Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке

На учете в БАПОР в настоящее состоит 3,5 млн. палестинских беженцев, в том числе в Иордании -1,5 млн., которые составляют 33 проц. населения этого государства, в Ливане – 364 551 (10 проц.), в Сирии - 365 805 (3 проц), в Секторе Газа - 772 653 (76 проц), на Зап. берегу р. Иордан - 555 057 (30 проц). [25]

Согласно данным властей Палестинской автономии, общая численность палестинских беженцев около 6 млн., находящихся в более чем 132 странах[26]. Скорее всего, эта цифра завышает действительное число палестинских беженцев. Более реальной, может быть оценка, согласно которой общее число палестинских беженцев составляет около 5 млн. чел. Однако и эта цифра свидетельствует о масштабах и значимости проблемы.

         Первопричиной возникновения конфликта явилось решение западных держав поддержать намерение сионистов создать "правоохранное убежище" в Палестине для еврейского народа путем заселения ее земледельцами и ремесленниками и объединения всего еврейского народа через местные и общие союзы в соответствии с законами различных стран, путем усиления у евреев национального чувства и самосознания.[27]  При этом, однако, было проигнорировано то обстоятельство, что в Палестине веками жили арабы (земледельцы, ремесленники, торговцы, бедуины и пр.), которые с полным основанием считали ее своей родиной. Массовая иммиграция евреев в Палестину, особенности сионистской идеологии и экспансионистская политика сионистских лидеров не могли не привести к столкновению интересов иммигрантов и местного арабского населения. Ядром арабо-израильского конфликта является палестинская проблема, суть которой, как было показано в данной главе, заключается в том, что многомиллионный народ - арабское население Палестины -насильно изгнан с родной земли и лишен права иметь свое национальное государство. Без решения этой проблемы во всех ее аспектах невозможно урегулирование арабо-израильского конфликта и установление справедливого, прочного и долговременного мира на Ближнем Востоке.

Раздел 2

О структуре арабо-израильского конфликта

 

Среди ученых - востоковедов различных теоретических школ и направлений не утихают споры о природе и содержании арабо-израильского конфликта. По-разному к этому конфликту подходят и политики разных в странах, особенно в тех, которые вовлечены в этот конфликт. Каждая из сторон конфликта объясняет причины его возникновения по-своему, стремясь возложить всю вину за это на противоположную сторону.

Ави Примор, известный израильский дипломат, долгое время проработавший послом в различных европейских странах, в своей книге "Мирный процесс на Ближнем Востоке и роль ЕС", вышедшей в 1998 году, пытается убедить читателей в том, что сущность ближневосточного конфликта заключается не в палестинской проблеме, а в том, что арабы с 1948 года хотят уничтожить Израиль, что ближневосточная проблема состоит в том, что арабские государства, прежде всего Сирия, отказались признать резолюцию ГА ООН о разделе Палестины.[28]

Бывший госсекретарь США Г. Киссинджер также видит сущность ближневосточного конфликта в борьбе между арабским национализмом и сионизмом. Арабский национализм и сионизм, возникшие в конце 19-го века, считает Г. Киссинджер, изначально не были направлены друг против друга. Только после того, как ликвидация многовекового османского господства открыла путь британскому мандату и появились перспективы самоопределения Палестины, арабы и евреи, многие поколения которых жили друг с другом в мире, начали борьбу не на жизнь, а на смерть за политическое будущее этой земли. Не успело образоваться еврейское государство, как в 1948 году оно вынуждено было защищать свою независимость от арабских соседей[29].  Идеологи сионизма, а также отцы-основатели Государства Израиль высказываются более определенно по этому поводу. Например, Владимир (Зеэв) Жаботинский считал, что в Палестине имеет место спор между палестинскими арабами и палестинскими евреями "за кусок земли".[30]

Первый премьер-министр Израиля Бен Гурион в своей речи 12 октября 1936 года заявил: "Нет конфликта между еврейским и палестинским национализмами, так как еврейская нация находится не в Палестине, а палестинцы не являются нацией".[31]

Израильский исследователь Симха Флапан, что непризнание палестинцев в качестве народа, и, соответственно, их права на национальное самоопределение и государственность, являвшееся базовой посылкой сионистов в Палестине, легло в основу сионистско-палестинской конфронтации, которая породила серию войн между Израилем и арабскими государствами.[32]

Именно политика сионистов привела к тому, что в Палестине возник конфликт, имеющий прежде всего этнотерриториальную составляющую - спор между двумя этнорелигиозными общностями по поводу владения определенной территорией, ее статуса и размеров. С притязаниями на создание независимого государства в Палестине выступили, с одной стороны, зтноконфессиональная группа (евреев), в основном состоявшая из иммигрантов, и местное население - палестинские арабы, с другой. Следует согласиться с Бен  Гурионом,  что зарождавшийся конфликт не был межнациональным. На первых этапах его развития евреи, съехавшиеся со всех концов мира, не являлись нацией в полном смысле этого слова.

Его нельзя рассматривать и как чисто межрелигиозный конфликт. Религиозный фактор, хотя и разделял противоборствующие стороны, однако существенного значения в возникновении и развитии конфликта, по крайней мере на первых его этапах, не имел, так как еврейская иммиграция в Палестину осуществлялась под лозунгами сионизма - светской идеологии, а палестинские арабы отличались религиозной терпимостью и в течение многих веков мирно уживались с местными евреями. Религиозная составляющая конфликта, возникшего в Палестине, проявила себя на последующих этапах его развития, начиная с 30-х годов, не без влияния, прежде всего, англичан. Зато социально-экономическая составляющая конфликта между прибывающими евреями-иммигрантами и местным населением была совершенно очевидна с самого начала. Иммигранты стремились установить свой контроль над всеми сферами экономической жизни Палестины, вытеснив из них местных арабов и христиан.

С возникновением Государства Израиль конфликт трансформировался в противоборство между национальным еврейским государством - Израилем - и палестинскими арабами, которые были лишены права создать свое национальное государство и согнаны со своих исконных  земель, в большинстве своем превратившись в беженцев. Одновременно произошло дальнейшее обострение этносоциального конфликта, так как в самом Государстве Израиль и на оккупированных им территориях имеют место различные формы дискриминации палестинских арабов со стороны евреев. Даже арабы, имеющие израильское гражданство, лишены  доступа к доходным или престижным видам деятельности, представительства в соответствующих социальных нишах и элитных слоях. Уровень жизни арабской части населения Израиля значительно ниже, чем евреев[33].

Первые признаки конфликтной ситуации, которая гораздо позже примет характер международного арабо-израильского, или ближневосточного конфликта, обозначились в Палестине еще в конце 19-го столетия. Еще на локальной, внутрипалестинской стадии конфликт между евреями и местными арабами прошел несколько фаз развития, приобретая все большую остроту и силу: от стихийных стычек до настоящих восстаний.

Внутренние этнорелигиозные конфликты зачастую перерастают в международные, качественно изменяя характер протекания повышая степень организованности участников. Агитация заменяется регулируемой государствами официальной пропагандой, происходит переход от малоуправляемых военизированных формирований добровольцев к постоянным вооруженным силам и т. д[34].

Конфликт, возникший в Палестине, между иммигрантами-евреями, ведомыми сионистскими лидерами, и местным населением, с самого начала имел международную "подпитку". Западные державы и международные еврейские организации всячески способствовали иммиграции евреев в Палестину и созданию еврейского очага на ее территории. Местному палестинскому населению противостояли не только иммигранты-евреи, но и мощные международные силы. С другой стороны, значение Иерусалима как одного из священных городов всего мусульманского мира было причиной того, что к конфликту, разворачивавшемуся в Палестине, уже на ранних стадиях его развития было приковано внимание таких мусульманских государств, как Афганистан, Египет, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Сирия, Йемен и АР, которые изъявляли готовность оказать помощь борьбе палестинских арабов против евреев.

После возникновения Государства Израиль в противобор­ство с ним вовлекаются арабские страны, и конфликт становится межгосударственным арабо-израильским, ближневосточным, палестинская составляющая отодвигается на второй план. И лишь с завершением процесса становления палестинской нации палестинская проблема становится центральной в арабо-израильском конфликте.

Большинство исследователей выделяет в международном конфликте его "ядро" - непосредственные участники - и "периферия" -государства (помимо двух мировых супердержав), не вовлеченные непосредственно в конфликт, но оказывающие ту или иную форму поддержки противоборствующим сторонам.

В данном случае непосредственными участниками конфликта оказались, помимо Израиля, Египет, Сирия, Иордания, а также Ливан. "Периферия" же арабо-израильского конфликта весьма обширна. С арабской стороны, это - многие арабские страны и ряд мусульманских государств. Со стороны Израиля - Франция, Великобритания, ФРГ и некоторые другие  государства  Запада.

На развитие ближневосточного конфликта значительное влияние оказали национально-освободительные революции, крушение колониальной системы, усиление тяги арабских народов к социалистической модели развития. Он развивался в условиях, когда старые колониальные державы вытеснялись с Ближнего и Среднего Востока Соединенными Штатами Америки, претендующими на лидерство в регионе, стремящимися не допустить усиления влияния -светского Союза, коммунистической идеологии в нем. Арабо-израильский конфликт стал по сути дела центральным звеном противоборства двух мировых держав и тем самым пробрел глобальный характер.

Международный конфликт является, и это в полной мере касается и арабо-израильского конфликта, прежде всего политическим отношением двух или нескольких сторон, воспроизводящим в острой форме лежащие в основе этого отношения экономические, политические, идеологические, территориальные, национальные, религиозные или иные противоречия между его участниками. Именно эти противоречия и составляют в самом общем виде содержание любого международного конфликта.

В этой связи следует обратить внимание на то, что, несмотря на расширение масштабов конфликта, возникшего в Палестине, на превращение его в международный, он сохранил некоторые свои начальные характеристики.

Арабо-израильский, или ближневосточный это территориальный конфликт, так как важнейшее место в нем занимает спор о государственной (административной) принадлежности территорий, их административного статуса, а также о праве определенных групп населения проживать на этих территориях, владеть и распоряжаться ими[35].

Многие, особенно арабские исследователи, акцентируют внимание на религиозном характере арабо-израильского  конфликта, представляя его как столкновение между евреями и мусульманами. Однако внимательное рассмотрение содержания данного конфликта на разных этапах его развития позволяет сделать вывод о том, что этнический момент в нем гораздо более явственен, чем религиозный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты