Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ

Принципы кредитования:

1) Срочность

2) Платность

3) Возвратность

4) Гарантированность.


3.22. Мировая экономика:

Это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик.

Существует мировой рынок – совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда (МРТ). 

МРТ – это специализация различных стран в производстве отдельных видов продукции, не производимых в других странах.

Развитие МРТ приводит к перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство, которое представляет собой взаимосвязанное единство стран, различных по степени развития.

Для России основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта. Пока его основой остается топливно-энергетическое сырье, химические продукты, металлы и древесина. Исключение составляют аэрокосмическая и оборонная промышленности, энергетическое машиностроение.

Для успешной конкуренции с крупными иностранными корпорациями необходимо образование финансово-промышленных групп и поддержка со стороны правительства. Россия импортирует технологическое оборудование, продовольственные и промышленные товары, лекарства и т.п.

Формы международных экономических отношений:

1) Торговля товарами и услугами

2) Движение капиталов из зарубежных инвестиций

3) Миграция труда

4) Межотраслевая кооперация производства

5) Обмен в области науки и техники

6) Валютно-кредитные отношения.


Структура международных отношений (экспорт и импорт):

Основной показатель внешнеэкономических связей – экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП и объему экспорта на душу населения данной страны).

Объекты международной торговли:

1)      Промышленные товары

2)      Машины

3)      Оборудование

4)      Торговля лицензиями и ноу-хау.

Международная торговля выгодна, т.к. благодаря импортеру расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране, и снижаются цены.

Движение капиталов:

Для этой цели необходим валютный курс (цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны). Движение осуществляется в трех формах:   1) Прямые частные инвестиции

2) Государственные займы

3) Кредиты международных финансовых организаций.

При инвестировании учитываются следующие характеристики местного рынка:

1) Доступность

2) Качество рабочей силы

3) Валютный риск

4) Возможность репатриации капитала

5) Защита интеллектуальной собственности

6) Торговая политика

7) Государственное регулирование

8) Налогообложение

9) Политическая стабильность

10) Инфраструктура

и пр.

Для привлечения инвестиций в отсталые регионы создаются территории с льготным режимом хозяйствования.


Миграция труда:

Это добровольное перемещение людей за пределы страны с целью осуществления ими оплаченной трудовой деятельности. Существует внерыночная миграция труда, связанная с социальными конфликтами, проблемами перенаселенности, политической нестабильностью.

Проблемы мирового хозяйства:

1) Глобализация – растущая взаимозависимость национальных финансовых рынков.

2) Превращение мировой экономики в целостный организм. Изменяется положение национальных экономик, они испытывают влияние из вне. На смену экономической зависимости бедных стран от богатых приходит обратная зависимость, т.к. бедные для них – рынок сбыта.

3) Внешняя задолженность стран третьего мира. Их долг составляет почти 2 триллиона долларов.

4) Критической проблемой является способность мировых финансовых рынков обеспечивать огромные потребности в капитале стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

России для модернизации требуется 150 миллиардов долларов, а на ближайшие 15 лет эта потребность составляет 800 – 2 500 миллиардов долларов. Сложность вхождения России в мировое хозяйство в том, что сохраняется спрос на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что оттесняет РФ на уровень оттесняющихся стран. РФ вошла в МФС в качестве заемщика. На современном этапе в РФ идут прямые иностранные инвестиции.






3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ:

Переход к рыночной модели был одобрен в октябре 1991 года. В январе 1992 года была проведена либерализация цен при сохранившейся монополизации производства и рынка, что привело к росту цен к концу 1992 года в 150 раз.

Правительство проводит жесткую монитористскую политику: задержка зарплаты, пособий и пр. Только к 1996 году удалось снизить инфляцию до 1% в месяц. Была проведена конфискация денежных сбережений людей, снижение жизненного уровня, социальная незащищенность населения. В итоге удалось насытить рынок потребительскими товарами, благодаря чему началось реформирование рыночного механизма ценообразования.

Относительная финансовая стабильность была достигнута за счет внешнего долга. Происходит отказ от системы централизованного планирования, сокращение дотаций промышленности и сельскому хозяйству привели к банкротствам и падению ВВП. Оставалась жесткая налоговая система. Происходит либерализация внешней торговли, что привело к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной продукцией. Это привело к еще большему усугублению кризиса отечественной промышленности. В тяжелом положении оказались наукоемкие отросли промышленности:

1) Машиностроение

2) Электронная промышленность

3) Электротехническая промышленность

4) Военная промышленность.

Сократилось производство сельскохозяйственной продукции, т.к. были сокращены государственные субсидии, произошли утечка рабочей силы и разрушение технической базы. Не была реализована программа по приватизации и разгосударствлению (процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности в экономике).

Формы приватизации:

1) Бесплатная раздача гражданам части государственной собственности

2) Аренда с последующим выкупом

3) Преобразование государственных предприятий в АО

4) Выкуп предприятия на конкурсной основе

В 1992 – 1993 годах всем гражданам РФ раздали ваучеры. Приватизация была малоуспешной, т.к. их скупали директора предприятий, номенклатурные работники, дельцы теневого бизнеса и т.п.

С середины 90-ых годов начинается фактический передел собственности. Так с аукционов по заниженным ценам продавались государственные пакеты акций промышленных предприятий. Цель приватизации – создание широкого слоя частной собственности, достигнута не была, а возникла олигархия.


Кредитно-денежная политика:

С 1992 года государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля к другим валютам, из-за чего произошел его обвал. В 1995 году государство ввело «валютный коридор», поддерживаемый ЦБ РФ.


Положительные итоги реформ:

1) Насыщение потребительского рынка товарами

2) Создание рыночной инфраструктуры

3) Возникновение частного сектора экономики

4) Либерализация ценообразования и внешней торговли

5) Относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля

6) Процесс разработки правовой базы.



Отрицательные итоги реформ:

1) Не удалось остановить спад промышленности и сельского хозяйства.

2) Не увеличились иностранные инвестиции

3) Несовершенство системы налогообложения

4) Гигантский разрыв между очень богатыми и очень бедными

5) Доходы 1/3 населения ниже прожиточного минимума

6) Рост безработицы.

В августе 1998 года – экономический кризис. Правительство было вынуждено пойти на девальвацию национальной валюты, в следствии чего происходит удар по банковской системе, над страной нависла угроза национального дефолта (невыполнение обязательств). РФ оказалась не в состоянии выплачивать долги, а международные организации отказались предоставлять новые кредиты.

В 2000 году произошел резкий скачек цен на энергоносители, давший возможность пополнить бюджет дополнительными доходами, были решены насущные социальные проблемы. В 2000 году ВВП вырос на 7%, промышленность – на 10%, а валютные резервы выросли до 30 миллиардов долларов.

Такая тенденция сохранялась в 2001 – 2002 годах. Было введено новое налоговое законодательство с единой для всех ставкой подоходного налога в 13% и единым социальным налогом.

Критическая ситуация продолжает существовать в естественных монополиях: РАО ЕЭС, ГазПром, АО РЖД, заключающаяся в износе оборудования. Сохраняется неопределенность экономического положения РФ, что связано с конъюнктурой мировых цен и внутренним экономическим положением.



4. Политическая сфера:

4.1. Власть, ее происхождение и виды:

Власть – влияние, способность властвующего желательным для него способом воздействовать на подчиненных.

Власть – авторитет, добровольное согласие подвластного подчиняться приказам властвующего.

Власть – принуждение, давление властвующих на подвластных с помощью силы.

Власть – могущество, способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других.

Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти:

1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой.

2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта.


Немецкий ученый Макс Вебер обосновал теорию социального господства, рассмотрев его идеальные типы:

1) Традиционное господство (монархия)

2) Рационально-легальное господство (демократия)

3) Харизматическое господство (Ленин, Сталин, Гитлер и пр.)

Политическая власть может рассматриваться как функция политической системы. Власть – способность и умение реализовывать функцию общественного управления.

Виды власти:

1) Экономическая:

Осуществляет контроль над экономическими ресурсами, регулирует собственность на различного рода материальные ценности.

2) Социальная:

Осуществляет контроль над распределением статусов, льгот и привелегий.

3) Принудительная:

Осуществляет контроль над людьми с помощью применения и угрозы применения физической силы.

4) Культурно-информационная:

Осуществляет контроль над людьми с помощью информации и СМИ, манипулирование сознанием и поведением людей вопреки их интересам.


Принципы устойчивости политической власти:

1) Лигетивность: признание власти меньшинства над большинством.

2) Результативность: степень выполнения властью тех функций, которые на нее возложены.


4.2. Политика. Политическая система:

Политика (греч.) – все, что связано с делами города.

Политика – деятельность по организации внутренней и международной жизни государства.

Политические отношения включают в себя политические:  - инструменты;

-         учреждения;

-         процессы;

-         сознание.


Политические институты:

1) Властные (монархические, республиканские, диктаторские)

2) Процедурные (выборы и назначения)

3) Представительские (формы прямого и опосредованного волеизъявления).

Политические учреждения:

Органы управления (все на международном, государственном и местном уровнях, конституционный суд, СМИ, общественные организации и ассоциации).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты