Национальные интересы и возможности их реализации в России

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органам государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации[20]. Но, в отличие от других традиционных моделей федерализма российский имеет свои особенности.

Прежде всего, у него другая политическая природа. Своими корнями он уходит в советскую федерацию, созданную в 1922 г. административным путем. В дальнейшем федеративность продолжалась насаждением сверху. При этом не учитывались многие факторы. Нередко титульные нации не составляли большинства населения, и статус таких образований назначался из центра. Федерация носила не общегражданский, а национальный характер. Она была недемократичной и малоэффективной. Национальный характер автономных образований явился той замедленной бомбой, которая в итоге взорвалась в лихие 90-е годы, когда Президент Ельцин легкомысленно предложил автономным образованиям «взять столько суверенитета сколько они смогут проглотить». Поэтому некоторые субъекты, преимущественно национальные, проглотили и не поперхнулись, после чего долго пришлось просить частично отрыгнуть проглоченное, как это являет собой пример Татарстана и Башкирии. Другие проглотили, не поперхнулись и не отдали, однако в дальнейшем не смогли переварить проглоченное, чему ярким примером является Чеченская республика. Вместе с тем и российское руководство оказалось чересчур нетерпеливым, посчитав решить проблему силовыми методами, в результате чего явились две мерзкие и позорные жестокие войны.

По существу в Российской Федерации автономные национальные образования так и остались под мягким административным управлением и случись какая либо политическая или экономическая проблема, а в настоящее время все же мировой кризис, неизвестно долго ли сохранится мирное развитии государства.

Кроме этого в России осуществлен смешанный тип федерализма, сочетающий административно-территориальный и национально-территориальный принципы. Выше уже было указано, что в настоящее время в нашу цивилизованную эпоху, понятие «нация» должно применяться практически как синоним понятию «гражданин». Все национальности на территории России называются россиянами и являются гражданами России. Автономизация по национальному признаку является, таким образом, анахронизмом. Но готова ли Россия преодолеть этот анахронизм без межнациональных войн и потрясений?

В реальной политической практики в 1994–1997 г. различия между республиками и областями усилились и стали очевидны различия во взаимоотношениях с федеральным центром в сферах экономики, внешней торговли, законодательства, распоряжения землей и ее недрами. Такое неравноправие делает Россию «расплывчатой» и неустойчивой[21].

Процесс федерализации России пока еще не является завершившимся. Некоторые добиваются изменения своего положения вплоть до готовности выхода из него. Руководству Чечни, как видно в настоящее время выгодно оставаться в составе Российской Федерации, поскольку на ее стабильность уходят огромные инвестиции, но положение всегда может измениться. Каким путем пойдет процесс реализации национальных интересов сложно спрогнозировать.

Поэтому национальная политика России в этом отношении противоречива и в политико-правовом отношении недостаточно разработана. В Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека и гражданина и в других документах провозглашаются демократические направления и принципы национальном политики, но в реальной жизни она искажаются или вообще игнорируется.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина записано, что каждый российский гражданин вправе свободно определять свою национальную принадлежность, каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание детей на родном языке. Люди одной нации могут объединяться для сохранения и развития своей культуры, исполнения религиозных обрядов, создания школ клубов, театров, издания книг, журналов и другой деятельности[22].

Одновременно российские законы предусматривают уголовную ответственность за прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам. Но в действительности этого недостаточно для обеспечения национальных интересов каждого народа России, демократических взаимоотношений между гражданами всех национальностей в различных регионах страны.

Федеральные власти пока не могут создать систему синтеза национальных и интернациональных отношений. Иногда федеральные власти идут на широкие уступки национальным образованиям, как в Чечне. Порой поощряют национализм, что является причиной возникновения политических кризисов и острых конфликтов на почве националистических требований. Национальные политики порой проявляют истинный макиавеллизм. Они готовы провозглашать вечный союз, когда им выгодно, и напротив не отдавать ни крохи своих привилегий.

Нередко можно видеть притеснение граждан по национальному признаку. Это касается не только русских, вытесняемых из национальных территорий, но налицо обратная сторона в виде нападений и убийств в Москве в отношении лиц других национальностей.

Как ни печально, но борьба за национальное самоопределение, возникшая у многих народов в момент распада СССР в отдельных регионах переросла в национализм. Он выражается в разнообразных политических действиях, проповедующих национальную исключительность и обеспечивающих преимущества одних нации в сравнении с другими.

Особенно острой в этом отношении выглядит обстановка на Кавказе. В 90-е годы власти национальных республик, захлестнутые борьбой с центром теряли чувство меры в отстаивании национальных интересов, что усиливало политическую конфронтацию внутри страны.

Политическая действительность требует учета национального фактора как потенциальной возможности для социального взрыва. Этот фактор сказывается как на идеологии, так и на экономике. Его влияние ощутимо даже на уровне внешней политики. Так, на территории Российской Федерации время от времени усиливаются исламистские организации фундаменталистского толка, разнообразные секты, пришедшие в Запада. Их деятельность обычно смыкается с национализмом.

Предполагается, что в ближайшее время Россия будет оставаться такой же неустойчивой федерацией с разными формами управления и разными системами взаимоотношений между субъектами федерации и центром. Развитие межнациональных отношений в этих условиях будет зависеть от последовательности и взвешенности государственной национальной политики, ее дифференциации в зависимости от особенностей развития того или иного региона, той или иной российской нации.

Кроме угрозы межнациональных конфликтов следует рассмотреть возможность социального взрыва на основе резкой поляризации доходов населения и наличия так называемых «новых русских» лиц, которые в 90-е годы разграбили национальное достояние народа. Пожалуй, лучше сказать обобщено – мир в стране может быть нарушен вследствие нарушения социальной справедливости.         

Социальная несправедливость – самая главная проблема, с которой сталкивается сегодняшняя глобальная цивилизация, в том числе и Россия. Можно говорить о наиболее типичных, наиболее характерных особенностях этой глобальной несправедливости.

На полном ходу рост социального, гуманитарного неравенства. Главная, но не единственная предпосылка такого неравенства, бедность, которая постоянно воспроизводит бедность. Масса социологических и статистических данных доказывают, что дети, которые рождаются в бедных семьях, в дальнейшем практически обречены на бедность в течение всей своей жизни. Нынешняя Россия является своего рода лидером по темпам роста такого гуманитарного неравенства. Например, наша страна занимает первые места в мире по приросту миллионеров и миллиардеров на душу населения – сейчас в стране свыше 50 миллиардеров и около 100 тысяч валютных миллионеров. С другой стороны, в той же России около 20 миллионов человек ежедневно голодают, а еще у 50 миллионов жителей России заработков едва хватает на то, чтобы обеспечить себя минимальной, физиологической нормой питания[23].

Кроме этого в России рост коррупции прямо пропорционален росту несправедливости. В 2006 году, по данным Александра Буксмана – заместителя генерального прокурора Чайки, уровень российской коррупции составил уже 240–260 миллиардов долларов. Более чем семикратный рост! В результате каждая российская семья заплатила коррупционной системе в прошлом году около 5 тысяч долларов дани.

Вследствие этого произошла деградация правового сознания. Рост глобальной несправедливости постепенно приводит к тому, что несоблюдение законов становится правовой и моральной нормой.

Растущая тотальная несправедливость тянет за собой набор опасных последствий. Так, происходит моральная и нравственная деградация. Распространяется криминальная модель сознания. Усиливаются алкоголизм и наркомания. Начинается война поколений: родители начинают ненавидеть детей, а дети родителей. Примером для подражания десятков миллионов становятся воры, грабители, проститутки. Ложь, предательство, нечистоплотность превращаются в обычное, каждодневное занятие. Пороки становятся добродетелью, а добродетели объектом насмешек.

В итоге потеря смысла жизни. Одна из существенных предпосылок и особенностей справедливого общества заключается в том, что в нем существует система духовных и социальных координат, в рамках которых позитивно решается проблема личностного, группового и общественного смысла жизни. Иначе говоря, только справедливое общество дает стратегические ответы на вопрос: «Зачем я живу? Зачем мы живем?».

Демографическая деградация (сокращение населения страны). В России вот уже почти двадцать лет идет абсолютное сокращение населения. Происходит демографическая деградация – Россия вымирает. И здесь опять-таки ключевая проблема – несправедливость. Депрессии, безнадежность, неуверенность в завтрашнем дне, широкомасштабное ощущение ненадежности всего социального окружения, распространение бедности – все это приводит к тому, что смертность от самых разных причин растет, а количество рождающихся детей сокращается.

Преобладают системные психические отклонения. В условиях роста глобальной несправедливости самой распространенной и страшной болезнью становится депрессия. В России почти сорок процентов населения уже имеют те или иные заметные психические отклонения. Особенно сложная ситуация складывается в крупных российских мегаполисах.      

В сегодняшней России, например, обостряющаяся имущественная дифференциация ведет к фактической маргинализации такой многочисленной социальной группы, как пенсионеры. Дело не только в том, что жизненный уровень пенсионеров постоянно снижается, не давая возможности для нормальной жизни. Объективно капиталистическая несправедливая социальная структура российского общества демонстрирует ненужность пенсионеров как класса. Другим примером является наблюдаемая в настоящее время региональная дифференциация в стране, в условиях которой, особенно в российской провинции, происходит маргинализация, выбивание на социальную обочину таких социальных и демографических групп, как молодежь, молодые и неполные семьи, дети из неблагополучных семей и т.д.

В условиях роста несправедливости, расширения масштабов коррупции даже увеличение финансовых затрат не приводит к повышению эффективности в деятельности социальных институтов. Это наиболее наглядно проявляется в России, когда, несмотря на официальные декларации, государственные и общественные институты не могут предотвратить рост инфляции, расширение масштабов коррупции, неконтролируемый рост цен, допускают грубейшие нарушения прав человека и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты