Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ
p> 2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:

Сознание – отличие человека от животных, проявляющееся в способности рассуждать и мыслить абстрактно.

Сознание – высший уровень отражения человеком действительности.

1) Сознание – рефлексивная способность, т.е. готовность к познанию других психических явлений и самого себя.

2) Мысленное представление и воображение действительности.

3) Сознание связано с речью. Сознание – способность к коммуникации.

Сознание имеет сложную структуру:

- Ощущения

- Восприятие

- Представление

- Понятие

- Мышление в целом

- Способность к иррациональному мышлению

- Волевые процессы

- Интуиция

- Страх

- Ненависть

- Чувство вины, раскаяния, радости и пр.

- Бессознательные или подсознательные формы реакции и саморегуляции, а так же подавление культурой и воспитанием животных инстинктов.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в структуре сознания. Философская концепция была сформулирована Лейбницем, как низшая форма духовной деятельности, лежащая за порогом осознаваемых представлений.

Фрейд: бессознательное – некая сила, по своей природе противоположная сознанию.

Выделяют четыре класса проявлений бессознательного:

1) Сверхиндивидуальное – некое поведение, усвоенное человеком.

2) Неосознаваемое – побудительные мотивы деятельности, как смысловые поведенческие основы личности. Выражаются в стремлениях, влечениях, реакциях

3) Стереотипы – автоматическое поведение.

4) Психологические реакции человека на различные раздражители, в которых он сам себе не отдает отчета.

Бессознательное стремится к получению удовольствий и психическому комфорту, а сознание с помощью социальных норм стремятся ввести подсознание в социально приемлемые рамки.

2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.

Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
Познание бывает чувственное и рациональное:

1) Чувственное познание:

Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах: а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов. б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета. в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание:

/От лат. ratio – разум/

Необходимый этап познавательной деятельности человека. а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие. б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках. в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное:

Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию).

Критерии истины:

В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека.
Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания.

Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?):

Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов.

Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.

2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:

1) Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каким он есть.

2) Полученный результат не должен зависеть от частных мнений авторитетов.

3) Полученные данные могут найти применение в будущем.

Многие законы науки сначала выступают в форме гипотез. Для их проверки используются теоретические построения, расчеты, эксперименты, моделирование. Из всего этого следует научное открытие.

Мыслительный эксперимент – одна из разновидностей моделей, используемых в науке. Рассуждение строится по принципу: такое могло бы быть.

Все познание можно разделить на знание и веру. Знание – научное представление об устройстве мира, о миссии и роли в нем человека, а вера – объяснение устройства мира с точки зрения религиозных представлений.

Люде делятся на две группы:

1) Опирающиеся на научные знания. Они активны, внутренне независимы, открыты новым идеям, готовы гибко приспосабливаться к изменениям в жизни.

2) –

Возникает мнение, что наука не может решить ряд возникших проблем и ведет цивилизацию к гибели.

2.12. Науки, изучающие человека:

1) Биология

2) Медицина

3) Экология

+ 11 из 1.2.

3. Экономическая сфера:

3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:

Экономика (от греч. – хозяйство, ведущееся в соответствии с законами) в широком смысле составляет экономическую сферу жизни общества. В нее входят производство различных благ, обмен, денежное обращение, налоги, выплаты из государственной казны и пр.

Экономика – народное хозяйство, включающее области производства и непроизводственные сферы.

1) Материальное производство: а) Промышленность б) Сельское и лесное хозяйство в) Транспорт и связь г) Строительство д) Торговля и общественное питание е) Материально-техническое обеспечение

2) Отрасли непроизводственной сферы (социально-культурной сферы): а) Культура б) Образование в) Здравоохранение г) Социальное обеспечение д) Наука е) Управление ж) ЖКХ з) Бытовое обслуживание населения

Экономика – совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

3.2. Измерители экономической деятельности:

Цель экономической деятельности человека в повышении благосостояния большинства, создании материальных условий для свободы людей, увеличения их социальной защищенности.

Измеритель экономической деятельности – ВПК (статистический показатель, измеряющий совокупную рыночную ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года).

Если из ВВП вычесть стоимость амортизации, то получим ЧНП (чистый национальный продукт). Исключив из ЧНП косвенные налоги, уплачиваемые государству, получим НД (национальный доход). НД выступает как совокупный доход собственников всех ресурсов.

Если к ВВП прибавить доходы данной страны за рубежом и вычесть доходы иностранцев, работающих в этой стране, то получим ВНП (валовой национальный продукт), используемый для оценки доходов экономики страны. ВНП – стоимость продукции, которая является собственностью граждан данной страны, где бы она не находилась и не функционировала.

Связь между уровнем экономики и уровнем жизни населения. Можно производить много, но жить плохо:

1) Хозяйство ведется нерационально.

2) Ресурсы отвлекаются на непроизводственные затраты

3) Устаревшие технологии

4) Комфортные условия жизни людей обеспечиваются материальными благами и услугами.

Потребление – экономическое понятие, обозначающее использование произведенных в текущем году товаров и услуг с целью удовлетворения повседневных нужд. Если страна бедная, то она сразу все потребляет. Если страна производит больше, чем потребляет, то у нее есть возможность часть
ВНП потратить на накопление.

Накопление – сбережение части доходов текущего года для использования их в будущем.

3.3. Факторы производства:

Производство – процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

Производство зависит от ряда факторов:

1) Производительные силы общества (средства производства и рабочая сила, так же люди с их умениями и навыками).

2) Средства производства (предмет труда, орудие труда). а) Природные ресурсы б) Производственные ресурсы.

Средства производства, произведенные людьми называются капиталом (от лат. главный). Под капиталом понимается:

- сумма денег

- ценные бумаги

- знания

Капитал – все, что приносит доход владельцу. Он подразделяется на реальный (все средства производства) и материальный (финансовый, т.е. деньги для закупки средств производства, инвестиции). С помощью инвестиций достигается непрерывность производства (воспроизводства): а) Простое (повторяется в одинаковых размерах) б) Расширенное (увеличение капитала, ведущее к росту масштабов производства)

3) Наука:

Наукоемкость производства становится одним из важнейших критериев в его прогрессивности и конкурентоспособности. Существуют венчурные фирмы, которые продают научные исследования производителю. На их долю приходится
90% новых технологий, внедряемых в производство.

4) Энергетический фактор:

- физическая сила человека

- животные

- падающей воды

- сила ветра

- пар

- электричество и нефть

- атомная энергия

5) Экологический фактор:

На современном этапе происходит переход предприятий на ресурсосберегающие и безотходные технологии.

6) Инфраструктура:

Подразделяется на: а) Производственную (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, дороги). б) Социальную (социально-культурные условия жизни работников).

3.4. Воздействие НТР на экономику:

Научные открытия влияют на материальное производство. В его процессе происходит становление двух систем отношений:

I. Технико-технологическая система:

Создаются средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а так же обслуживание духовных, бытовых и прочих потребностей.

Техника прошла в своем развитии ряд этапов:

1) Технические революции (с середины XVII по середину XVIII веков)

2) Со второй половины XVIII века по 50е ( 60е годы XIX века - промышленный переворот (переход от ручного труда к машинному и от мануфактуры к фабрикам).

3) 50-ые годы XX века – НТР.

НТР – такие перемены в науке, технике, информационном деле, связи, которые ведут к революционным изменениям во всем укладе современной жизни.

Направления НТР:

1) Наука превратилась в непосредственно производительную силу.

2) Создание искусственного интеллекта.

3) Появление новых видов связи и способов передачи информации на любые расстояния и почти мгновенно.

4) Открыты и активно используются новые виды энергии. Созданы искусственные материалы с заранее заданными свойствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты