Национальные интересы и возможности их реализации в России

Власть постоянно, на официальном уровне декларирует свою готовность и решимость бороться с растущей волной социальной несправедливости. Тем более, что растущие доходы государственного бюджета вроде бы позволяют это сделать. Однако на деле, несмотря на усилия властей, ситуация не улучшается.

Почему нынешняя государственная власть сама по себе не может при всем своем желании справиться с этой проблемой? Россия находится в переходном периоде; в стране по-прежнему не закончился передел экономической собственности и политического пространства. Новая структура общества окончательно не сформировалась и по-прежнему не сбалансирована. Даже сам правящий класс не консолидирован, и у него отсутствует какое-либо подобие консенсуса по поводу дальнейшей стратегии развития России. Отсутствие действенной борьбы в Российской Федерации против несправедливости фактически является зримым доказательством отсутствия вообще такой зрелой, стратегической, системной элиты.

Эффективная, долговременная борьба с несправедливостью возможна только тогда, когда в нее вовлечено большинство общества. Государство само по себе, без опоры на широкие круги населения, реализовать политику справедливости никогда не сможет.

В сегодняшней России объективное отчуждение между государством и обществом не только не преодолено, но продолжает углубляться. В этих условиях волна несправедливости и связанная с этим деградация общества будут только усиливаться.

Такое отчуждение государства и общества связано и с парадоксальными особенностями нынешнего социально-экономического развития в России.

С одной стороны, объективно российская экономика уже интегрировалась и продолжает интегрироваться в глобальный экономический механизм, который полностью контролируется западной цивилизацией. Это привело к тому, что в российском социуме появились около 25–27 миллионов человек, которые живут в соответствии с ценностями и нормами западного потребительского общества и объективно ориентированы на полное вхождение страны в языческую западную цивилизацию.

С другой стороны, российский режим, защищая объективные интересы России как геополитического и геоэкономического субъекта, объективно должен противостоять попыткам Запада полностью поглотить российскую экономику.

Нынешнее российское общество пронизано многочисленными и весьма острыми противоречиями. Более того, во многом нынешняя российская общность достаточно эфемерна, поскольку не скреплена ни общей идеологией, ни духом солидарности.

Выводы, которые можно привести по окончании данной главы, состоят в том, что во имя национальных интересов России необходимо сформировать современное, жизнеспособное авторитарное государство, способное вывести страну из переходного периода, с выработкой понятной для десятков миллионов модели российского политически и экономически эффективного справедливого общества.

Возможно, зачатки этого государства только намечаются.

Представляется необходимым энергичное и эффективное взаимодействие всех российских корпоративных, социальных, этнокультурных, религиозных групп, которые обладают реальным, историческим опытом, соответствующими доктринами и технологиями для борьбы с несправедливостью и формирования четкой национальной доктрины. В рамках такого взаимодействия возможна выработка действительно общей, согласованной стратегии формирования справедливого общества. И именно это может стать решающим в борьбе за обеспечение будущего нашей страны, будущее действительно справедливой России.

Но формирование надежного будущего российского государства не может быть изолировано. Внутренняя и внешняя политика решают в этом отношении одну и ту же задачу – проведение в жизнь национальных интересов. На это направлены внешнеполитические приоритеты России.

Политика, будучи универсальным явлением, играет решающую роль в сфере международных отношений. Она влияет на жизнь миллионов людей. Особенности внешней политики таковы, что многие лидеры, осуществляя меры для реализации своих национальных интересов порой действуют вопреки международным соглашениям. К сожалению, современная внешняя политика многих государств изобилует двойными стандартами. Многие, преимущественно сильные государства, выполняют свои обязательства до тех пор, пока им это выгодно. Вряд ли Россия отличается в этом отношении честностью. Так, недавно на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского содружества, где участвовала Россия была принята декларация о сохранении зоны свободной торговли, т.е. о воздержании в установлении таможенных пошлин. Однако, как известно с 11 января 2009 г. Россия намерена повысить таможенные пошлины на поддержанные иностранные автомобили[24].

Политики порой действуют, опираясь не на анализ внешнеполитических процессов, а на интуицию или на здравый смысл, который их порой подводит.

Внешнеполитическая составляющая национальных интересов России имеет свою специфику. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся по-разному.

В международных отношениях как разновидности общественных отношений также выделяются экономический, социальный, политический и духовно-культурный аспекты. В этом отношении внешнеполитические связи выступают продолжение и дальнейшим развитием внутренних отношений, которые сложились на национальной почве.

Внешняя политика – это сознательная деятельность государств и иных организаций, направленная на достижение поставленных ими целей в области международных отношений[25].

Следует постоянно учитывать обусловленность внешнеполитического курса самыми разнообразными экономическими социальными, культурными, духовными и идеологическими факторами.

Геополитические проблемы фиксируют не только территориальные интересы. Они концентрируют все остальные межгосударственные связи.

Сегодня ведущим фактором, который обеспечивает политический вес государства, является освоение им новых технологий и коммуникаций, а не просто военная мощь или имперские амбиции. Поэтому в основании разработки геостратегии могут лежать принципиально разные установки, определяемые степенью индустриального и постиндустриального развития общества. Это может быть и политика всестороннего сотрудничества, и политика технической, коммуникативной, экономической интеграции и политика силового давления и политика открытого проникновения на чужие территории.

Подобно тому, как в начале первой главы рассматривались национальные интересы России как суверенного государства и неприкосновенности ее территории, так и в данной главе начало необходимо посвятить тому же аспекту, но в ее внешнеполитической окраске.

В статье 1 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. дано определение государственной границы Российской Федерации, под которой понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории[26].        

Рассматривая государство через призму территориального подхода, неизбежно ощущается его как особый «надбиологический» организм, для существования которого требуются жизненное (географическое) пространство и естественные границы[27].

Часто в качестве естественных границ территории государств выступают реки, моря и горы. Рейн и Дунай были естественными границами древней Римской империи, а островное положение Англии во многом предопределило само развитие будущей владычицы морей.

В целостном виде идея естественных границ нашла свое отражение у Л.И. Мечникова, объяснявшего превосходство Запада над Востоком естественным географическим преимуществом.

Область речных цивилизаций, показывал этот географ и социолог, ограничена на севере громадной цепью высоких гор и возвышенных плоскогорий, протянувшихся от архипелага Эгейского моря и составляющих своего рода «диафрагму» Старого Света, которая «является естественной границей между севером и югом. Направление этой границы может быть более или менее точно определено 40 градусом северной широты. Южная граница этой области почти совпадает с тропиком Рака»[28].

В настоящее время без особого труда можно и необходимо видеть естественные границы России:

на западе – это западная граница Русской цивилизации по славяно-православной линии;       

на севере – Северный Ледовитый океан;         

на востоке – Тихий океан (проблема Курил носит тактический характер, имеющий принципиальное значение с социально-экономической и идеологической точек зрения);

на юго-востоке – реки Уссури, Амур;

на юге: в Средней Азии – Казахстан (Южная Сибирь), природные водоразделы в виде гор Тянь-Шаня и др., в том числе Памир; на Кавказе – по Большому Кавказскому хребту.

Ряд политологов утверждают, что будущая Россия должна иметь либо морские границы, либо дружественные блоки на прилегающих континентальных территориях[29].

Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ». Аналогичное требование содержит и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Международно-правовой нормой является требование к спорящим государствам воздержаться от всяких действий в спорном районе, которые могут усугубить спор[30]. Но в действительности государство, контролирующее спорную территорию, как правило, стремится использовать все средства для прямого или косвенного освоения любой спорной территории.

Реальность постсоветского пространства не совсем укладывается в этот стереотип, заставляя говорить, например, в отношении Крыма и Севастополя, об отрицании государством (Российской Федерацией) самой юридической принадлежности определенной территории другому государству (Украине). Нахождение такой территории в управлении (под юрисдикцией) стороннего государства противоправно, но требование восстановить российскую юрисдикцию (российский суверенитет сохраняется, пусть и в остаточном виде) не означает выдвижение территориальных претензий Россией, ибо на указанные территории противоправно претендует Украина.

Таким образом, в этом случае мы имеем дело с территориальным спором вне зависимости от того, как трактует данный вопрос украинская сторона. Сложность правовой оценки ситуации с Крымом и Севастополем увеличивается ввиду различия в подходах к указанной проблеме исполнительной и законодательной властей России.  

Как правило, лишь международное признание и межгосударственное установление являются факторами, создающими правовой режим межгосударственной границы. При их отсутствии речь может идти о существующих или потенциальных территориальных спорах. Только сохранность территории государства как условие пограничного размежевания придает границе смысл, даже если при этом линия границы остается неделимитированной и более того – оспариваемой кем-либо из соседей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты