Сегодня в России сложилась уникальная ситуация, когда перед страной, в недавнем прошлом игравшей роль сверхдержавы, возникла проблема подтверждения своего права играть ключевую роль в мировой политике. Это можно объяснить несколькими факторами.
Несмотря на то, что в России сложились определенные предпосылки перехода к информационному обществу, приходится учитывать тот факт, что положение России в этом вопросе по сравнению с другими странами очень пессимистично.
На ВЭФ в г. Давосе в ежегодном экспертном докладе Россия по основным технологическим показателям заняла строчку между 56 и 59 местами из 59. В нашей стране на то время на тысячу человек приходилось 12 персональных компьютеров, 1 мобильный телефон, и 3 Интернет-Хоста на 10 тысяч человек[58].
Недостатки и ошибки в процессе формирования информационного общества в России ведут к неспособности страны влиять на основные направления развития информационного общества в мире.
В российском обществе четко сформировалась ассоциативная цепочка «импортное – лучше отечественного». Данная схема работает практически во всех областях, парадоксальным образом сочетаясь с устойчивым мнением, что Россия в ряде областей удерживает пальму первенства – военных технологиях, уровне образования и проч.
Международные отношения сегодня являются плодотворной средой для формирования имиджа государства. Направленное использование международного имиджа влечет за собой формирование выгодных общественных мнений, обеспечивающих достижение определенных политических целей. От международного имиджа страны зависит ее место, вес и значимость в системе международных отношений, в формирующейся новой глобальной модели миропорядка.
Сегодня необходима актуализация исторической основы имиджа России. Необходимо осознание преемственности исторического, политического развития. Также необходимо увеличить содержательность образа России, активное оперирование продуманными и содержательными образами – это способ реализации имиджа страны.
Необходимость четкого имиджа государства играет важную роль для России, прежде всего как многонационального и поликонфессионального государства. Ясный, понятный народу имидж собственного государства определяет ожидания общества от действий руководства государства, усугубляет или нивелирует центробежные, сепаратистские настроения.
Четкий образ России важен самоидентификации российского народа, для реализации дальнейших планов развития государства в любой сфере жизнедеятельности.
Сегодня, в условиях отсутствия общей идеи, российский народ разобщен по признакам этнической, конфессиональной принадлежности, в общественную жизнь прочно вошли такие понятия как «лицо кавказкой национальности», «регистрация по месту жительства», «чеченский след» и проч. Явный социальный разрыв в обществе, разделившейся на общество в целом и группу людей, сумевших аккумулировать финансовые потоки в период первичного становления рыночной экономики, и растущее в обществе недовольство по отношению к таким людям, на фоне кажущегося попустительства государства, большая разница уровней жизни в столицах и по всей остальной стране, негативно влияют на образ страны внутри национальных границ.
Доверие к государству подорвано на самых базисных уровнях. К примеру, по данным ВЦИОМ, больше половины населения России не станут обращаться в правоохранительные органы в случае криминальной угрозы. Приоритетными источниками восстановления справедливости являются друзья, знакомые, а десятая часть населения рассчитывает сама на себя[59]. Широкую огласку получила ситуация с убийством в московском метрополитене студента-математика Г. Галдецкого, проводившего собственное расследование деятельности группы милиционеров-насильников, которые, якобы, систематически задерживали в метро девушек, запугивали, а потом их насиловали[60].
В то же время, общество в России стремится повышению уровня восприятия своей страны зарубежным обществом, налицо желание соответствовать общепринятым цивилизационным критериям. Остается факт противопоставления своей страны всему остальному миру, основанный на прошлых успехах, современных достижениях во внешней политике, науке, спорте, культуре и проч.
Очевидно, что международный имидж любого государства формируется на основе внутреннего восприятия своего государства и на восприятии государства другими субъектами международных отношений.
Внутренняя направленность образа государства отражает смысл жизни и интересы «простого, среднестатического человека».
Сегодня, в условиях продолжительного идеологического вакуума, в условиях недоверия народа государству, сложилось общественное ожидание «сильной руки».
Ответом на подобные ожидания могут быть символы, возрождаемые из прошлого – никогда не спускаемый перед врагом Андреевский флаг, музыка А. Александрова – современный Гимн России, а в прошлом музыка, сопровождавшая торжества и победы, красное полотнище армейского знамени, олицетворяющее героизм во времена Великой Отечественной войны и проч.
Несомненно, что отдельные символы не могут в полной мере отражать как позитивный образ государства, так и интересы гражданина и общества в целом. Однако, при всей неоднородности, неоднозначности и неустойчивости общественного развития существуют ключевые понятия, которые одинаково близки всем без исключения членам социума и отражают коренные интересы любого народа. Вне зависимости от политической ориентации государства, уровня жизни и культуры таковыми понятиями являются жизнь, семья и труд.
Понятие «Жизнь» не нуждается в подробной детализации, т.к. стремление выжить является инстинктом любого человека, благодаря которому человечество продолжает существовать.
Проблемы семьи стоят несколько обособлено, потому что именно семья является залогом продолжения рода человеческого, ячейкой общества. Решение проблем семьи на государственном уровне, обеспечение благополучия семьи влечет позитивные сдвиги как внутри государства, так и за его пределами.
Сегодня демографическая ситуация в России оставляет желать лучшего, смертность превышает рождаемость, генофонд ухудшается, общество стремительно стареет. Решение данных и прочих проблем семьи может стать основой для консолидации общества, улучшения восприятия собственной страны.
Стабильная семья, имеющая социальные гарантии, обеспеченная правовой защитой государства и имеющая возможность реализации трудовых инициатив может поднять внутренний уровень России. Можно сказать, что благополучная семья является основой благополучного государства.
Таким образом, позитивный внутренний образ России основывается на стремлении государства обеспечить стабильность института семьи – повышении и пропаганде здорового образа жизни, неприемлемости упадка нравственной культуры, утверждении уважения к культу семьи.
Обобщая вышесказанное, можно выделить внутреннее направление формирования имиджа России. Данное направление заключается в достижении гармонии интересов государства и народа, внутренней стабильности государства, закреплении ассоциативного ряда «Достойная жизнь граждан – достойное государство».
Построение внешнего вектора формирования имиджа России невозможно без учета исторических событий имевших место быть. Необходимо учитывать значимость географического фактора, огромность территорий России. Сегодня выработка внешнего направления формирования имиджа государства зависит от несколько иных, чем ранее, приоритетов. З. Бжезинский отмечает, что политическая жизнеспособность, идеологическая гибкость, динамичность экономики и привлекательность культурных ценностей стали решающими факторами[61].
Современная Россия может стать балансом, фактором гармонизации всего комплекса международных отношений, в силу своей принадлежности и присутствия во многих мировых конгломерациях.
Четко определенная «российская идея» может стать центром притяжения многих народов евразийского пространства[62]. Однако для реализации подобных задач необходим четкий, позитивный образ Российской Федерации в мире.
В конце концов, международный имидж России может дать ответ на вопрос – быть или не быть российскому государству как таковому.
В условиях формирования информационного общества, в условиях безграничности информационного обмена необходимо осознавать, что международный имидж России может и должен стать основой формирования мировоззрения грядущих поколений.
Современная российская молодежь более ориентирована на страны Запада, чем на Россию. За немногим более 10 лет сформировался образ ущербности нашего государства, его несостоятельности как социального института. Вместе с тем сознательно или нет культивировался крайне положительный образ зарубежья, как некоего примера для России, цели развития государства.
Сегодня необходима эффективная и профессиональная система информационного противодействия как внутри страны, так и в мире. Отсутствие такой системы может оказать крайне деструктивное воздействие на российское государство в будущем. Уже сегодня отмечается, что образ России в мире никак не сходится с реальной Россией. «Я еще никогда не был в стране, имидж которой не расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем то, что она представляет собой на самом деле», – сказал в одном из интервью посол Швейцарии в России Вальтер Фечерин[63].
2.3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
В современной России существует ряд проблем позиционирования в мире. Некоторые факторы обусловлены политическими и экономическими преобразованиями внутри страны, некоторые – целенаправленным воздействием или результатом, имевшим быть воздействия других стран на восприятие России в мире.
В условиях становления глобального информационного общества адекватное восприятие России в мире невозможно без полноценной интеграции России в данное общество, без создания информационного общества в России как сегмента мирового.
Сегодня, несмотря на наличие определенных предпосылок создания информационного общества, в России существует ряд проблем интеграции в глобальное информационное пространство.
Отсталость России в информационно-технологической сфере сегодня является одной из важнейших проблем, требующих незамедлительных действий, к примеру, по сокращению цифрового разрыва.
На 150 миллионов человек населения России сегодня приходится всего 7 миллионов компьютеров, половина из которых устарела морально и физически. Лишь 5% россиян имеют персональные компьютеры у себя дома, а общее количество компьютеров у россиян составляет всего лишь 1,5% от общего количества компьютеров в мире[64].
С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, производства и эффективности использования информационных продуктов и технологий принят и реализуется ряд документов, разработаны Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» и проч.[65]
«Концепция формирования информационного общества в России» была разработана в 1999г. Целью Концепции стало определение российского пути развития информационного общества, основных приоритетов государственной информационной политики. Основой российского пути должно стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение разных категорий населения умению получать и использовать информацию, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг[66].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12