4.17. Местное самоуправление:
Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
Основные системы местного самоуправления сложились в Европе к XIX веку.
Система МСУ:
1) Английская:
Муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий, представители центра исключаются.
2) Французская:
Допускается контроль центральной властью через специально назначаемых представителей.
3) Германская:
Органы МСУ действуют по поручению государства.
В 1990 году принята европейская хартия, в которой определено значение органов МСУ. МСУ – реализуемое на практике право населения самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, или путем выборов.
МСУ решает следующие вопросы:
1) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
2) Формирование и использование местного бюджета
3) Установление местных налогов и сборов
4) Содержание и развитие учреждений муниципального образования и здравоохранения.
5) Благоустройство территории
6) Социальная поддержка.
Для решения этих задач создаются органы МСУ. В РФ они именуются муниципальными образованьями, в С–Пб их 111. Создаются также представительные органы МСУ. Существуют административные органы, занимающиеся вопросом обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан. Возглавляет их глава муниципального образования.
4.18. Правовое государство:
Это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти в целом.
Признаки:
1) Верховенство закона
2) Гарантия прав и свобод граждан
3) Равенство всех граждан перед законом
4) Принцип разделения властей
5) Независимый суд
6) Приоритет международного права.
Современному государству свойственно сочетание правового и социального начала. Правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, а социальное государство призвано заниматься именно этими вопросами.
4.19. Политическая жизнь современной России:
Россия – федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью признается человек, его права и свободы защищаются государством. Источник власти – многонациональный народ, который непосредственно осуществляет власть во время выборов и референдумов, и опосредованно, через органы муниципальной и федеральной власти.
Намечаются тенденции модернизации политической жизни: разработана концепция национальной безопасности государства.
К национальным внутренним интересам России относятся:
1) Сохранение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти.
2) Обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.
3) Завершение процесса становления демократического общества.
4) Нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий.
К национальным интересам в международной сфере относятся:
1) Обеспечение суверенитета.
2) Упрочнение позиций России как великой державы.
3) Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами.
4) Соблюдение прав и свобод человека.
5) Недопустимость двойных стандартов.
К национальным интересам в военной сфере:
1) Защита независимости РФ, ее государственной и территориальной целостности.
2) Предотвращение военной агрессии против РФ и ее союзников.
3) Обеспечение условий для мирного демократического развития внутриполитической жизни.
Восстановление вертикали государственной власти:
На территории РФ создано 7 федеральных округов, работу которых возглавляют полномочные представители президента. Их задачи:
1) Организация на территории работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенной президентом.
2) Организация контроля за исполнением на местах решений федеральных органов власти.
3) Обеспечение кадровой политики, определенной президентом.
4) Информирование президента об обеспечении национальной безопасности.
Изменен порядок формирования Совета Федерации:
Один член совета федерации выбирается представительным органом территориальной власти, а другой назначается главой исполнительной территориальной власти.
Реформирована партийная система:
Партия должна иметь региональные представительства более, чем в 50% субъектов РФ и насчитывать не менее 10 000 человек.
Разработана концепция внешней политики. Цели внешнеполитического курса:
1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление прочных позиций в мировом сообществе.
2) Воздействие на общественные процессы в целях формирования стабильного и справедливого демократического миропорядка.
3) Формирование пояса добрососедства.
4) Устранение и предотвращение очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.
5) Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан за рубежом.
6) Содействие позитивному восприятию РФ в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в других государствах.
4.20. Политическая культура:
Система исторически сложившихся относительно устойчивых убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса.
Политическая культура (ПК) выполняет ряд функций в обществе:
1) Воспроизводство определенной системы общественных отношений.
2) Обеспечение исторической преемственности и непрерывности политического процесса.
3) Интеграционная функция (Объединение различных слоев населения).
4) Информационно-нормативная
Типы ПК:
1) Патриархальный (полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни и государству)
2) Подданнический (сильная ориентация граждан на политическую систему государства, слабая степень личного участия в делах общества).
3) Активистский (стремление граждан играть существенную роль в политических делах, их компетентность в делах государства).
5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
«Право» в современной науке используется в нескольких значениях:
1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное право).
2) Право – официально признанные возможности, которыми располагает человек (субъективное право).
3) Право – система юридических норм (объективное право).
4) Право – правовая система.
Признаки права:
1) Нормативность – формирование типичного правила поведения
2) Формальная определенность – официальное закрепление
3) Проявление воли и сознания людей
4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения
5) Системность.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия разнообразных факторов. Например, природных и социальных, возникших в процессе культурного развития. Это и есть социальные нормы.
Признаки социальных норм:
1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени
2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей
3) Направлены на регулирование общественных отношений
4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.)
- механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)
Обычаи:
Относятся к числу самых ранних социальных норм. Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения.
Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям.
5.2. Право и мораль:
Имеют общие черты, присущие всем социальным нормам. Правовые нормы возникли в процессе судебной и законодательной практики, а мораль не связана со структурной организацией общества.
1) Право закрепляется государством, а мораль возникает стихийно
2) Право существует в письменных источниках, а мораль – в сознании людей
3) Право регулирует отношения, подконтрольные государству, а мораль – и подконтрольные, и неподконтрольные
4) Право обеспечивается государством, а мораль – силой общественного воздействия.
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
Единственными источниками права в РФ считаются нормативные акты:
1) Конституция РФ
2) Федеральные законы
3) Указы Президента
4) Постановления правительства
5) Нормативные акты министерств и ведомств
6) Международные договоры РФ и нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.
По юридической силе все правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принимаемый в особом порядке.
Признаки закона:
1) Должен регулировать наиболее значимые общественные отношения
2) Результат правотворческой деятельности высшего государственного органа
3) Обладает высшей юридической силой
4) Может быть отменен только органом государственной власти, его принявшим.
Законы могут классифицироваться по различным признакам:
1) По юридической силе
2) По предмету правового регулирования
3) По сроку действия
4) По способу принятия.
Виды законов:
1) Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года)
2) Федеральные конституционные законы (введение ЧП, образование нового субъекта и пр.). Должны быть одобрены 3/4 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение 14 дней должны быть подписаны Президентом и обнародованы.
3) Федеральные законы – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества. Они принимаются Государственной Думой и в течение 5 дней передаются в Совет Федерации. За закон должны проголосовать более 50% членов этой палаты.
4) Законы субъектов федерации.
Подзаконные акты:
Нормативные акты, которые издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы. К ним относятся: - указы Президента РФ;
- нормативные акты, издаваемые в случае пробелов в праве.
К последним относятся: - постановления правительства;
- приказы, инструкции, положения министерств и пр.;
- решения и постановления органов государственной власти субъектов федерации;
- постановления, решения и распоряжения губернаторов, областных и краевых глав администраций;
- нормативные акты муниципальных органов;
- локальные нормативные акты, предписания, принятые на уровне конкретных предприятий.
5.4. Правовое государство:
См. предыдущую тему.
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
Система права – внутренняя структура права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм. Право делится на отросли (т.е. группы норм, которые регулируют определенный комплекс общественных отношений):
1) Конституционное или гражданское право
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16