"Революция тюпанов" в Киргизии как вариант политической модернизации общества

Выступление было продиктовано объективной необходимость – несмотря на «революцию Тюльпанов» экономика в основном продолжала сохранять тот же вектор развития, что и при предыдущем режиме, что грозило еще большим  ростом социального недовольства и повторением революционных событий.

«Революция Тюльпанов» оказала свое влияние на экономическое развитие страны.. Новое руководство обещало народу стабильное экономическое развитие и повышения уровня жизни. Но на деле все оказалось не так гладко как было на словах. В Киргизии за прошедший после революции период наметились ряд позитивных и негативных тенденций.

Первой позитивной тенденцией стало снижение налоговых ставок. Подоходный налог и налог на прибыль были снижены с 20 до 10%, а производители были освобождены от уплаты НДС[116].

Второй позитивной тенденцией стало повышение позиции страны в рейтинге экономической свободы составляемым исследовательским центром Heritage Foundation и газета Wall Street Journal. По его результатам она заняла 70 место в мире, с уровнем экономической свободы в 61,1%. Американские экономисты отмечают высокий уровень свободы в сфере торговли, налогообложения, трудовых отношений, однако показатели страны в защите прав собственности и свободе от коррупции, обусловленные отсутствием верховенства закона, невысоки[117].

Это отразилось на притоке внешних инвестиций, что и стало третьей позитивной тенденцией. Их рост за период 2005 – 2006 годы составил 37,3%. Основными источниками внешних инвестиций стали следующие страны: Великобритания, Германия, Кипр и заменили традиционных партнеров Киргизии – Канаду, США и Турцию. На первое место среди партнеров в СНГ выдвинулся Казахстан, Россия оказалась на втором. В целом, объем инвестиций из СНГ за 2005-2006 год увеличился в 3 раза и почти достиг уровень инвестиций из стран дальнего зарубежья[118]. Прежде всего, инвестиции вкладывались в (в порядке значимости): обрабатывающую промышленность, финансовую деятельность, горнодобывающую промышленность[119].

Между тем наравне с позитивными тенденциями продолжают проявляться и негативные тенденции.

После смены власти в Киргизии, как и следовало, ожидать, началось перераспределение материальных благ и  собственности. В первые же дни после революции сменила собственника лучшая гостиница Бишкека «Пинара», начался конфликт вокруг единственного оператора сотовой связи «Bitel», появились признаки передела собственности в районе озера Иссык-Куль[120]. Взамен старых кланов власть, а вместе с ней и собственность получили новые. «Раньше в Киргизии было только два вида бизнеса - семьи Акаева и тех, кто ходит под семьей. Отнять за бесценок «раскрученный» магазин, отель, заправку - это было обычным делом. Я думаю, все, что творится сейчас - только начало передела»[121]. Предприниматели говорят, что без согласия и участия правившего клана вести бизнес в республике просто невозможно.

Продолжает расти дефицит торгового баланса, связанный преобладанием импорта над экспортом в 2,5 раза[122]. Основу импорта составляют минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, продукция машиностроительного комплекса и электронная аппаратура[123]. Основу экспорта составили драгоценные металлы (в основном золото), текстильные изделия и необработанные минеральные продукты[124].

Рост промышленного производства напрямую был связан с экспортом. За период с 2005 – 2007 года наибольший рост показали такие отрасли как производство минеральных продуктов, гидроэлектроэнергии и текстиля, общий объем которых в объеме промышленного производства достиг 42,2%. По прежнему важную часть в экономике страны занимает производство металлических изделий, хотя эта отрасль и сокращается значительными темпами, вероятно из-за трудностей с экспортом продукции[125].

Изменения произошли и в сельском хозяйстве – уровень производства сократился на 3,2%. За этот же период еще более сократилось число государственных и коллективных хозяйств и возросло число частных хозяйств. В целом, уровень производства сельскохозяйственной продукции в 2007 году превышал уровень 1991 года на 34,4%.

Социально-экономическое положение населения до сих пор тяжелое - по официальным данным, за чертой бедности живет половина страны, по неофициальным – до 70%[126]. При этом число официально безработных постоянно росло и в декабре 2007 года составило 71267 человек, что на 18% выше уровня января 2005 года и составляет 2,6% от общей численности трудоспособного населения[127]. При этом необходимо учитывать, что неофициальный уровень безработицы гораздо выше, так как в этих показателях не учитывается большое количество частично занятых и незарегистрированных безработ­ных. Согласно некоторым оценкам число безработных — не менее 200 тысяч[128]. Вся же рабо­чая сила Кыргызстана оценива­ется в 1,8 млн. человек, из них муж­чин около 1 млн. человек[129].

И как закономерный итог всех указанных процессов являлось снижение роста ВВП – до 2-3% в год, по сравнению с 5% 1990-х – 2000-х годов. Этот рост обеспечивается сферой услуг – торговля и общественное питание[130].

В отчете о развитии частного сектора в Кыргызстане говорится о том, что Кыргызская Республика столкнулась с серьезными проблемами на пути экономического развития, причем это происходит на фоне наличия трудноразрешимых проблем, вызванных неблагоприятными физическими и экономическими особенностями, такими как[131]:

§     небольшой внутренний рынок,

§     отдаленное географическое расположение (отсутствие выхода к основным морским  портам и экономическим маршрутам).

§     относительно бедные минеральные ресурсы.

Последние исследования международных финансовых организаций говорят о том,  что основным препятствием для экономического роста являются торговые барьеры на пути товаров из Кыргызской Республики. Учитывая  значительную зависимость экономики страны от внешнеэкономических отношений, эти барьеры действительно негативно влияют на экономический  рост в Кыргызской Республике[132]. Эти барьеры создаются, как путем изменения в законодательстве других стран, так и внутренними административными барьерами в виде нерешенных вопросов.

Этими нерешенными вопросами являются[133]:

§                   Все-таки сохраняющиеся высокие ставки налогообложения.

§                   Налоговое администрирование.

§                   Частые и необоснованные проверки.

§                   Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы.

§                   Неустойчивость и непредсказуемость политики регулирования предпринимательской деятельности.

§                   Модернизация таможенного режима (сокращение времени таможенной очистки и другие задержки на границе).

§                   Незавершенная административная реформа.

§                   Коррупция.

§                   Теневая экономика, достигающая уровня в 50% от официальной.

По уровню налоговых выплат бизнесом Киргизия в 2 и почти в 6 раз превышает средний показатель по региону и в мире, соответственно. Налоговое бремя распределяется крайне неравномерно по отраслям и формам ведения бизнеса. Существующая государственная фискальная политика не способствует накоплению средств предприятиями на инвестиционные цели, на стимулирование производства конкурентоспособной продукции. К сожалению, нынешняя фискальная политика Кыргызстана стала главной причиной расцвета в экономике коррупции и ухода субъектов бизнеса в «теневую экономику». И можно констатировать, что этот процесс все набирает обороты[134].

Что касается законодательства, то в целом законодательство Кыргызской Республики соответствует рыночной экономике так же, как и экономической стратегии, выдвинутой правительством. Но то, как оно реализуется, скорее, затрудняет, чем способствует развитию рыночной экономики. Основной проблемой в реализации законодательства является чрезмерное вмешательство государства в частный бизнес, наличие чрезмерных, зачастую дублирующих функций государственных органов, а также неисполнение законов. При этом, все еще сохраняется неустойчивость и непредсказуемость политики регулирования предпринимательской деятельности; низкий уровень прозрачности и принятия государственных решений в сфере правового и экономического регулирования.

Все сказанное усугубляется широким проявлением коррупции во всех ее формах. По данным Исследования деловой среды и эффективности предприятий (BEEPS), проведенного в 2006 году, 59 процентов компаний признали коррупцию как существенное препятствие в коммерческой деятельности. Данный показатель является самым высоким в регионе и отражает ухудшение по сравнению с Исследованием BEEPS, проведенным в 2002 году. Эти же данные подтверждаются исследованиями  международного агентства «Transparency International» по уровню восприятия коррупции. Так с 2005 по 2007 год республика опустилась на 12. По данным агентства, ежегодно на 17% растет количество выявленных должностных преступлений в стране. Вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Шигео Катсу еще в 2004 году так выразился о коррупции в Киргизии: «коррупция является единственным наиболее значимым препятствием, тормозящим экономическое и социальное развитие в Кыргызстане»[135].

«Новыми кыргызами» называют не торгово-финансовую буржуазию, а влиятельных чиновников, контролирующих главные финансовые потоки страны. Основными причинами коррупции в сфере государственного управления признаны[136]:

·     Низкая заработная плата основной части государственных служащих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты