Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке

В декларации, принятой 15 ноября 1988 года, Национальный Совет Палестины в законодательном порядке закрепил  решение о создании двух государств (арабского и еврейского) и призвал к переговорам с Израилем под эгидой ООН при участии пяти постоянных членов СБ ООН для достижения всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта. Иными словами, эти решения фактически снимали формальный предлог, которым США и Израиль мотивировали свой отказ иметь прямые контакты с ООП.

На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1988 года в Женеве Я. Арафат вновь недвусмысленно осудил терроризм и подтвердил право Израиля на существование в условиях мира и безопасности. «Давайте примиримся, давайте отбросим страх и запугивание» – сказал он тогда. Несколько позднее палестинский лидер вызвался лично направиться в Израиль на встречу с его лидерами при условии согласия на это арабских лидеров[68].

В период непосредственной подготовки к международной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде ООП, палестинцы на оккупированных территориях находились в трудном положении. В ответ на поддержку Ирака со стороны ООП во время военно-политического кризиса в регионе, вызванного агрессией Ирака против Кувейта, арабские государства объявили о прекращении финансовой помощи Организации Рождения Палестины. То есть прекращалась  многомиллионная финансовая поддержка, которую Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ оказывали ООП в течение многих лет.

Как официально заявил председатель Исполкома ООП Я. Арафат, финансовые потери, понесенные палестинцами уже в начале кризиса в Персидском заливе, составили почти 4 млрд. долларов. Основную часть этой суммы составили счета предприятий ООП и личные вклады палестинцев, замороженные в кувейтских банках.[69]

Финансовая блокада резко ухудшила социально-экономическое положение палестинцев, в частности на оккупированных Израилем арабских землях. Введенный израильскими властями комендантский час в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан фактически отрезал 1700 тыс. палестинцев  от внешнего мира. Жителям лагерей для беженцев, которые не имели возможности даже выйти из дома, угрожал голод.

Однако именно в этот период палестинцы, ООП полностью осознали свою самостоятельность в решении своих национальных проблем.

 

Раздел 5

Юридические аспекты противостояния


Внешняя политика Государства Израиль с самого начала была направлена внушение международному сообществу мысли о том, что палестинской проблемы вообще не существует. На Западе, особенно в США, да и в арабских странах (хотя по другим причинам) палестинскую проблему долгое время рассматривали не как проблему существования и будущности целого народа, лишенного сионистами законных национальных прав, а лишь как проблему палестинских беженцев. В силу этого международное сообщество вплоть до начала 70-х годов не выделяло палестинскую проблему в качестве самостоятельной в контексте арабо-израильского конфликта. Хотя и до принятия соответствующих резолюций по Палестине в 70-е - 80-е годы права  палестинского народа были зафиксированы на международном уровне. Они вытекают прежде всего из известных 14 пунктов президента США Вудро Вильсона, где утверждается право на самоопределение народов, находившихся в рамках Османской империи.

Кроме того, в 1915 году было достигнуто соглашение между шерифом Мекки эмиром Хусейном и британским Верховным комиссаром в Египте сэром Генри Макмагоном с обещанием предоставить независимость арабам Палестины, если они поддержат антитурецкое выступление.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 181 (II) от 29 ноября 1947 года о создании на территории Палестины двух государств означало также признание палестинского народа как субъекта международного права, где был определен и статус Иерусалима. По вопросу о палестинских беженцах ГА ООН 11 декабря 1948 года приняла резолюцию 194 (III), в которой содержалось постановление о предоставлении в кратчайший срок беженцам, желающим вернуться к своим очагам и мирной жизни со своими соседями, такой возможности с уплатой компенсации за имущество тем, кто предпочтет не возвращаться.

В соответствии с резолюцией ГА ООН 273 (III) от 11 мая 1949 года Израиль был принят в число членов ООН. В ее преамбуле было сказано, что Израиль взял на себя обязательство выполнить резолюции ГА ООН 181(11) и 194 (III),из которой следует, что ООН признавала те границы Израиля, которые определялись резолюцией о разделе Палестины, но не признавала фактические границы, которые образовались в результате соглашения о перемирии 1949 года с Египтом, Ливаном, Иорданией и Сирией.

В преамбуле резолюции СБ ООН 242 от 22 ноября 1967 года подчеркивается "недопустимость приобретения территории путем войны". В статье первой среди принципов, выполнение которых требуется для установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, первым указан "вывод израильских вооруженных сил стерриторий, оккупированных во время недавнего конфликта" (то есть во время шестидневной войны). В параграфе "6" статьи второй говорится о необходимости "достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев".

Что касается права палестинских беженцев на возвращение в Палестину, то оно вытекает прежде всего из Всеобщей декларации прав человека, принятой ГА ООН в декабре 1948 года, где (ст. 13 параграф 2) провозглашено право каждого человека покидать страну, в том числе и свою, и возвращаться в нее. Это право закреплено также в других резолюций ГА ООН, а также в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны и дополнительных протоколах к ним 1977года, в которых говорится о запрещении насильственного выселения гражданского населения с оккупированных территорий.

В начале 1972 года ряд крупных европейских государств (в том числе Франция и Великобритания), а также латиноамериканские государства (Аргентина и Мексика) впервые проголосовали за резолюцию ГА 2949 (XXVII), которая подтверждала резолюцию СБ 242 и признавала, что "уважение прав палестинцев является неотъемлемым элементом в установлении справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке".

В резолюции Совета Безопасности ООН 338 от 22 октября 1973 года, принятой в связи с Октябрьской войной 1973 года, содержался призыв ко всем заинтересованным сторонам "начать немедленно после прекращения огня практическое выполнение резолюции 242 (1967) СБ ООН от 22 ноября 1967 года во всех ее частях".

В резолюции Совета Безопасности ООН 338 от 22 октября 1973 года, принятой в связи с Октябрьской войной 1973 года, содержался призыв ко всем заинтересованным сторонам "начать немедленно после прекращения огня практическое выполнение резолюции 242 (1967) СБ ООН от 22 ноября 1967 года во всех ее частях".

На 29-й сессии ГА ООН в 1974 году была принята резолюция 3236 (XXIX), которая консолидировала прежние резолюции ГА, особо подчеркнув право палестинцев на национальное самоопределение. В ней были подтверждены неотъемлемые права палестинского народа, в том числе право на самоопределение, право на национальную независимость и суверенитет. В резолюции подтверждено также право палестинцев на возвращение в свои дома, из которых они были изгнаны, получение назад своей собственности, которой они были лишены.

10 ноября 1974 года ООН приняла резолюцию ООН, которая объявила ,что «сионизм является формой расизма и расовой дискриминации». Через 10 лет она была отменена.

19 августа 1982 года на седьмой чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция ES-7/6, призывающая к реализации права палестинцев на создание собственного государства в Палестине. За эту резолюцию проголосовало 120 государств и только США и Израиль были против при 20 воздержавшихся.

В другой резолюции этой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Е8-7/4 от 28 апреля 1982 года) были подтверждены "соответствующие резолюции ООН, касающиеся статуса и уникального характера I Священного города Иерусалима, в частности резолюции Совета Безопасности 465 (1980) от 1 марта 1980 года, 476 (1980) от 30 июня 1980 года и 478 (1980) от 20 августа 1980 года".

Таким образом, к началу 80-х годов уже существовало множество документов, составляющих солидную международно-правовую базу для решения палестинской проблемы во всех ее аспектах[70].

Многие годы международного признания не получала ООП, что препятствовало легитимации представительства палестинского народа. Лишь после того, как в конце ноября 1973 года арабское совещание "в верхах" в Алжире приняло решение о том, что ООП единственный законный представитель арабского народа Палестины и аналогичное решение было принято проходившей в феврале 1974 года в Лахоре (Пакистан) конференцией глав государств и правительств мусульманских стран, ГА ООН приняла резолюцию о приглашении ООП принять участие в ее работе. Выступление Я. Арафата на сессии ГА 13 ноября 1974 года явилось свидетельством официального международного признания палестинской проблемы и кульминацией кампании, направленной на то, чтобы убедить международное сообщество в том, что конфликт на Ближнем Востоке - это не конфликт Израиля и всех арабов, а прежде всего конфликт Израиля с палестинским народом.

Резолюция ГА ООН 3237 XXIX признала ООП в качестве наблюдателя в ООН. За этими решениями ООН последовало признание ООП в качестве единственного законного представителя Палестинского народа многими странами мира, кроме США и Израиля.

С декабря 1975 года ООП приглашается принимать участие в работе СБ в соответствии с правилом 37 с теми же правами, что и страны-члены ООН. Это означало приобретение ООП статуса законного представителя Палестинского народа.

         15 ноября 1988 года, 19 сессия Национального совета Палестины признала (через 41 год) резолюцию ООН о разделе Палестины и провозгласила (с опозданием на 40 лет) создание Государства Палестина. Одновременно были признаны резолюции Совета Безопасности №№ 242 и 338[71].

Глава II

Раздел 1

Противостояние в интернете


Характерной чертой современного этапа информационного противостояния стали прямые столкновения в общем киберпространстве. Не стоит преувеличивать их эффективность, однако потенциальные возможности этот оружия значительны.

Противостояние в интернете характеризуется периодическими вылазками с той или иной стороны: своеобразной пробой сил. Потенциал живой силы велик и непрерывно возрастает. И израильтяне[72] и арабы могут рекрутировать для кибервойн тысячи вполне подготовленных бойцов из числа технически грамотной молодежи[73]. Снабжение их техническими средствами – не проблема, ведь для хакерской вылазки нужен не навороченный дорогой компьютер, зачастую достаточно простого ноутбука и телефонной линии. Найти программное обеспечение при желании несложно на специализированных сайтах.

Связь между террористами может осуществляться и через порнографические сайты. Израильтяне, например, считают, что Усама Бен Ладен использует их в качестве хранилища карт объектов и инструкций для диверсантов[74]. Подобные сайты содержат закодированные входы для платных абонентов. Боец новой формации, заходя через один из них, вместо порноматериалов получает все, что надо для операций. Эта технология позволяет исключить транспортировку через границы опасных дисков, и, следовательно, возможность попасть с поличным.

Через интернет можно вербовать новых бойцов. Можно найти объявления и такого характера: «Если Вы – настоящий Islamist с компьютером и если Вы хотите способствовать джихаду в борьбе с неверными, но не можете это осуществить с использованием самолета или бомбы? Если Вы «торжественно клянетесь использовать свой талант для уничтожения евреев?» Тогда Вы – тот человек, который необходим «Арабскому Электронному Джихаду» (AEJT)». Организация AEJT объявила о том, что собирается уничтожить все израильские и американские Web-сайты, а также «все другие неугодные ей сайты»[75].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты