Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ

Расист – человек верящий в существование биологического объяснения чертам превосходства или неполноценности, предположительно свойственным людям данного физического типа.

Этноцентризм – подозрительное отношение к чужакам, в сочетании со стремлением  оценивать все остальные культуры в … своей собственной. Часто сочетается с групповыми барьерами.

Иногда группы, равные по влиянию, взаимно устанавливают барьеры, т.е. живет изолированно, но ни одна из групп не доминирует над другой. Но обычно члены одной группы все же занимают преимущественное положение по отношению к другой. Возникновение барьера сочетается с перераспределением ресурсов (завоевание экономического господства).

Переход к индустриальному обществу приводит к складыванию нации.

Нация – большая группа людей (социальная общность), проживающая на общей территории, связанная общностью экономической жизни, языка, национальных черт характера и культуры. Нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, имеет свои культурные особенности и традиции. Принадлежность к нации называется национальностью.

В развитии нации выделяются две тенденции:

1) Интернационализм. Проявляется на основании развития экономической интеграции (ЕС и пр.)

2) Стремление к самоопределению. Выражается в конфликтной форме:

а) Национализм – идеологическое, политическое, психологическое и социальное обособление и противопоставление одной нации другим.

б) Шовинизм – неприязнь, ненависть к другим народам.


Задачи государства и общества:

1)      Сочетать национальные и интернациональные интересы

2)      Признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства

3)      Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.


7.10. Социальный статус личности и социальной группы:

Социальный статус включает в себя:

1) Атрибутивные признаки – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе.

2) Функциональные признаки

3) Оценочные (престиж и пр.)

4) Нормативные признаки – выполнение человеком норм поведения.


Социальный статус показывает то, что личность может делать и то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций.

Социальный статус личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр.

Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества. Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет.

Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют:

1)      Образование

2)      Материальное благосостояние

3)      Квалификация

4)      Личные качества человека


7.11. Основные направления социальной политики государства:

Политические реформы в России 90-ых годов затронули все стороны жизни людей.

В социальной сфере:

Идет процесс формирования стратификационной системы. На месте сверх централизованного государства возникли достаточно неразвитые страны. Происходит:

1)      Снижение жизненного уровня большинства граждан

2)      Падение производства и обострение всех социальных проблем

3)      Уменьшение численности населения РФ

4)      Изменение численности и состава экономически активного населения

5)      Перемещение рабочей силы в сферу услуг

6)      Изменение структуры собственности.


8. Духовно-нравственная сфера:

8.1. Культура и духовная жизнь:

«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.

В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».

Подходы к осмыслению феномена культуры:

1) Деятельный:

Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.

2)      Аксиологический:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.

3) Семиотический (знаковый):

Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.

4) Социологический подход:

Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.

5) Гуманитарный подход:

Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.


Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.


8.2. Формы и разновидности культуры:

Многообразие культур можно классифицировать по-разному:

1)      Национальные

2)      Мировая

3)      Светская

4)      Религиозная

5)      Западная

6)      Восточная

7)      Элитарная

8)      Народная

9)      Массовая.


Элитарная (высокая) культура:

Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она трудна для понимания неподготовленного человека, требует специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.


Массовая культура:

Специфическая разновидность духовной культуры, ориентированной на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.


Субкультура:

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой).


Молодежная субкультура:

Молодежь создает собственную субкультуру: жаргонный язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности.

Понятие контр культура имеет два значения:

1) Совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-нравственного освоения мира. Альтернативна общепринятому официальному мировоззрению.

2) Специфическая субкультура, порожденная молодежным бунтом 60-ых – начала 70-ых годов, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его естественному состоянию.

Для контр культуры характерно обращение к неортодоксальной духовной традиции и изотерическим практикам (мистицизм, шаманизм, йога и пр.)


Народная культура:

Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы и пр.


8.3. Религия как феномен культуры:

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство):

Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.



2) Умилостивительный культ:

Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.


К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.

Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.


8.4. Мировые религии:

Тотемизм (от индейского тотем – его род):

Возник тогда, когда основным занятием людей была охота и собирательство. На этом этапе появилась вера в сверхъестественное родство человека с животными или растениями. Суть тотемизма в поклонении животному или растению как своему мифическому предку или защитнику. Постепенно тотемизм оброс значительным количеством  ритуалов и магии, от которых неотделим фетишизм – вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются формами религии.


Анимизм:

Происходит от «анимо» - душа, т.е. это вера в духов и душу, или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм является результатом естественного развития тотемизма. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Так, постепенно духи и боги приобретали более антропоморфный характер, т.е. наделялись человеческими качествами. Появляются первые политеистические религии – многобожие. На более же высоких стадиях появляются и монотеистические религии (единобожие). Одной из первых таких религий был иудаизм.


С развитием монотеизма появляется и церковь (от греч. божий дом) – религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях, как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений, их связей со светскими группами и организациями. В церкви действует определенная система норм религиозной морали, канонического нрава, ценностей, образцов и санкций. Во многих церквях верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты