- государство;
- политическая инфраструктура (политическая партия, общеполитические движения и организации, лоббистские группы);
- средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);
- церковь;
2. нормативная подсистема
- политические и правовые нормы (Конституция, уставы, кодексы);
- моральные нормы;
3. идеологическая подсистема (совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств);
4. коммуникативная подсистема (политические отношения, т.е. отношения между классами, социальными группами, нациями, партиями по поводу власти);
5. культурная подсистема (комплекс типичных для данного общества политических стереотипов, ценностей и поведения).
Функции политической системы:
1. определение целей, путей развития общества;
2. организация деятельности общества;
3. распределение материально-духовных ценностей;
4. интеграция общества;
5. разработка правил и законов поведения людей;
6. обеспечение стабильности политического строя;
7. приобщение граждан к политике.
В соответствии с политическим режимом политические системы делятся на тоталитарные, авторитарные, демократические).Политический режим – это система присущих данному типу государства способов и методов осуществления власти. . «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период». Политический режим является важнейшей характеристикой существующей в обществе политической системы. Авторитарные полит.режимы очень раз-нообразны. Это монархии, диктаторские режимы, популистские системы правле-ния и т.д.
Типология авторитарных режимов:
Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы.
Демократический режим. Характерные черты: наличие выборных органов, которые имеют право на издание общегосударственных законов и выбираются путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании (наличие всеобщего избирательного права); действует принцип разделения властей; существует многопартийная система; деятельность партий – на конкурентной основе в рамках основного закона страны; признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства; возможность реализации и выражения различных общественных интересов (гарантированный доступ к политическим институтам).
7. Современная политическая система в России.
Современная российская политическая система
определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны
положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной
действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым
критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность)
власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного
контроля за властью. В рамках российской политической системы уживаются как
демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что
позволяет говорить о двойственности современного политического
режима. Особенностью современного развития России является возникновение
режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это
означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной
политической структуры. Такой режим политологи называют переходным. Обладая
признаками демократии, он еще не является демократическим. В России общество и
власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение
сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и
постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о
том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом,
культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал
преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на
упрочение властной вертикали.
Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе
формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для
превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей
являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один
политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в
качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного
ресурса, им бы, несомненно, воспользовались. В то же время современная
политическая практика создает институты, которые формально являются
демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так,
политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют
идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России
развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей
рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие
законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и
имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет
стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе
законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно
уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы
противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами
демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои
интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии
(парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого
функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму. Устойчивость
и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного
управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим
пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет
изменения характера и стиля деятельности административных структур. В
современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии:
строятся основы правовой государственности и созда-ются устои гражданского
общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;
действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует
систе-ма разделения властей в государстве; гарантированы основные права
человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и
"непримиримая"; формально судебные органы независимы от
исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике
складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности;
существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.Для усиления
в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих
положительный результат для большинства людей: реформы
административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного
функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы
местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. Ввиду
неэффективности российской власти растет чис-ло сторонников внесения в
Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую
сис-тему путем перераспределения полномочий в пользу Госу-дарственной Думы,
правительства и премьера. Независи-мо от политических ориентаций многие из них
выступают за предоставление парламентскому большинству права фор-мирования
правительства и контроля за его деятельностью. Вектором развития политической
власти в современной России в последние годы стала политика центризма.
Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации
политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего
общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и
гражданами.
8.
Политическая власть
Политическая
власть - власть, осуществляемая через формальные и неформальные политические
структуры и правительственные организации. Политическая власть отличается
всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.
Власть - форма влияния, при которой индивидуум, группа или организация имеют возможности добиться изменения поведения других людей даже вопреки их воле. Различают: власть санкций, власть отношений, власть экспертов и легитимную власть. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их; *всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества; *легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; *моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; *широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется. Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9