2)
3)
4)
1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).
2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.
3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.
4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.
Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).
Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):
ОЭФ
* – политика, право, общественные организации, религия и пр.
Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.
Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):
Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что
капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными
силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений.
Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии
производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен
погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате
которой должна установиться диктатура пролетариата.
1.9. Цивилизация:
/Происходит от латинского civil – гражданский./
Понятие стало употребляться с XVIII века.
Значения: 1) Синоним «культурный»
2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»
3) Определенная стадия в развитии локальных культур.
По Вальтеру:
Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).
В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:
1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.
Шпенглер: («Закон Европы»):
Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.
Цивилизация – отрицание культуры.
Признаки цивилизации:
1) Развитие индустрии и техники.
2) Деградация искусства и литературы.
3) Огромное сплочение людей в больших городах.
4) Превращение народов в безликие массы.
Тойнби:
Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):
- профессиональные солдаты;
- администраторы;
- священники; они – носители основных ценностей цивилизации.
При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.
Питирим Сорокин:
Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.
Выделяет три типа культур:
1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.
2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.
3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.
Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.
Выделяемы цивилизации:
- Западная
- Восточно – Европейская
- Мусульманская
- Индийская
- Китайская
- Латиноамериканская
1.10. Традиционное общество:
Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:
1) Неразделенность собственности и административной власти.
2) Подчинение общества государству.
3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.
4) Полное поглощение личности коллективом.
5) Деспотическое государство.
Основные модели стран современного Востока:
1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно- капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок
- государственное регулирование хозяйства
- гармоничное использование традиций и новаций
2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):
- западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.
- многопартийность.
- демократические процедуры.
- европейский тип судопроизводства.
3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).
В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию)
1.11. Индустриальное общество:
Характеристика западной цивилизации:
Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.
Характерные признаки:
1) Образование монополий.
2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
4) Территориальный раздел мира.
5) Экономический раздел мира.
Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:
1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
2) Влияние НТР на производство и управление.
3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
60 – 70-ые годы XX века:
Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно- технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.
1.12. Информационное общество:
Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.
1.13. НТР и ее социальные последствия:
НТР – составная част НТП.
НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.
НТП имеет две формы:
1) Эволюционную
2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к
качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР).
НТР подразумевает и социально-экономические изменения.
НТР на современном этапе охватывает:
1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой
квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда.
Увеличивается значение работы дома.
2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.
3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.
4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):
Термин появился в 60-е годы ХХ века.
Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.
Три группы проблем:
1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.
3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда.
Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование,
здравоохранение, права человека и т.д.
2. Человек:
2.1. Человек:
Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.
Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы».
Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.
Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.
Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.
Франклин: человек – животное, производящее орудия.
Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.
Фейербах: человек – венец природы.
Рабле: человек – животное, которое смеется.
Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно- трудовой деятельности.
Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;
2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;
3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.
Научные представления о происхождении человека:
1) Биология, анатомия, генетика.
2) Теория естественного отбора.
3) Влияние труда.
/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/
Проблема происхождения человека остается тайной.
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.
Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.
Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:
1) Изменение климата.
2) Исчезновение тропических лесов.
Социальные факторы:
1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15