Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период

Международный имидж государства помогает закреплять политические успехи на мировой арене, выстраивает нужный ассоциативный ряд практически любому действию государства.

Существует очень много подходов к классификации международного имиджа государства. Это связано с тем, что имидж страны – очень многоплановая категория.

Имидж объективный – это впечатление от страны, которое существует у внутренней или зарубежной общественности.

Имидж субъективный – это представление лидера государства, его окружения о том, каким образом воспринимается образ страны в глазах граждан, или представление граждан о том, каким их государство видится за рубежом.

Имидж моделируемый – образ государства, который пытаются создать команда руководителя страны или специально привлекаемые специалисты – имиджмейкеры[45].

Международный имидж государства, как совокупность эмоционального восприятия объекта, является корректируемым психологическим образом государства, имеющий свой характер и эмоциональную окраску. По своей сути имидж государства – отражение реального государства, помещенное в определенную эмоциональную среду. Он более комфортен по причине своей иллюзорности, и поэтому обладает высокими регулирующими свойствами.    

Обобщая вышесказанное можно сказать, что характерными свойствами и признаками имиджа государства являются:

- Простота, схематичное отражение своего объекта. Имидж не отражает всех граней своего объекта, он отражает его специфичность и уникальность. Имидж несет в себе большую информационную и эмоциональную нагрузку посредством ограниченного набора символов.

- Подвижность. Имидж хоть и конкретен, но он постоянно изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов, подстраивается под меняющиеся реалии складывающейся ситуации.

- Идеализация. Имидж представляет объект как некую совокупность выгодных качеств, идеализирует объект, наделяя его дополнительными выгодными качествами в соответствии с ожиданиями целевой аудитории.

- Ограниченная самостоятельность. Имидж привязан к своему объекту, однако он может меняться, развиваться по собственным законам, в соответствии с меняющимися психологическими ориентациями целевой аудитории.

- Реальность и желательность. Имидж занимает промежуточное состояние между реальной ситуацией и эмоциональным, психологическим ожиданием целевой аудитории. Имидж расширяет границы восприятия объекта, однако только в заданном направлении, позволяет домыслить образ объекта самой целевой аудитории[46].

Суммируя общие признаки имиджа страны, можно выделить ряд требований, предъявляемых имиджу.

Имидж должен быть в определенном смысле синтетическим, он должен планироваться, чтобы производить определенное впечатление при помощи определенных символов, например, геральдических знаков.

         Имидж должен быть правдоподобным, пользоваться доверием у целевой аудитории. Иначе эффективность имиджа будет близка к нулю или играть отрицательную роль.

         Имидж государства должен в какой-то мере соответствовать обществу государства. Он должен моментально характеризовать государство, высвечивая один или несколько характерных для страны признаков.

         Имидж не должен быть очень сложным, он должен легко восприниматься и запоминаться целевой аудиторией.

         Имидж обязан быть несколько неопределенным, оставлять простор для домысливания. Это необходимо для большей оперативности, простора корректирования в условиях меняющейся ситуации внутри и вокруг государства. Международный имидж государства отличается сильной эмоциональной составляющей. Для коррекции международного имиджа государства зачастую требуется вкрапление нескольких фактов, подтверждающих или, в зависимости от целей и задач, в корне опровергающих эмоциональные клише, сформировавшиеся в обществе.

         Имидж должен выступать неким посредником между государством и целевой аудиторией. К примеру, в политике электорат воспринимает тот имидж, который включает в себя «черты и качества, взятые в совокупности политических, мировоззренческих, биографических, внешних качеств, резонирующих предпочтениям электората»[47].

Исходя из признаков имиджа государства, требований, предъявляемых ему, можно сказать, что имидж государства выполняет следующие функции.

1.     Идентификация. Эта коммуникативная функция позволяет считывать информацию об объекте за короткий период времени. Имидж облегчает целевой аудитории восприятие информации о позитивных или негативных сторонах государства, жизни в стране. Это позволяет получить основную информацию, а не анализировать весь объем информации.

2.     Идеализация. Данная функция обеспечивает положительное или отрицательное информационное поле вокруг объекта, проецируя на объект те или иные характеристики.

3.     Противопоставление. Эта функция базируется на имиджах третьих государств, отражая контраст с объектом имиджа в положительную или отрицательную сторону.

4.     Дифференциация. Имидж обозначает государство в сложившейся ситуации, демонстрирует его отличительные качества.

          Организаторы избирательной компании Ричарда Никсона так определяли стратегию своих действий, имея в виду именно эту функцию имиджа: «Важен не сам кандидат, или то, что он собой представляет. Важно то, что представляется, а если быть точным – то, что избиратель получает. Необходимо менять не человека, а получаемое избирателем впечатление о кандидате»[48].

          Таким образом, можно говорить о том, что международный имидж государства осуществляет связь общественного мира и реального государства. Эта связь осуществляется посредством нескольких инструментов: метафоры, являющейся выразительным образом исторического периода, времени или ситуации; героя, олицетворяющего реальность и временной период; знака, эмоционально окрашенного образа страны. 

          На имидж государства оказывают влияние самые различные факторы. Перечень всех факторов настолько обширен, что не поддается перечислению – здесь могут быть как внешняя политика государства, так и высказывания культурных деятелей о современном положении вещей, как уровень развития экономики государства, так и прогнозы развития крупного предприятия, и проч.

          По временному принципу факторы можно разделить на статичные, динамичные и ожидаемые.

          Статичные во времени факторы это те факторы, которые остались в прошлом либо не меняются с течением времени. К ним можно отнести природный ресурсный потенциал, национальное и культурное наследие и потенциал, нерегулируемые геополитические факторы, как то – географическое положение, протяженность границ, площадь территории, выходы к морям и проч. Также к статичным факторам относятся исторические события, вклад в историю государства выдающихся граждан и базовая форма государственного устройства и структура управления.

          Динамичные во времени факторы, оказывающие влияние на формирование международного имиджа государства, включают в себя социально-психологические настроения в обществе, формы общественно-политической интеграции общества, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических организаций в государстве, морально-правовые аспекты развития общества. 

          Ожидаемые во времени факторы, влияющие на формирование международного имиджа государства, сочетают в себе оба вида факторов, приведенных выше. Ожидаемые факторы прогнозируются на основе статичных и с учетом динамичных факторов формирования имиджа государства. В особых случаях динамичные факторы могут играть основополагающую роль в формировании имиджа. Это касается ситуаций, когда под влиянием динамичных факторов статичные факторы трансформируются.

          Помимо этих факторов при формировании международного имиджа государства необходимо учитывать ожидания целевой аудитории. Именно соответствие, либо ее видимость, позволяет сформировать максимально эффективный образ государства.

          Все ожидания проявляются двояко – как право вести ожидать действий или состояния государства в соответствии с национальными интересами, и как обязанность соответствовать общепринятым внутригосударственным и международным нормам права.

          Формирование имиджа государства происходит при широком использовании всевозможных коммуникаций – обмене различных видов информации, сообщений, сведений.

          В процессе коммуникаций выделяются несколько элементов: отправитель, сообщение, канал передачи, получатель или целевая аудитория.

          Отправитель имеет возможность оперировать несколькими видами передачи сообщения целевой аудитории. Это могут быть средства массовой информации, литература, искусство, система образования и воспитания, общение представителей государства с целевой аудиторией, дипломатическая деятельность.

          В процессе формирования международного имиджа государства немаловажную роль играют символы, формирующие ассоциативный ряд с государством – отправителей коммуникационного сообщения.

          Символы-идеи отражают и ограничивают политическое пространство, политические мотивы носителей. К символам-идеям можно отнести политические программы, заявления, лозунги и проч.[49]      

          Ритуал играет немаловажную роль в формировании единой социальной энергии, направленной в единое русло. Государственные ритуалы позволяют каждому члену ассоциировать себя с государством, оказывая психологическое воздействие во время исполнения ритуального действия.

          Символ-предмет является статичным, материальным воплощением имиджа государства. К примеру, изображение двуглавого орла на гербе России символизирует устремленность на Запад и Восток.

          Символы-персоны, герои отождествляют временной или исторический период в развитии государства, являясь социальными лидерами общества. Как правило, исторические периоды, связанные с определенными героями впоследствии получают названия по их именам – «Сталинизм», «эпоха Брежнева» и проч.

  

         




          Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, которое началось в конце XX века и продолжается до сих пор, перенесло человечество на качественно новый уровень обмена информацией. Сегодня уже не существует трудностей с передачей информации практически любого объема на практически любое расстояние. Именно эти две трудности человечество преодолевало в процессе развития информационно-коммуникационных технологий.

          Эволюция технологической и нормативно-правовой баз, при слаженном взаимодействии всех стран, особенно экономически развитых, поможет человечеству войти в новый этап своего развития – глобальное информационное общество.

           Все большую роль в формировании международного имиджа государства играют динамичные во времени факторы, отражающие деятельность государства в современный период. Статичные факторы играют роль информационно-исторической базы, при помощи которой можно прогнозировать трансформацию международного имиджа государства в будущем.

          В условиях открытости большого объема информации международный имидж государства играет важную роль формирования положительного или отрицательного восприятия государства собственными гражданами и мировым сообществом без необходимости анализа всего объема информации.  

          В условиях глобального информационного общества, характеризуемого практически неограниченными возможностями информационного обмена, уровень международного имиджа будет играть большую роль при формировании мировоззрения граждан государства, оценки собственного и других государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты