13% и единым социальным налогом.
Критическая ситуация продолжает существовать в естественных
монополиях: РАО ЕЭС, ГазПром, АО РЖД, заключающаяся в износе оборудования.
Сохраняется неопределенность экономического положения РФ, что связано с
конъюнктурой мировых цен и внутренним экономическим положением.
4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
Власть – влияние, способность властвующего желательным для него способом воздействовать на подчиненных.
Власть – авторитет, добровольное согласие подвластного подчиняться приказам властвующего.
Власть – принуждение, давление властвующих на подвластных с помощью силы.
Власть – могущество, способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других.
Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти:
1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой.
2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта.
Немецкий ученый Макс Вебер обосновал теорию социального господства, рассмотрев его идеальные типы:
1) Традиционное господство (монархия)
2) Рационально-легальное господство (демократия)
3) Харизматическое господство (Ленин, Сталин, Гитлер и пр.)
Политическая власть может рассматриваться как функция политической системы. Власть – способность и умение реализовывать функцию общественного управления.
Виды власти:
1) Экономическая:
Осуществляет контроль над экономическими ресурсами, регулирует собственность на различного рода материальные ценности.
2) Социальная:
Осуществляет контроль над распределением статусов, льгот и привелегий.
3) Принудительная:
Осуществляет контроль над людьми с помощью применения и угрозы применения физической силы.
4) Культурно-информационная:
Осуществляет контроль над людьми с помощью информации и СМИ, манипулирование сознанием и поведением людей вопреки их интересам.
Принципы устойчивости политической власти:
1) Лигетивность: признание власти меньшинства над большинством.
2) Результативность: степень выполнения властью тех функций, которые на нее возложены.
4.2. Политика. Политическая система:
Политика (греч.) – все, что связано с делами города.
Политика – деятельность по организации внутренней и международной жизни государства.
Политические отношения включают в себя политические: - инструменты;
- учреждения;
- процессы;
- сознание.
Политические институты:
1) Властные (монархические, республиканские, диктаторские)
2) Процедурные (выборы и назначения)
3) Представительские (формы прямого и опосредованного волеизъявления).
Политические учреждения:
Органы управления (все на международном, государственном и местном уровнях, конституционный суд, СМИ, общественные организации и ассоциации).
Политические процессы:
Отношения между государственными учреждениями, партиями, общественными организациями, лидерами и группами поддержки, между обществом, государством и индивидом. Проявляются они в согласьях и конфликтах.
Политическое сознание:
Содержит программные цели, идеологические установки субъекта политических отношений, ценности и идеалы.
В сфере политики мы имеем дело с коллективными общественными субъектами, которые делятся на первичные (народы, социальные группы, классы) и вторичные (политические партии, союзы, движения, реализующие волю первичных субъектов политики).
Функции современной политики:
1) Выражение интересов всех групп и слоев общества
2) Объединение различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка
3) Управление и руководство общественными процессами, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства
4) Политическая социализация личности
Политика делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя политика:
Деятельность государства на международной арене, установление дипломатических отношений, партнерство с партиями и движениями, ведение воин, участие в различных международных организациях (ОБСЕ, НАТО, ООН и пр.).
Внутренняя политика:
Совокупность экономических, культурных, социальных мероприятий, функции контроля, управления, прогнозирования в обществе.
Предназначение политической системы в выполнении двух главных функций:
1) Распределять ценности в обществе
2) Побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное в течении длительного времени.
Политика – система государственных институтов.
1) Государство (президент, парламент, суд, органы безопасности, МИД, вооруженные силы, финансы, социальное обеспечение)
2) Политические организации, партии, и общественные движения
3) Система ценностей, мнений, установок (общественное мнение)
Взаимодействие политической системы с другими сферами человеческой жизни:
1) Взаимодействие экономики и политики
2) Соотношение права и политики, подчинение закону – одно из условий политической стабильности
3) Соотношение морали и политики (в политике можно говорить о принципах политической этики, как о идее гражданского мира, соблюдение прав человека, парламентская этика, этика переговорного процесса и пр.)
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
Государство – центральный институт политической системы.
Понятие «государство» используется в двух значениях:
1) Гос-во – организатор политической жизни общества
2) Гос-во – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу.
Признаки:
1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев
2) Территория, ограниченная четко-определенной границей.
3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории.
4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение.
5) Право взимания налогов и сборов с населения
6) Обязательность гражданства
7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.
Функции государства:
1) Политическая
2) Экономическая
3) Социальная
4) Идеологическая
В соответствии с функциями гос-ва создается структура органов управления. К ним относятся:
1) Представительные
2) Исполнительно-распорядительные
3) Судебные
4) Охраны общественного порядка
5) Национальной безопасности
6) Надзорно-контрольные.
Структура органов управления:
Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками: а) Действуют от имени государства б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
Принципы разделения властей.
4.5. Законодательная власть:
Осуществляется представительными органами власти. В РФ – это федеральное собрание, в США – конгресс.
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать общественные отношения путем принятия законов. Парламент состоит из депутатов, считающихся представителями народа, но не обязанных выполнять наказы жителей своего округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями. Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом, т.е. они не могут быть подвергнуты полицейскому аресту, против них не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.
Парламент формирует или принимает участие в формировании высших органов государства. В РФ Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительство, объявляет амнистию, принимает бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти.
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
Исполнение принятых законов, распорядительная деятельность.
Во главе исполнительной власти стоит глава государства, как конституционный орган и должностное лицо государства. Он представляет гос- во и вовне и внутри его. Глава гос-ва – символ государственности, наравне с флагом, гербом и гимном.
В некоторых странах глава государства рассматривается как
непосредственная часть парламента (Великобритания, Индия). В других гос-вах
глава гос-ва – глава исполнительной власти (США, Египет). В отдельных
странах он не может входить в состав какой-либо ветви власти (Германия).
Глав гос-ва – национальный символ (Япония). Глава гос-ва – единоличный
правитель (Саудовская Аравия). Глава государства бывает единоличным и
коллегиальным.
Правительство:
Состоит из министров и осуществляет административно распорядительную
деятельность. Под его руководством находятся государственные учреждения,
ВС, финансы, международные дела.
4.7. Судебные органы:
Осуществляют правосудие, а органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.
4.8. Формы государства:
Существуют две формы правления: монархия и республика. В монархиях
формальным источником власти является одно лицо, получающее свой пост по
наследству. Виды монархического правления: абсолютная и конституционная.
Последняя бывает дуалистической и парламентской (правительство формируется
парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту).
Республика:
Источник власти – народное большинство. Высшие органы власти избираются гражданами. Виды:
1) Президентская:
Президент – глава гос-ва и правительства, которое ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона.
2) Полупрезидентская (парламентско-президентская):
Президент – глава гос-ва, но разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства. Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства, он имеет право издавать указы только с санкции правительства.
3) Парламентская:
Президент – глава гос-ва, а исполнительная власть принадлежит главе правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать распоряжения, согласованные с правительством.
4.9. Формы национально-государственного устройства:
1) Унитарное государство:
Единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для него характерна единая система гражданства, права, государственного аппарата, суда, налогообложения, мононациональное население. Унитарное гос-во бывает: а) централизованным (Великобритания, Швеция, Дания), могут предоставлять широкую самостоятельность местным низовым органам управления;
б) децентрализованные (Франция, Испания, Италия), крупные регионы пользуются широкой автономией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15