Местные органы власти должны быть максимально приближены к народу, соответственно, информация о них (позволяющая конструировать их имидж) – полноценной [25, с. 84].
На сегодняшний день информационно-аналитические сообщения местных СМИ являются одними из основных источников передачи информации о реальных городских проблемах. От того, в какой степени они освещаются и насколько достоверна информация о них, зависит уровень осведомленности населения о деятельности местных органов власти и, соответственно образ населения о власти.
Существуют различные способы манипулирования информацией:
− искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства; [23, с. 52]
− утаивание одной из ключевых групп методов, связанная с конструированием имиджа лидера на муниципальном уровне при непосредственном общении с массами, то есть должна существовать прямая и обратная связь с населением. Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла». Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях, тем не менее, заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.
В связи с этим манипулирование информацией может привести к активности либо пассивности в зависимости от того, что необходимо манипулятору. Таким образом имидж может быть как активный, так и пассивный (смотри Приложение А).
Активность в той или иной форме проявляется через соответствующее поведение, деятельность. Не существует активности вне деятельности, но не вся деятельность является активностью. Однако именно активная деятельность позволяе достигать цели за более короткие сроки, вовремя выявлять и устранять существующие недостатки, решать проблемные ситуации. В тоже время излишнее проявление активности чревато возникновением конфликтов, открытым противоборством, физическим насилием и т.д. [26, с. 213].
Процесс формирования активности граждан может протекать стихийно, либо путем коллективной самоорганизации граждан, или целенаправленно (через воздействия, оказываемые теми или иными социальными группами, институтами, как правило, используя манипулятивные методы). В последнем случае манипуляторы для достижения запланированного результата, по мнению Доценко Е.Л., не только используют уже существующие особенности человека, воздействуя на потребности, обуславливающие его активность, но также стремятся создать новые - более удобные, легко доступные мишени, поражение которых вызывает необходимый манипулятору эффект. Такого рода воздействия выступают в качестве методов управления и в системах более высокого порядка, в том числе к сфере государственного и муниципального управления. Здесь манипуляторы осуществляют скрытую модификацию ценностей, установок, идеалов людей, меняя их мировосприятие, поведение и активность.
Таким образом, население должно участвовать в управлении городом местная власть и местное сообщество должны взаимодействовать по прямой и обратной связи. В развитом механизме прямой связи (от властных структур) должны быть заинтересованы сами граждане, чтобы быть «в курсе всех дел», ведь, в конечном счете, все это прямо или косвенно касается каждого гражданина лично. Система обратной связи (от населения к власти) позволяет населению информировать власть о своих проблемах, проблемах территории, реагировать на действия властей, давать оценку их деятельности и предлагать свои пути решения. Таким образом, формируется активный имидж местных органов власти посредством: [27, с. 325].
− письменных обращений населения в органы муниципального управления;
− личного приема населения во властных структурах;
− организации встреч представителей власти с населением;
− периодической отчетности органов власти о проделанном и задуманном через средства массовой информации;
− проведения выборов, референдумов, а также социологических опросов общественного мнения по проблемам, волнующим население;
– пропаганды гражданской активности, возможности участия каждого в управлении муниципалитетом.
Пассивный имидж может характеризоваться отсутствием обратной связи, то есть как манипулятивное управление. Подобные методы управления руководителей властных структур, отношение к человеку как к средству удовлетворения собственных интересов не только дезорганизуют социально активную часть населения, вызывают психо - эмоциональную и социальную напряженность, но и сводят на нет институт социального контроля, как свидетельство социальной активности населения, его непосредственного участия в государственном и муниципальном управлении и гражданского контроля над ними.
Манипулирование проявляется как воздействие на толпу, где большую роль играет эффект финансового стимулирования, то есть абстрагирование от теоретического познания посредством внедрения тех или иных установок. Для достижения контроля над толпой используется эффект психологической заражённости как метод эмоционального обобществления людей, таким образом, чтобы привлечь к себе внимание массы, вызвать её живую поддержку, нет необходимости апеллировать по всем, эффективнее установить вербальный – невербальный контакт с социокритическим ядром, вызвать у него соответствующее отношение к себе.
Методы воздействия на массы: [28]
– метод социально-психологической стратификации. Поскольку в массе велик разброс по демографическим, профессиональным, культурологическим и другим характеристикам, поэтому необходимо мысленно конструировать их социально-психологические слои, то есть группировать их по признакам (слои многодетных, безработных и так далее). Хоть они находятся в разных местах можно аппелировать к настроению этих слоёв, обращаясь к актуальным для них проблемам. Обычно этот подход вызывает симпатию у людей к выступающему.
– метод «игровой приём». Чем нестандартней строятся отношения с толпой, тем больше вероятность стать её властелином. Цель этого метода – это воссоздание яркого личного имиджа, который импонирует толпе, возбуждает положительные эмоции.
Формирование привлекательного имиджа политика относится к важнейшему фактору его политического успеха, к одному из условий завоевания электората на свою сторону.
В понимании сущности имиджа необходимо учитывать следующее: политический имидж несет обобщенную и упрощенную информацию не только о реальных особенностях политического сознания и поведения лидера, но и существующие исключительно в воображении людей. Имидж политика, складываясь в массовом сознании, эмоционально окрашенного стереотипа. В нем отражаются ожидания определенных социальных групп. Отсюда задача - уловить эти ожидания и воплотить их в лозунгах, призывах, действиях.
Имидж, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ее ожиданиям [29].
Главная задача - сформировать новые ассоциации уже известных и закрепившихся в сознании публики черт с новыми задачами, имиджа уже известного политика необходимо:
− подчеркнуть черты, которые наиболее привлекательны для публики;
– избегать упоминания о непривлекательных чертах лидера.
Разрабатывая технологию формирования имиджа, важно учитывать следующее:
− имидж приносит успех, если он соответствует требованиям политического рынка и социальным ожиданиям избирателей. В этих целях должна вырабатываться программа, рельефно выделяющая политика и затушевывающая его слабые стороны;
− СМИ производят огромное количество информации, и люди страдают от ее переизбытка. Поэтому при выборе политических предпочтений, население ориентируется на доступность информации, упрощающей процесс восприятия;
− необходимо свести к минимуму элементы случайности и использовать методы социально-психологического воздействия;
− поэтапное тиражирование портрета кандидата через СМИ.
Самое основное в формировании имиджа - это учитывать потребности электората, преломившиеся в его сознании и принявшие форму требований, обращаемых к политику. В силу этого, необходимо рассмотреть следующие его механизмы:
− политическая программа. В программе целесообразно отразить иерархию социально-экономических и политических проблем с точки зрения их актуальности. Для нее обязательна четкость и конкретность постановки задач, их понятность слоям электората. Предпочтения населения исходят как из текущей социально-экономической обстановки, так и из специфики национального развития, особенностей масштаба. Нужно отметить, что научно утяжеленные программные документы и лозунги трудно доступны для широкой аудитории и не обладают проникающей силой. Основные положения предвыборной программы должны легко поддаваться пропаганде и агитации. Поэтому необходима разработка технологии пропагандистко-агитационного подкрепления - внедрения лозунгов и призывов, идентифицирующих лидера с определенным курсом действий;
− соответствие имиджа политика социально-психологическим особенностям восприятия населения. Социально-психологическое восприятие личности политика последовательно проходит два этапа. На первом этапе демонстрируемый политиком набор качеств и характеристик сравнивается народом с образом «идеального» лидера, существующим в его представлении. Образ «идеального» лидера и связанные с ним представления о характере, осуществляемого им ролевого поведения, являются достаточно устойчивыми и формируются в процессе развития политической культуры, которая фиксирует типичные образцы политических лидеров. Сформированный в нашей культуре образ политического лидера ассоциируется, прежде всего, с мужчиной, демонстрирующим рациональность, компетентность, поведенческую жесткость, умение добиваться поставленных целей и т.д., то есть лидер «с жесткой рукой».
При позитивном отношении происходит последующий этап: политик должен быть воспринят населением как «один из нас». Электорат должен ощутить эмоциональную связь с кандидатом. В этом случае, в восприятии лидер выступает своеобразным агентом, в известной мере выражающим интересы народа. В имидже закрепляются моральные качества, демонстрация «покровительства» и «любви», а также доступность кандидата народу.
− осуществление политической борьбы и нейтрализация оппонентов. Эти акции являются составляющей формирования действительности лидера. Действительность - важнейшее качество лидера, центральным моментом здесь является не просто действие, но демонстрация того, что лидер видит проблемы и желает с ними справиться. Оптимизация данной базисной характеристики политика определяет умение оказывать постоянное психологическое давление на электорат. Стиль должен быть основан не на декларации ценностей, а на демонстрации того, что делается для народа.
Имидж политика нельзя рассматривать как раз навсегда данный, в нем в зависимости от ситуации могут формироваться новые грани [30, с. 73].
Реальные качества политического лидера и, прежде всего оппозиционного, далеко не всегда совпадают с его имиджем, во многом формируемым в общественном мнении СМИ. Кроме того, приверженцы и противники политического лидера по-разному расставляют акценты в его характеристиках. Политические портреты, создаваемые PR-специалистами с целью дискредитировать оппозиционного лидера, обычно страдают излишней экспрессией и эмоциональным окрасом. По большим политическим мишеням обычно ведется прицельный и массированный огонь, организуются предупреждения о «негативных» последствиях доверчивого отношения к ним. Безжалостно высмеиваются наиболее уязвимые стороны характера лидера, обнародуются наименее привлекательные его поступки из личной жизни. В СМИ периодически на смену статьям, передачам пропагандистского характера, воспевающим руководителя – бессребреника приходят заявления, сообщения, намеки, компрометирующие государственную службу, других официальных политиков и неофициальных тем более. Бесследно подобного рода публикации (передачи) не проходят. Но нельзя и преувеличивать их роль. Создать имидж «на пустом месте», наделить лидера совокупностью черт и характеристик, которым он и близко не отвечает, еще никому не удавалось. В этой связи из центральных проблем темы является соотношение в имидже реальных качеств и тех, которые ему «приписывают» СМИ, PR- специалисты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28