Комитет по делам молодежи Кореновского района является структурным подразделением Комитета по делам молодежи администрации Краснодарского края. Инфраструктура Комитета представлена на рисунке 1.
Комитет по делам молодежи администрации Краснодарского края |
Краевые учреждения системы органов по делам молодежи |
Органы по делам молодежи муниципальных образований Краснодарского края |
Сеть учреждений социальной адаптации молодежи в системе органов по делам молодежи муниципальных образований Краснодарского края |
Институт координаторов в системе сельских администраций муниципальных образований Краснодарского края |
Рисунок 1. Инфраструктура молодежной сферы Краснодарского края
Комитет по делам молодежи администрации Краснодарского края был создан в 1993 г. Тогда в его состав входили три специалиста. Можно выделить два этапа процесса возрождения государственной молодежной политики на Кубани.
С 1993 по 1996 г.г. – этап становления. Определялись новые подходы к решению проблем молодежи, проблем ранее неизвестных, порожденных социальной ломкой. Требовалось найти адекватные и действенные формы и методы для воспитания и развития молодежи.
В 1996 г., когда администрацию края возглавил Н. И. Кондратенко, начался новый этап в развитии государственной молодежной политики, который характеризуется как резкий прорыв. Был принят Закон «О государственной молодежной политики в Краснодарском крае». Краевой Закон закрепляет приоритетные направления государственной молодежной политики:
гражданственное и патриотическое воспитание молодежи;
решение социальных проблем молодежи;
интеллектуальное и творческое развитие молодежи.
В соответствии с принятым Законом формируется краевая комплексная программа реализации государственной молодежной политики «Молодежь Кубани», которая является основным программным документом для органов по делам молодежи краевого и муниципального уровней, а также всех ведомств, учреждений и организаций, занимающихся решением молодежных проблем. Программа «Молодежь Кубани» утверждается Законодательным Собранием края.
Государственная молодежная политика в Кореновском районе осуществляется в соответствии с районной комплексной программой «Молодежь Кубани». Основной целью программы является создание благоприятных экономических, социальных, организационно- правовых условий для воспитания, обучения и развития молодых граждан Данная программа разработана на основании Закона Краснодарского края «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае». Разработчиком и исполнителем программы является комитет по делам молодежи Кореновского района.
В 2003 году данная программа реализовывалась по четырем направлениям:
1. Формирование условий для гражданского становления, физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
2. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их права на труд;
3. Поддержка научной, творческой и инновационной деятельности молодых граждан.
#"_Toc74659649">2.2 Проблемные вопросы развития молодежной политики в Кореновском районе
В результате исследования можно сделать вывод, что в работе комитета по делам молодежи Кореновского района существуют определенные недостатки.Прежде всего это слабая деятельность по консолидации усилий детских общественных организаций, недостаточное вовлечение их в общерайонную организацию.
В нормативных документах КДМ не предусмотрены конкретные функции по работе с общественными формальными и неформальными организациями, студенческими профсоюзами, детскими организациями, клубами и другими объединениями, а также с неорганизованной молодежью, то есть работе в той среде, для которой в общем-то и создан комитет.
К сожалению, в функции комитета не включены пункты по сути образующие молодежную политику, и соответственно, остаются без внимания такие аспекты как:
- проведение городской молодежной конференции по выбору приоритетного направления реализации государственной молодежной политики в г. Кореновске;
- ведение реестра общественных молодежных, детских организаций, клубов, кружков, секций;
- разработка типовой документации, направленной на реализацию комитетом, молодежными организациями их целей и задач в области молодежной политики;
- оказание методической помощи молодежным и детским объединениям, изучение и обобщение передового опыта.
Основным документом деятельности КДМ является разработанная комитетом и утвержденная решением городского Совета №6/6 от 24.03.2001 г. программа «Молодежь-2001». Программой определено 47 мероприятий. На отчетный период из них должно быть выполнено 46, фактически – 37, что составляет 80%.
В настоящее время КДМ имеет очень слабое влияние в молодежной среде и, работая с отдельными представителями учебных заведений, напрасно считает, что охватывает все сферы молодежных проблем, наивно полагая, что те 50-60 человек, собранные в зале заседаний администрации как представители учебных заведений, да и то под присмотром организаторов, это и есть «делегаты» 15-тысячной молодежной «семьи». Молодежные, детские организации, клубы на данные мероприятия даже не приглашаются, а в целом попросту игнорируются. Так, например, на краевой семинар по «учебе молодежного актива Краснодарского края», проходившего в Анапе с 30.07.01 г. по 05.08.01 г., краевой комитет по делам молодежи пригласил руководителя КДМ (от комитета) и двух представителей молодежного общественного движения местного самоуправления.
Однако руководитель комитета не счел необходимым обращаться в молодежные, детские организации, либо пригласить кого-либо из организаторов, как специалистов работающих с детьми и молодежью. В поездку отправились с ним сотрудницы комитета, не имеющие никакого отношения к молодежным общественным движениям г. Кореновска. Или другой пример: краевым комитетом по делам молодежи отрабатывается Положение о конкурсе программ по реализации краевой комплексной программы «Молодежь Кубани-2004». Данное положение определяет порядок проведения конкурса, критерии отбора, порядок финансирования и предлагает не только комитетам, но и молодежным, детским организациям, различным учреждениям и ведомствам включиться в краевую комплексную программу «Молодежь Кубани-2004». Это единственная возможность для них получить краевые деньги. Наш комитет работал по этому принципу кулуарно.
Не было проведено расширенного совещания с многочисленными руководителями, начиная от молодежных организаций и заканчивая заместителями директоров по воспитательной работе учебных заведений. Лишь отдельным, особо избранным, было сообщено заблаговременно, и они смогли подготовить свои предложения.
Забыты такие формы взаимодействия с молодежью как молодежная конференция, расширенное заседание комитета с приглашением заместителей руководителей учебных заведений по воспитательной работе, руководителей молодежных организаций, напрочь отвергнута комитетом идея студентов и учащихся по созданию молодежного парламента. Это не говоря уже об острой необходимости по проведению обобщающих передовой опыт семинаров. Сами члены комитета ни разу не выезжали по учебным заведения и не проводили встречи, общаясь на темы молодежной политики, информируя молодежь о своих планах, советуясь. Такие мероприятия даже не планируются. Только после настоятельных рекомендаций комиссии городского совета депутатов руководитель комитета взялся за составление Положения о расширенном составе комитета.
Особое удивление вызывает тот факт, что основную нагрузку по выполнению программы «Молодежь-2004» несут на себе внештатные сотрудники комитета, чья зарплата по окладу составляет 840 рублей. Именно они занимаются основными блоками: Военно-патриотическим воспитанием, интеллектуальным направлением, социальным блоком, школьной лигой КВН и другими.
Кроме руководителя, штатными сотрудниками являются специалист 1 категории и ведущий специалист. Конкретных должностных обязанностей для них не разработано. Они пользуются типовыми (общими) должностными инструкциями и так называемыми «направлениями деятельности», в которых не обозначена деятельность данных сотрудников ни по одному из приоритетных направлений молодежной политики, утвержденных 557 постановлением главы города от 17.03.98 г., а реализация существующих пунктов сомнительна. Таким образом, на город в большей степени работают координаторы, а штатные сотрудники задействованы, по меньшей мере, поверхностно. Данные по штатным единицам в различных подразделениях администрации представлены в таблице 6.
Таблица 6
Количество штатных единиц в различных подразделениях администрации
Подразделения администрации |
Количество штатных сотрудников |
Количество подведомственных учреждений |
Управление культуры |
1 |
12 |
Горспорткомитет |
2 |
1 |
КДМ |
3 |
0 |
Как видно из таблицы 5, нагрузка КДМ по сравнению с другими подразделениями администрации несравнима. Так, например, в управлении культуры 1 штатная единица, а ответственность несет руководитель за 12 подведомственных объектов, в КДМе 3 штатные единицы и ни за один объект на отвечают.
И это в то время, когда не только в «культуре», но и в образовании не хватает штатных единиц, например для работы с 11-ю детскими школьными организациями.
Для изучения работы комитета по реализации Программы «Молодежь-2004» его руководством в комиссию городского Совета по образованию представлена так называемая аналитическая справка, которая, по сути является перечнем мероприятий.
В молодежной политике работают многие ведомства и основную нагрузку в реализации мероприятий несут на себе управление образования, управление культуры, горспорткомитет, Дом офицеров и другие. Однако в данной справке разграничений по сферам задействования подразделений или ссылок на большую совместную работу не наблюдается.
Создается впечатление, что в погоне за большими цифрами по «проведенным» мероприятиям (350 на 01.11.04) составители забывают, что сама программа «Молодежь-2004» предусматривает 47 мероприятий и каждое пятое из них пока не выполнено.
Причинами этих проблем, на наш взгляд, являются:
В городе и районе есть необходимость развития сети клубов по месту жительства, так как в Кореновске работает 9 клубов и только 6 из них имеют свое помещение. Необходимо создание не менее 2 клубов по месту жительства в каждом микрорайоне. При выдаче разрешения на строительство жилого дома необходимо заключать договор о том, что при сдаче в эксплуатацию в нем будет выделено помещение под клуб и построена детская или спортивная площадка. (в городе строительство ведется в каждом микрорайоне, таким путем можно решить вопрос открытия новых клубов не вкладывая при этом бюджетных средств, а из бюджета выделять деньги только на работу данных учреждений).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9