Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ

3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:

Рынок – совокупность всех отношений, а так же форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Типы рынков по объему купли-продажи:

1) Рынок товаров и услуг:

Существует в виде товарных бирж, предприятий оптовой торговли, ярмарок и аукционов.

2) Рынки факторов производства (товары производственного потребления):

Купля-продажа земли, полезных ископаемых, технических ресурсов.

3) Рынок труда.

4) Рынок научно-технических разработок и инноваций.


Рынки по типу конкуренции:

1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции: все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности.

2) Рынок несовершенной конкуренции: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции.


Рынки по территориальному признаку: - местный,

-         национальный,

-         региональный,

-         мировой.


Рыночная экономическая система выполняет различные функции:

1) Посредничество между производителем товаров и их потребителями

2) Ценообразование

3) Информационная

4) Регулирующая

5) Санирующая (освобождение от неэффективного производства)


Признаки свободного рынка:

1) Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг.

2) Наличие у каждого участка конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке.

3) Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров.


3.7. Закон спроса. Закон предложения:

Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения.

Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.

По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена.

Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар.


3.8. Деньги:

Всеобщий эквивалент, ликвидное средство, т.е. любое имущество может быть обменено на деньги.

Бумажные деньги впервые появились в Китае в XII веке, во Франции – в 1575 году, в России – в конце XVIII веке. Они не имеют собственной стоимости, т.к. выпускаются государством, которое придает им принудительный курс в законодательном порядке. Они имеют законную платежную силу в пределах данного государства.

Современные деньги имеют два вида:

1)      Наличные

2)      Безналичные

Функции денег:

1) Мера стоимости

2) Средство обращения

3) Средство накопления.


Масса денег, находящихся в обращении, определяется количеством товаров и услуг, их ценами и скоростью обращения денежной единицы по формуле mu = PQ, где

m – количество денег в обращении;

u – скорость обращения денежной единицы;

PQ – сумма цен товаров.

Данное уравнение свидетельствует, что количество обращающихся в экономике денег не может быть произвольным, оно определяется рядом факторов:

- уровнем цен;

- объемом произведенной продукции, скоростью оборота денег.

Таким образом само по себе количество денег не может быть критерием экономического благосостояния страны и показателем ее благополучия.


3.9. Инфляция:

Нарушение денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота, или в обесценивании денег, которое сопровождается ростом товарных цен.

Уровень инфляции измеряется индексом цен путем деления цен текущего года на цены сравниваемого. Результатом будет индекс, показывающий рост цен за данный период времени.

Причины инфляции:

1) Диспропорция между различными сферами народного хозяйства.

2) Экономическая политика государства.

3) Внутренние факторы:

а) Чрезмерные военные расходы.

б) Необоснованное повышение цен и зарплаты.

в) Кризис государственных финансов.

г) Чрезмерная эмиссия денег.

4) Внешние факторы:

а) Рост цен на импортные товары.

б) Структурные мировые кризисы.

в) Обмен в банках импортной валюты на национальную.


3.10. Конкуренция:

/ От лат. сталкиваться, состязаться /

Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Существует два основных вида конкуренции:

1) Ценовая (заключается в снижении цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами)

2) Неценовая (предложение товара более высокого качества, организация обеспечения обслуживания товаров длительного пользования, широкая реклама).

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, называют рыночной структурой. Выделяют четыре вида рыночной структуры:

1) Совершенная (свободная) конкуренция: существует множество покупателей и продавцов, ни кто из которых не может влиять на положение дел на рынке.

2) Монополия: на рынке только один продавец товара.

3) Олигархия: рынок, на котором преобладает несколько крупных фирм.

4) Монополистическая конкуренция: рыночная структура, где есть большое количество продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Выделяют:

а) Чистая монополия (в масштабе одной страны)

б) Абсолютная монополия (в масштабе национального хозяйства. Чаще всего таковым является государство в лице хозяйственных органов)

в) Монопсония (на рынке существует только один покупатель ресурсов и товаров).




Различают естественные и искусственные монополии:

1) Естественные монополисты, обычно, имеют в своей собственности несвободно воспроизводимые элементы производства (полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры.

2) Под искусственными монополиями понимают объединение некоторых предприятий для получения монополистических выгод. Выделяют:

а) Картель (достигается соглашение о ценах продажи товаров, распределяются рынки сбыта, доля каждого участника в определенном объеме производства, сохраняется собственность на средства производства и продукцию).

б) Синдикат (объединение предприятий одной отросли, при которой сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия теряют коммерческую самостоятельность).

в) Трест (единое акционерное общество, господствующее в определенной отросли, предприятия лишены и коммерческой и производственной самостоятельности).

г) Концерн (объединение предприятий различных отраслей хозяйства).


Монополисты завоевывают рынок для установления на нем монопольной цены – особого вида рыночной цены, устанавливаемой на уровне выше или ниже равновесной цены.


3.11. Инфраструктура рынка:

Взаимосвязанная система организаций, которая обслуживает потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся в экономике.

Биржи:

Появились в XVI веке в Антверпене и в Лондоне, как места сбора коммерсантов для совершения торговых операций.

Биржа (современное) – государственные или акционерные организации, предоставляющие помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с ценными бумагами и товарами.

На бирже работают посредники:

1) Маклер – лицо, имеющее место на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет.

2) Брокер – лицо, осуществляющее сделки от своего имени, но за счет клиентов.

3) Дилер – лицо, осуществляющее сделки от своего имени, за свой счет, но производящее котировку, т.е. устанавливает цены продавца и покупателя на товары и ценные бумаги.


 Товарные биржи – организации крупно-оптовой торговли на рынке. На современных товарных биржах большую часть фьючерсные сделки (соглашение продать что-либо в будущем по цене, согласованной сегодня)


3.12. Предпринимательство:

Способ хозяйствования, цель которого в получении прибыли через удовлетворение потребностей общества.

Индивидуальное предпринимательство – любая сознательная деятельность одного человека или семьи, направленная на удовлетворение общественных потребностей.

Коллективное предпринимательство – дело, в котором занят коллектив (мелкий, средний и крупный бизнес).




Функции предпринимательства:

1) Ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные и трудовые. Предпринимательство способствует их соединению в единое целое.

2) Организационная.

3) Творческая. С развитием НТП появилось венчурное (рисковое) предпринимательство, суть которого в внедрении новых образцов и новейших технологий.

В современной России предпринимательство началось 01.01.1993 с вступлением в силу закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности».


3.13. Прибыль:

Доход предпринимателя, получаемый в результате деятельности, т.е. превышение доходов над затратами. Затраты бывают:

1) Постоянные, независящие от объемов производства.

2) Переменные, зависящие от сырья, рабочей силы и пр.


3.14. Предприятие:

1) Сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ.

2) Деятельность по организации производства различных товаров и услуг.


Основной формой организации предпринимательской деятельности являются фирмы или деловые предприятия.

Типы фирм:

1) Единоличная: создатель и владелец – один  тот же человек, несущий полную ответственность за дела фирмы и имеющий право на всю ее чистую прибыль.

2) Партнерство – собственность группы.

3) Кооператив: тоже, что партнерство, но с большим числом пайщиков.

4) Корпорация: основывается на акционерной собственности.


Юридическое лицо:

Им может быть организация, учреждение или фирма, выступающая в виде единого самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Признаки юридического лица:

1) Независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц.

2) Наличие имущества.

3) Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью.

4) Право осуществлять от своего имени экономическую деятельность.

5) Самостоятельная имущественная ответственность.

6) Право выступать от своего имени в суде.


Физическое лицо:

Человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноправного субъекта. Он действует от своего имени и не нуждается в создании и регистрации фирмы, необходим только статус ИП. Для этого необходимо обладать гражданской дееспособностью, которая в РФ наступает в 18 лет.


3.14. Трудовые отношения:

Если человек не изготавливает материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т.е. рабочую силу. Для этого существует рынок труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты