Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ
p> Переход к индустриальному обществу приводит к складыванию нации.

Нация – большая группа людей (социальная общность), проживающая на общей территории, связанная общностью экономической жизни, языка, национальных черт характера и культуры. Нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, имеет свои культурные особенности и традиции. Принадлежность к нации называется национальностью.

В развитии нации выделяются две тенденции:

1) Интернационализм. Проявляется на основании развития экономической интеграции (ЕС и пр.)

2) Стремление к самоопределению. Выражается в конфликтной форме: а) Национализм – идеологическое, политическое, психологическое и социальное обособление и противопоставление одной нации другим. б) Шовинизм – неприязнь, ненависть к другим народам.

Задачи государства и общества:

1) Сочетать национальные и интернациональные интересы

2) Признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства

3) Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

7.10. Социальный статус личности и социальной группы:

Социальный статус включает в себя:

1) Атрибутивные признаки – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе.

2) Функциональные признаки

3) Оценочные (престиж и пр.)

4) Нормативные признаки – выполнение человеком норм поведения.

Социальный статус показывает то, что личность может делать и то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций.

Социальный статус личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр.

Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества.
Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет.

Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют:

1) Образование

2) Материальное благосостояние

3) Квалификация

4) Личные качества человека

7.11. Основные направления социальной политики государства:

Политические реформы в России 90-ых годов затронули все стороны жизни людей.

В социальной сфере:

Идет процесс формирования стратификационной системы. На месте сверх централизованного государства возникли достаточно неразвитые страны.
Происходит:

1) Снижение жизненного уровня большинства граждан

2) Падение производства и обострение всех социальных проблем

3) Уменьшение численности населения РФ

4) Изменение численности и состава экономически активного населения

5) Перемещение рабочей силы в сферу услуг

6) Изменение структуры собственности.

8. Духовно-нравственная сфера:

8.1. Культура и духовная жизнь:

«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание»,
«образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.

В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии –
«дхарма».

Подходы к осмыслению феномена культуры:

1) Деятельный:

Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.

2) Аксиологический:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.

3) Семиотический (знаковый):

Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.

4) Социологический подход:

Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.

5) Гуманитарный подход:

Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.

Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.

8.2. Формы и разновидности культуры:

Многообразие культур можно классифицировать по-разному:

1) Национальные

2) Мировая

3) Светская

4) Религиозная

5) Западная

6) Восточная

7) Элитарная

8) Народная

9) Массовая.

Элитарная (высокая) культура:

Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она трудна для понимания неподготовленного человека, требует специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.

Массовая культура:

Специфическая разновидность духовной культуры, ориентированной на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.

Субкультура:

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой).

Молодежная субкультура:

Молодежь создает собственную субкультуру: жаргонный язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности.

Понятие контр культура имеет два значения:

1) Совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-нравственного освоения мира. Альтернативна общепринятому официальному мировоззрению.

2) Специфическая субкультура, порожденная молодежным бунтом 60-ых – начала 70-ых годов, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его естественному состоянию.

Для контр культуры характерно обращение к неортодоксальной духовной традиции и изотерическим практикам (мистицизм, шаманизм, йога и пр.)

Народная культура:

Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы и пр.

8.3. Религия как феномен культуры:

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство):

Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.

2) Умилостивительный культ:

Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.

Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

8.4. Мировые религии:

Тотемизм (от индейского тотем – его род):

Возник тогда, когда основным занятием людей была охота и собирательство. На этом этапе появилась вера в сверхъестественное родство человека с животными или растениями. Суть тотемизма в поклонении животному или растению как своему мифическому предку или защитнику. Постепенно тотемизм оброс значительным количеством ритуалов и магии, от которых неотделим фетишизм – вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются формами религии.

Анимизм:

Происходит от «анимо» - душа, т.е. это вера в духов и душу, или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм является результатом естественного развития тотемизма. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Так, постепенно духи и боги приобретали более антропоморфный характер, т.е. наделялись человеческими качествами.
Появляются первые политеистические религии – многобожие. На более же высоких стадиях появляются и монотеистические религии (единобожие). Одной из первых таких религий был иудаизм.

С развитием монотеизма появляется и церковь (от греч. божий дом) – религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях, как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений, их связей со светскими группами и организациями. В церкви действует определенная система норм религиозной морали, канонического нрава, ценностей, образцов и санкций. Во многих церквях верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре.

В современном мире религии можно подразделить на три группы:

1) Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день

2) Национально-государственные религии, составляющие основы жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм, конфуцианство и пр.)

3) Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Буддизм:

Действующая мировая религия, возникшая в VI – V веках д.н.э. в Индии.
Закрепился в сознании народов Азии и Дальнего Востока. Традиция связывает возникновение этой религии с царевичем Сиддхартхом Гауталлой, называемого
Буддой (просветленным знанием). Однако в буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества.

Свод священных книг буддистской религии носит название Тититака (три корзины). К письменному структурированному виду они приведены монахами
Цейлона в 80 году д.н.э.

Сейчас в мире насчитывается 500 000 000 буддистов. В РФ они преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.

Христианство:

Возникло в I веке в восточной части Римской Империи. Наибольшее влияние на его становление и развитие оказала иудаистская религиозная традиция. Оттуда взят монотеизм, миссианство, эсхатологизм – вера в гибель существующего мира в результате божественного вмешательства. К основным догматам относится учение о Троице. Краеугольным камнем является вера в спасителя Иисуса Христа, имеющего две ипостаси: божественную и человеческую. Существует вера в загробную жизнь, где выделяются царство небесное и ад. Спасение людей связывается со страданиями и мученической смертью Христа. Второе пришествие Христа связывают с концом света, воскрешением из мертвых и страшным судом. Главная книга христиан – Библия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты