Политические процессы:
Отношения между государственными учреждениями, партиями, общественными организациями, лидерами и группами поддержки, между обществом, государством и индивидом. Проявляются они в согласьях и конфликтах.
Политическое сознание:
Содержит программные цели, идеологические установки субъекта политических отношений, ценности и идеалы.
В сфере политики мы имеем дело с коллективными общественными субъектами, которые делятся на первичные (народы, социальные группы, классы) и вторичные (политические партии, союзы, движения, реализующие волю первичных субъектов политики).
Функции современной политики:
1) Выражение интересов всех групп и слоев общества
2) Объединение различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка
3) Управление и руководство общественными процессами, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства
4) Политическая социализация личности
Политика делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя политика:
Деятельность государства на международной арене, установление дипломатических отношений, партнерство с партиями и движениями, ведение воин, участие в различных международных организациях (ОБСЕ, НАТО, ООН и пр.).
Внутренняя политика:
Совокупность экономических, культурных, социальных мероприятий, функции контроля, управления, прогнозирования в обществе.
Предназначение политической системы в выполнении двух главных функций:
1) Распределять ценности в обществе
2) Побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное в течении длительного времени.
Политика – система государственных институтов.
1) Государство (президент, парламент, суд, органы безопасности, МИД, вооруженные силы, финансы, социальное обеспечение)
2) Политические организации, партии, и общественные движения
3) Система ценностей, мнений, установок (общественное мнение)
Взаимодействие политической системы с другими сферами человеческой жизни:
1) Взаимодействие экономики и политики
2) Соотношение права и политики, подчинение закону – одно из условий политической стабильности
3) Соотношение морали и политики (в политике можно говорить о принципах политической этики, как о идее гражданского мира, соблюдение прав человека, парламентская этика, этика переговорного процесса и пр.)
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
Государство – центральный институт политической системы.
Понятие «государство» используется в двух значениях:
1) Гос-во – организатор политической жизни общества
2) Гос-во – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу.
Признаки:
1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев
2) Территория, ограниченная четко-определенной границей.
3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории.
4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение.
5) Право взимания налогов и сборов с населения
6) Обязательность гражданства
7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.
Функции государства:
1) Политическая
2) Экономическая
3) Социальная
4) Идеологическая
В соответствии с функциями гос-ва создается структура органов управления. К ним относятся:
1) Представительные
2) Исполнительно-распорядительные
3) Судебные
4) Охраны общественного порядка
5) Национальной безопасности
6) Надзорно-контрольные.
Структура органов управления:
Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками:
а) Действуют от имени государства
б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением
в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности
г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
Принципы разделения властей.
4.5. Законодательная власть:
Осуществляется представительными органами власти. В РФ – это федеральное собрание, в США – конгресс.
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать общественные отношения путем принятия законов. Парламент состоит из депутатов, считающихся представителями народа, но не обязанных выполнять наказы жителей своего округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями. Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом, т.е. они не могут быть подвергнуты полицейскому аресту, против них не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.
Парламент формирует или принимает участие в формировании высших органов государства. В РФ Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительство, объявляет амнистию, принимает бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти.
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
Исполнение принятых законов, распорядительная деятельность.
Во главе исполнительной власти стоит глава государства, как конституционный орган и должностное лицо государства. Он представляет гос-во и вовне и внутри его. Глава гос-ва – символ государственности, наравне с флагом, гербом и гимном.
В некоторых странах глава государства рассматривается как непосредственная часть парламента (Великобритания, Индия). В других гос-вах глава гос-ва – глава исполнительной власти (США, Египет). В отдельных странах он не может входить в состав какой-либо ветви власти (Германия). Глав гос-ва – национальный символ (Япония). Глава гос-ва – единоличный правитель (Саудовская Аравия). Глава государства бывает единоличным и коллегиальным.
Правительство:
Состоит из министров и осуществляет административно распорядительную деятельность. Под его руководством находятся государственные учреждения, ВС, финансы, международные дела.
4.7. Судебные органы:
Осуществляют правосудие, а органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.
4.8. Формы государства:
Существуют две формы правления: монархия и республика. В монархиях формальным источником власти является одно лицо, получающее свой пост по наследству. Виды монархического правления: абсолютная и конституционная. Последняя бывает дуалистической и парламентской (правительство формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту).
Республика:
Источник власти – народное большинство. Высшие органы власти избираются гражданами. Виды:
1) Президентская:
Президент – глава гос-ва и правительства, которое ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона.
2) Полупрезидентская (парламентско-президентская):
Президент – глава гос-ва, но разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства. Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства, он имеет право издавать указы только с санкции правительства.
3) Парламентская:
Президент – глава гос-ва, а исполнительная власть принадлежит главе правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Президент имеет право издавать распоряжения, согласованные с правительством.
4.9. Формы национально-государственного устройства:
1) Унитарное государство:
Единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для него характерна единая система гражданства, права, государственного аппарата, суда, налогообложения, мононациональное население. Унитарное гос-во бывает:
а) централизованным (Великобритания, Швеция, Дания), могут предоставлять широкую самостоятельность местным низовым органам управления;
б) децентрализованные (Франция, Испания, Италия), крупные регионы пользуются широкой автономией.
2) Федерация:
Устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенной между ними и центром компетенции, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, а часто и право на двойное гражданство. На федеративном уровне создается двухпалатный парламент, верхняя палата выражает интересы субъектов федерации, а нижняя – страны в целом.
3) Конфедерация:
Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов.
4.10. Избирательные системы:
Выборы – процедура формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц путем голосования.
Политический режим является демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:
1) Все взрослое население должно иметь право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы.
2) Выборы должны проводиться регулярно.
3) Ни какую существующую группу взрослого населения нельзя лишить права формировать партии и выставлять кандидатов на выборах.
4) Все места в законодательной палате должны быть заняты в результате конкуренции.
5) Компании должны проводиться честно и справедливо.
6) Голоса должны подаваться свободно и тайно и обнародоваться честно.
Функции выборов:
1) Выборы лигитируют власть.
2) Служат барометром политической жизни.
3) Являются средством отбора политических руководителей.
4) На современном этапе появляется апсонтизм, т.е. неучастие в выборах.
Совокупность установленных критериев и процедур, с помощью которых определяются результаты голосования, называются избирательной системой. Он бываем мажоритарной и пропорциональной.
Мажоритарная: избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов, которое делятся на относительное большинство (избирается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, и партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство) и абсолютное большинство (для избрания необходимо более 50% голосов. Их число может быть: а) от общего числа зарегистрированных избирателей;
б) от общего числа поданных голосов;
в) от общего числа поданных действительных голосов).
Пропорциональная: каждая политическая партия, избирательное объединение получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.
В ряде стран применяются смешанные избирательные системы.
4.11. Политическая идеология:
Политическое сознание – система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений, по средствам которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16