценария развития событий вплоть до прямой конфронтации между великими державами. "Это был настоящий и наиболее трудный кризис, который мы пережили со времени кубинского кризиса 1962 года. Однако, поскольку я имел постоянную связь с господином Брежневым, мы не только избежали конфронтации, но и сделали большой шаг в сторону мира на Ближнем Востоке"[40].

А. Добрынин,  посол СССР в США отмечает: "в этот период своеобразно переплелись элементы сотрудничества и соперничества между двумя великими державами. Обе стороны взаимодействовали в том, чтобы быстрее погасить военный конфликт между арабами и Израилем и установить перемирие с участием СБ ООН. В то же время в военном плане они помогали своим союзникам срочными поставками оружия: США - Израилю, СССР - арабским странам. При этом Вашингтон откровенно (и успешно) добивался укрепления своих позиций в этом регионе за счет СССР"[41]. А. Добрынин рассматривает в качестве несомненного успеха процесса разрядки то, что опасный военный конфликт на Ближнем Востоке не перерос в угрозу прямой военной конфронтации между СССР и США, а закончился вынужденным согласием израильтян и арабов начать прямые переговоры в Женеве в декабре, к чему вели дело СССР и США. Разрядка выдержала испытание ближневосточным кризисом 1973 года, хотя и дала свои первые трещины"[42]. В целом, считает А. Добрынин Ближний Восток стал одним из самых взрывоопасных районов мира и постоянным раздражителем в советско-американских отношениях. По мнению Г. Киссинджера, во время холодной войны регион стал центром соперничества, которое подогревало местный конфликт и создавало угрозу прямой конфронтации между великими державами.[43]

Раздел 3

Эволюция израильского подхода

Краеугольным камнем политики сионизма в Палестине с самого начала было отрицание существования палестинского народа[44].

Планируя создание еврейского государства в Палестине, сионистские лидеры полагали, что "большая арабская общность" примет еврейское государство в обмен на сионистскую поддержку, и это давало универсальное основание для идеи переселения палестинских арабов из страны. Первый президент Еврейского государства Хаим Вейцман задолго до создания Государства Израиль высказался в том смысле, что палестинцы представляют собой не политическую проблему, а экономическую, которая в надлежащее время будет решена.  Значительно позже он заметил, что конфликт  между Израилем и арабами - это не конфликт между правдой и неправдой, а конфликт между двумя правдами. При этом он имел в виду не правду палестинцев, а правду арабского национализма в целом. Он говорил, что правда евреев выше правды арабов, так как еврейская родина в Палестине вопрос жизни и смерти еврейского народа, в то время как потеря менее чем одного процента территории арабского мира  ничего не значит для будущего арабов. При этом он игнорировал тот факт, что земля, на которой испокон веков жили палестинцы, - их родина, и она для них жизненно важна[45].

Бен Гурион и его единомышленники также твердо стояли на позиции непризнания существования палестинского народа и его права на национальное самоопределение и государственность.

Правда, сионистское движение в этом вопросе не было монолитным. Основатель партии Херут Владимир (Зеэв) Жаботинский, признавал палестинцев как народ и высказывался еще в 1921 году за создание "конфедерации обоих берегов реки Иордан".

Тем не менее, лидеры правого блока Ликуд, созданного на базе Херут, заняли по отношению к палестинцам гораздо более жесткую позицию, чем З.Жаботинский. В этой связи заслуживает внимания мнение одного из современных еврейских политических деятелей, вышедшего их партии Херут: "Европейское влияние М.Бегина и И.Шамира извратило изначальные идеи Жаботинского и отвратило Ликуд от своих идеологических корней. Не кто иной, как М.Бегин и И. Шамир, следуя за Голдой Меир (она однажды сказала: "Палестинцев не существует") пытались лишить палестинский народ его законных прав"[46]. Вплоть до настоящего времени лозунг партии Херут призывает к созданию Израиля на обоих берегах реки Иордан.

На уровне массового сознания в Израиле в основе подхода к арабам-палестинцам лежит принцип неприятия инородцев. Этот принцип распространяется на каждого нееврея, то есть, и на палестинских арабов. В течении длительного времени в Израиле было запрещено даже употребление слова "Палестина". Палестинских арабов называли "арабскими жителями". В работах Голды Меир слово «палестинцы» применяется исключительно по отношению к евреям – израильтянам[47].

После создания Государства Израиль палестинская проблема была вычеркнута из израильской политической мысли. Очень многие политики в Израиле в период 1948 - 1967 годов обращали внимание на возможности возрождения палестинского национализма в лагерях беженцев. Палестинские партизаны рассматривались как агенты арабских режимов, прежде всего Египта. Израиль обвинял правительства арабских стран в политике, направленной на создание препятствия процессу натурализации беженцев с целью использовать их в партизанской войне против Израиля.

Результаты войны 1967 года оказали, как отмечает С. Флапан, противоречивое влияние на политическую мысль и общественное мнение в Израиле.

С одной стороны, "интоксикация" военными успехами в войне 1967 породила спонтанную реакцию, выразившуюся в неожиданном появлении массового движения за "неделимый Израиль". В это время актвизировались не только те, кто выступал против раздела Палестины (правые партии Херут, Либеральная и левая партия Труда), но и некоторые весьма известные интеллектуалы, писатели, лидеры рабочего движения, в том числе Натан Апьтерман, Моше Шамир, Хаим Гури, Элиезель Ливне и Авраам Яффе. Это движение призывало к ликвидации "раздела", к установлению "стратегических границ", к началу "новой исторической эры", отличающейся максимальной концентрацией еврейского народа на Земле Израиля и ведущей ролью Израиля на ближнем Востоке. Движение "Неделимый Израиль" было не только политической оппозицией, оно являлось влиятельнейшей группой давления за одностороннее решение судьбы Западного берега и сектора Газа".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты