Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период

Помимо активной информационной политики, проводимой против России зарубежными средствами массовой информации, Россия потеряла внутренние механизмы информирования мировой общественности. Захирел, но все-таки выжил ИТАР-ТАСС, признаки жизни подают остатки РИА "Новости", ужалось до минимума, но все еще по инерции вещает на иностранных языках радио "Москва", чудом уцелел Росзарубежцентр (бывший ССОД) и Институт русского языка имени А.С. Пушкина[79].         

Еще один метод формирования имиджа государства, который, скажем так, несколько упустило российское руководство – культура.

Культурный вакуум на постсоветском пространстве вынудил общество искать замену отошедшей в тень культуре советского периода.

«Важнейшим из всех искусств для нас является кинематограф». Насколько же прав оказался В. И. Ленин, хотя он произнес эти слова в контексте «безграмотности в массе своей народа».

В конце XX в. в мире сложилось одностороннее доминирование кинематографической продукции.   

Все постсоветское пространство оказалось завалено западной кинематографической продукцией не самого высокого уровня. Соответственно менялся образ своей страны, который преподносился в несколько другом ракурсе. В условиях отсутствия конкуренции со стороны отечественного производителя российское общество активно усваивало западные культурные и социальные клише. Я уверен, что сегодня в России большинство людей, столкнувшиеся с неправомерными на их взгляд действиями правоохранительных органов, требуют адвоката и реализации права на телефонный звонок, точно в соответствии к нормами поведения героев в зарубежных фильмах.

Высокий уровень насилия, отсутствие моральной нагрузки, упор на динамизм и эффектность сцен, возвышение моральных и этических ценностей другой страны, несомые в кинематографической продукции создавали ощущение ущербности собственной страны, ощущения невозможности создать подобное (сама формулировка данного высказывания предполагает доминирование западной точки зрения).

Сегодня в мире выпущено очень много так называемых «блокбастеров», это самые продаваемые продукты киноиндустрии, в которых заняты наиболее известные киноактеры современности. Во многих из них образ русского человека искажен до карикатурности.

В фильме «Красная жара» русские изображены в виде грязных бородачей, изъясняющихся несколькими нецензурными фразами. В фильме «Армагеддон», который с успехом прошел и в российском прокате, американцев, готовых спасти мир ценой своих жизней, на российской космической станции встречает некий небритый алкоголик в шапке-ушанке. А сама станция изнутри просто изгнивает. В одной из серий знаменитой плеяды фильмов «Рембо» русский боксер Иван Драго – человек жестокий, не чурающийся самых грязных методов для достижения победы. Эмоциональный ряд выстроен очень просто – у русского было все для победы, прекрасно оборудованные залы, лучшие тренера и врачи, а простой американец Рембо тренировался в горах, в лесу, чуть не умер на ринге, но сумел победить. В фильме «Тринадцать дней», в котором экранизированы события Карибского кризиса, Н. Хрущев – глава СССР, изображен как крайне бездарный аналитик и геополитик. 

К сожалению, ряд таких примеров можно продолжать очень долго. Где уж тут вспомнить про великих советских и российских режиссеров, актеров, деятелей киноискусства, внесших значимый вклад в развитие мирового кинематографа!

Совсем нетрудно оценить степень влияния кинематографа на глобальное массовое сознание, в первую очередь на подрастающие поколения, которые более восприимчивы влиянию продуктов индустрии развлечений. Дети подражают популярным героям, буквально наизусть знают диалоги главных героев, тем самым, закрепляя в своем сознании определенные стереотипы восприятия тех или иных государств.

Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Совета по культуре и искусству отметил, что необходимо использовать потенциал культуры для формирования имиджа России, для утверждения новой роли и места России в мировой цивилизации[80].

Парадоксально, но факт – образ России и российского народа сегодня в зарубежных средствах массовой информации и общественном мнении более негативный, чем в самые горячие периоды «холодной войны».

Образ России сознательно демонизируется, российское общество наделяется такими, якобы присущими ему, качествами как жестокость, тяга к разрушению, склонность к злоупотреблениям всех мастей, нравственной распущенности и проч. Можно говорить, что в сознании зарубежного общества выстраивается (или уже выстроился) ассоциативный ряд по отношению к России – Чечня, анархия, бандитизм, коррупция.

В 2000г. немецкая «Der Welt» умудрилась договориться до определения России «потемкинской деревней, величиной с империю, которая владеет лишь одной способностью - лгать»[81].

Сегодня образ России в зарубежных средствах массовой информации, за единичными исключениями, сформирован таким образом, что максимально нивелируется значимость нашего государства в историческом плане.

Проблема сохранения и развития позитивного имиджа государства для современной России приобрела еще и внутреннее направление.

Сегодня в России действует огромное количество всевозможных зарубежных общественных, правительственных и не правительственных организаций (в основном - американских), приоритетный объект внимания которых – перспективный в возрастном и профессиональном плане сегмент российского общества. Подобные организации под видом гуманитарной работы, выделения грантов, международных обменов и т.п. деформируют восприятие собственной страны у граждан России. При помощи таких организаций в российских школах появились альтернативные учебники и учебные пособия. В одном из таких учебников в разделе «Вторая мировая война» Сталинградская битва упоминается лишь вскользь, а основное внимание уделено операции в Северной Африке[82].

Я на собственном примере мог убедиться в действенности системы реализации программ подобных гуманитарных грантов. В 1997г. я принимал участие в программе международных школьных обменов «Проект Гармония». В отборочном туре этой программы в моем родном г. Улан – Удэ участвовало большинство школьников в возрасте примерно 16 лет. На отборочном туре, проводившемся на английском языке (нам объяснили, что проверяют наше знание языка), представители «Проекта Гармония» задавали вопросы о предпочтениях, причинах желания поехать в США, стремлении и причинах стремления остаться в другой стране и проч.  Таким образом, во время так называемого отборочного тура представители «Проекта Гармония», в сущности, провели социологическое исследование одной из социальных групп населения. Замечу, что разновидностей программ международных обменов существует очень много. Практически все они проводились под эгидой USIA – Информационного агентства США, самостоятельного пропагандистского ведомства[83].

Подобные организации сегодня в России выделяют множество грантов, обязательным условием получения которых является подробное описание проекта, выпускают огромное количество докладов и бюллетеней, устраивают симпозиумы. Посредством такой деятельности проводится «тщательный мониторинг настроений российской элиты и одновременно в ее интеллектуальный оборот вводятся необходимые клише, которые затем попадают в наши СМИ и через них воздействуют уже на всю нацию. По существу, в России создано идеологическое лобби»[84].   

В современной России существует ряд проблем, связанных с формированием собственного имиджа в мире. Многие из этих проблем связаны с переходным периодом в нашей стране, объективными экономическими трудностями перехода к рыночной экономике. Многие проблемы связаны с отсутствием гибкого правового поля, позволявшего бы проводить еще более взвешенную и адекватную политику в этом направлении.

Цифровой разрыв между Россией и развитыми странами мира оставляет возможность для одностороннего формирования имиджа России в мире. За немногим более 10 лет в мире был сформирован образ России как второразрядной страны, дестабилизирована система внутреннего восприятия России у российских граждан.

Непрекращающееся информационное давление стран Запада на Россию, отличающееся разнообразием подходов, оказывает деструктивное действие на имидж государства, как на международной арене, так и внутри страны. 

































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


         Сегодня мир стоит на пороге новой глобальной системы – информационного глобального общества. Это общество характеризуется неограниченностью информационного обмена, высоким уровнем развития информационных технологий. Информация превращается в один из стратегических ресурсов, профессиональное использование которого является основой процветания любого государства.

         Интенсивное развитие новых цифровых технологий ведет к принципиально новому качеству трансграничного обмена информацией. Причем при передаче данных все меньшее значение имеет географическое удаление друг от друга коммуникационных устройств и размеры пересылаемой информации.

         Новейшие коммуникационные технологии начинают оказывать все большее влияние на отношения, как между частными лицами, так и между  государствами на международном уровне, становятся движущей силой социальных и экономических изменений на глобальном уровне.  

Современные достижения в области информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию принципиально новых экономических, социальных и культурных отношений, как между отдельными индивидами, так и между государствами. Развитие коммуникационных технологий позволяет упростить процесс информационного обмена в целях торговли или обмена мнениями в любой точке экономической системы с меньшими затратами.

         Сегодня можно наблюдать интересный факт: непрекращающееся развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, повышение доступности этих технологий за счет снижения цен на их приобретение и использование, влечет за собой все больший спрос со стороны пользователей электронной среды, куда переместились многие виды социально-экономической деятельности. Причем, специфика современной информационной среды, компьютерной экономики позволяет конкурировать даже с общепризнанными лидерами и монополиями.

         Вместе с очевидными благами информационная революция уже поставила перед человечеством принципиально новые проблемы, при этом  их количество имеет тенденцию расти. Сегодня можно перечислить ряд проблем, которые уже стоят перед человечеством – цифровой разрыв, проблемы правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблемы обеспечения безопасности и сохранение конфиденциальности информации, возможное психологическое воздействие на индивидуальное или массовое сознание в корыстных целях и проч.

         Помимо общемировых проблем становления глобального информационного общества, Россия имеет немаловажные проблемы внутри национальных границ – цифровой разрыв между рядом крупных городов и остальной страной.

          В условиях глобального информационного общества, характеризуемого практически неограниченными возможностями информационного обмена, уровень международного имиджа будет играть большую информационно-воспитательную роль при формировании мировоззрения граждан государства, оценки собственного и других государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты