Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период

         Масуда предположил, что произойдет переоценка или трансформация человеческих ценностей, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвинет в качестве ценности время.

         По мере развития электронных средств информации и информационных технологий все более активно ведутся дискуссии о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования информационного общества.

         Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» определил информационное общество как обозначившейся вследствие информационной революции в индустриальном обществе.

         Постиндустриальному обществу, на его взгляд, присущи деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, доминирование самоуправлеченских политических систем, индивидуализация личности без потери солидарных отношений между людьми и обществом.

         Традиционным корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические формы, среди которых особенно выделяет индивидуальную деятельность в «электронном коттедже». Тоффлер писал о том, что крупнейшие фабрики и учреждения опустеют, превратятся в складские или жилые помещения, а с появлением доступной техники, позволяющей оборудовать рабочее пространство «умной» печатной машинкой, копировальной машиной, компьютерным пультом и телекоммуникационными средствами – резко возрастут возможности организации работы на дому[31].

         В конце XX в. начался новый этап развития идей глобального информационного общества. Прежде всего, это связано с работами П. Дракера и М. Кастельса.

         Американский экономист Питер Дракер выпустил в 1999г. книгу «Посткапиталистическое общество»[32]. Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма. Основными признаками происходящего сдвига Дракер считает переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление частной капиталистической собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформацию национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума.

         Современная эпоха, как считает Дракер, можно назвать временем радикальных перемен, когда с развитием информационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в информационное общество.

         Мануэль Кастельс подверг анализу современные тенденции, приводящие к формированию основ общества, которое он назвал «сетевым». В качестве отправной точки анализа Кастельс использует глобальную экономику и международные финансовые рынки. Информацию он рассматривает как ресурс, который легче других проникает сквозь всевозможные преграды и границы, информационную эру он рассматривает как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются и средством, и результатом глобализации общества.

         Кастельс неоднократно обращает внимание на тот факт, что информация и обмен информацией всегда сопровождали человечество на всех этапах его развития. Однако только новое, зарождающееся общество строится таким образом, что сбор, анализ и передача информации становятся фундаментальными источниками производительности и власти[33]

         Из отечественных ученых, обращавшихся к теме нового общества за последнее время можно выделить А. И. Ракитова.

         В своих работах А. И. Ракитов писал, что переход к информационному обществу предполагает превращение производства и использование услуг и знаний в важнейший продукт социальной деятельности, с постоянно растущим удельным весом знаний. Главной целью информационного общества А. И. Ракитов видел обеспечение правовых и социальных гарантий того, что гражданин общества, находящийся в любом месте и в любое время, сможет получить всю необходимую для решения насущных проблем информацию. Основными критериями информационного общества являются количество и качество имеющейся в обращении информации, эффективность передачи и переработки информации. Дополнительным критерием можно выделить доступность информации для каждого человека. Это достигается в результате развития и широкого внедрения новых телекоммуникационных технологий. Залогом успешного функционирования экономики постиндустриального общества станет ее информационный сектор, который выйдет на первые позиции по количеству занятых в нем трудящихся[34].  

         Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин в разработанном ими подходе к основным признакам информационного общества относят формирование единого информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран, становление и, в дальнейшем, доминирование в экономике стран, наиболее приблизившихся к информационному обществу, новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий и телекоммуникаций. К основным же признакам информационного общества они относят повышение уровня образования, за счет расширения возможностей систем обмена информацией на региональном, национальном и международном уровнях, и соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных характеристик услуг труда[35].    

         Одной из принципиально важных характеристик рубежа 80 – 90-х гг. является то, что большинство американских, европейских и российских специалистов в области информационного общества стали акцентировать внимание не только на роли и значении самой информации, но и на знаниях и беспрецедентного ускорения их прироста. Если в середине XX столетия объем суммарных знаний удваивался раз в 10 лет, в 80-е годы – раз в 5 лет, то сегодня он удваивается каждый год.

         Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «глобальное информационное общество», можно сказать, что под таковым понимается общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий.

Это общество знания, в котором главным условием благополучия человека в отдельности и всего общества становится знание, беспрепятственно полученное вследствие ее доступности и умения с ней работать.

Это глобальное общество, в котором процесс обмена информацией не имеет временных, пространственных политических границ.

Это общество, которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

         Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству совершенно новые решения и расширенные возможности во всех сферах его жизнедеятельности.

         Вместе с очевидными благами информационная революция уже поставила перед человечеством принципиально новые проблемы, при этом  их количество имеет тенденцию расти. Сегодня можно перечислить ряд проблем, которые уже стоят перед человечеством – цифровой разрыв, проблемы правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблемы обеспечения безопасности и сохранение конфиденциальности информации, возможное психологическое воздействие на индивидуальное или массовое сознание в корыстных целях и проч. 

         Термин «цифровое неравенство» стран и регионов или «цифровой разрыв» (англ. “Digital divide”) начали употреблять в США, обозначая неравенство в доступе к новейшим информационным технологиям. Примечательно, что этот процесс может проистекать не только на международном уровне, но и в рамках отдельных государств. Происходит расслоение общества на имеющих свободный доступ к современным технологиям в информационной сфере, и не имеющих таковую возможность. Возник даже новый вид грамотности – компьютерная: без навыков работы на компьютере сегодня трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, пользоваться новейшими электронными услугами.

         К примеру, по данным The Computer Industry Almanac, в 1992г. всего было 148 миллионов единиц компьютеров. Распределение компьютеров по странам было следующим: США – 67 миллионов, по Европе в целом – 36,6 миллионов, Япония – 10,5 миллионов единиц[36]. Таким образом, на весь оставшийся мир приходилось 33,9 миллионов компьютеров. Со временем ситуация практически не изменилась: через пять лет, в 1997г. в мире было уже 305 миллионов компьютеров. На США приходилось 108,2 миллиона единиц, на Европу – 79,6 миллионов, на Японию – 23,3 миллиона. На весь остальной мир приходилось 93,9 миллионов компьютеров[37]. Трехкратное увеличение общего количества компьютеров сопровождалось сохранением объема разрыва.

         Тот же ресурс приводит данные количества компьютеров на 1 тысячу человек в мире и в США с 1985г. по 2002г. и прогноз на 2007г.[38]:







1985

1990

1995

2000

2002

2007

США:







Всего компьютеров (млн.)

19.8

48

86

177

206

255

Кол-во компьютеров на 1000 чел.

82.9

192.2

323.9

629.5

712

831.3

В мире:

 

 

 

 

 

 

Всего компьютеров (млн.)

31.4

98

226

523

663

1,069

Кол-во компьютеров на 1000 чел.

6.5

18.7

40

86.2

106.4

161.8

        

         По вышеприведенным данным четко прослеживается разрыв в компьютеризации группы стран и всего остального мира.

         Та же самая тенденция наблюдается и в динамике роста пользователей сети Интернет: в 2001г. количество пользователей глобальной информационной сети Интернет в мире составляло 533 миллиона человек, из них количество пользователей из США составляло 149 миллионов, в Европе – 126 миллионов человек[39].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты