Гегель: гражданское общество может существовать при условии существования множества сословий, опираясь на разнородные, групповые и индивидуальные интересы.
Мыслители ХХ века рассматривают гражданское общество, как наиболее приемлемый тип социальной организации.
Существует две точки зрения на природу гражданского общества:
1) Гражданское общество – совокупность неполитических отношений организаций, движений и пр.
2) Гражданское общество – определенная стадия зрелости политических и социальных сфер общества.
Современное гражданское общество выполняет следующие функции:
1) Обеспечивает свободное развитие личности на экономической основе разнообразных форм собственности, возможности для каждого человека выбирать сферу хозяйственной деятельности.
2) Обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и организаций по средствам гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества.
3) Постоянная защита интересов каждого человека, его прав и свобод.
4) Взаимодействие государства и гражданского общества.
5) Осуществление самоуправления во всех сферах общественной жизни.
4.16. Политический плюрализм:
Теория гражданского общество дополнена теорией политического плюрализма.
Плюрализм – множественность.
Политический плюрализм – один из принципов политического устройства общества, по которому политическая жизнь должна представлять собой сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, партий, организаций.
Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия.
Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.
4.17. Местное самоуправление:
Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
Основные системы местного самоуправления сложились в Европе к XIX веку.
Система МСУ:
1) Английская:
Муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий, представители центра исключаются.
2) Французская:
Допускается контроль центральной властью через специально назначаемых представителей.
3) Германская:
Органы МСУ действуют по поручению государства.
В 1990 году принята европейская хартия, в которой определено значение органов МСУ. МСУ – реализуемое на практике право населения самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, или путем выборов.
МСУ решает следующие вопросы:
1) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
2) Формирование и использование местного бюджета
3) Установление местных налогов и сборов
4) Содержание и развитие учреждений муниципального образования и здравоохранения.
5) Благоустройство территории
6) Социальная поддержка.
Для решения этих задач создаются органы МСУ. В РФ они именуются
муниципальными образованьями, в С–Пб их 111. Создаются также
представительные органы МСУ. Существуют административные органы,
занимающиеся вопросом обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан.
Возглавляет их глава муниципального образования.
4.18. Правовое государство:
Это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти в целом.
Признаки:
1) Верховенство закона
2) Гарантия прав и свобод граждан
3) Равенство всех граждан перед законом
4) Принцип разделения властей
5) Независимый суд
6) Приоритет международного права.
Современному государству свойственно сочетание правового и социального начала. Правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, а социальное государство призвано заниматься именно этими вопросами.
4.19. Политическая жизнь современной России:
Россия – федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью признается человек, его права и свободы защищаются государством. Источник власти – многонациональный народ, который непосредственно осуществляет власть во время выборов и референдумов, и опосредованно, через органы муниципальной и федеральной власти.
Намечаются тенденции модернизации политической жизни: разработана концепция национальной безопасности государства.
К национальным внутренним интересам России относятся:
1) Сохранение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти.
2) Обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.
3) Завершение процесса становления демократического общества.
4) Нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий.
К национальным интересам в международной сфере относятся:
1) Обеспечение суверенитета.
2) Упрочнение позиций России как великой державы.
3) Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами.
4) Соблюдение прав и свобод человека.
5) Недопустимость двойных стандартов.
К национальным интересам в военной сфере:
1) Защита независимости РФ, ее государственной и территориальной целостности.
2) Предотвращение военной агрессии против РФ и ее союзников.
3) Обеспечение условий для мирного демократического развития внутриполитической жизни.
Восстановление вертикали государственной власти:
На территории РФ создано 7 федеральных округов, работу которых возглавляют полномочные представители президента. Их задачи:
1) Организация на территории работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенной президентом.
2) Организация контроля за исполнением на местах решений федеральных органов власти.
3) Обеспечение кадровой политики, определенной президентом.
4) Информирование президента об обеспечении национальной безопасности.
Изменен порядок формирования Совета Федерации:
Один член совета федерации выбирается представительным органом территориальной власти, а другой назначается главой исполнительной территориальной власти.
Реформирована партийная система:
Партия должна иметь региональные представительства более, чем в 50% субъектов РФ и насчитывать не менее 10 000 человек.
Разработана концепция внешней политики. Цели внешнеполитического курса:
1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление прочных позиций в мировом сообществе.
2) Воздействие на общественные процессы в целях формирования стабильного и справедливого демократического миропорядка.
3) Формирование пояса добрососедства.
4) Устранение и предотвращение очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.
5) Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан за рубежом.
6) Содействие позитивному восприятию РФ в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в других государствах.
4.20. Политическая культура:
Система исторически сложившихся относительно устойчивых убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса.
Политическая культура (ПК) выполняет ряд функций в обществе:
1) Воспроизводство определенной системы общественных отношений.
2) Обеспечение исторической преемственности и непрерывности политического процесса.
3) Интеграционная функция (Объединение различных слоев населения).
4) Информационно-нормативная
Типы ПК:
1) Патриархальный (полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни и государству)
2) Подданнический (сильная ориентация граждан на политическую систему государства, слабая степень личного участия в делах общества).
3) Активистский (стремление граждан играть существенную роль в политических делах, их компетентность в делах государства).
5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
«Право» в современной науке используется в нескольких значениях:
1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное право).
2) Право – официально признанные возможности, которыми располагает человек (субъективное право).
3) Право – система юридических норм (объективное право).
4) Право – правовая система.
Признаки права:
1) Нормативность – формирование типичного правила поведения
2) Формальная определенность – официальное закрепление
3) Проявление воли и сознания людей
4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения
5) Системность.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы.
Признаки социальных норм:
1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени
2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей
3) Направлены на регулирование общественных отношений
4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия
(экономические, политические и пр.)
- механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)
Обычаи:
Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения.
Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям.
5.2. Право и мораль:
Имеют общие черты, присущие всем социальным нормам. Правовые нормы возникли в процессе судебной и законодательной практики, а мораль не связана со структурной организацией общества.
1) Право закрепляется государством, а мораль возникает стихийно
2) Право существует в письменных источниках, а мораль – в сознании людей
3) Право регулирует отношения, подконтрольные государству, а мораль – и подконтрольные, и неподконтрольные
4) Право обеспечивается государством, а мораль – силой общественного воздействия.
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
Единственными источниками права в РФ считаются нормативные акты:
1) Конституция РФ
2) Федеральные законы
3) Указы Президента
4) Постановления правительства
5) Нормативные акты министерств и ведомств
6) Международные договоры РФ и нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15