4. По стилю лидерства:
- лидер – знаменосец ;лидер – служитель ;лидер – торговец и тд.
Функции лидера:
1. Интеграция общества
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений
3. Защита интересов народа
4. Мобилизация масс
5. Легитимация политического строя.
18.Политическое сознание, поведение, культура
Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, классами). Это совокупность соответствующих знаний и оценок.
Источники формирования политического сознания:
§ семейное окружение;
§ информация (истинная, ложная);
§ личный опыт.
Функции политического сознания:
§ регулирует социальное поведение людей;
§ помогает усваивать политические знания, информацию;
§ выработка отношения к политическим проблемам и явлениям;
§ побуждает к участию в политической жизни.
Полит.поведение-это совокупность реак-ций соц-х субъектов на деят-сть полит-й системы. Полит.поведение включает в себя полит-е участие.
Политическое участие-это влияние гра-ждан на функционирование пол.системы, формирование пол-х институтов и про-цесс выработки полит.решений.
К полит.участию можно отнести электо-ральное поведение, активистскую деят-сть, направленную на поддержку канди-датов и партий в избират-х кампаниях, участие в митингах и демонстрациях, участие в деят-сти партий и групп инте-ресов.
Полит.участие можно классифицировать по степени и уровню активности (актив-ное-пассивное).
Термин «политическая культура» введен в 18 веке И. Гердером.Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, поглощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, стереотипов, моделей поведения, которые проявляются в политической деятельности и обеспечивают воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.Структура политической культуры:
1. политические знания (теоретические и практические);
2. нравственно-оценочный элемент;
3. политическое поведение.Типы политической культуры:
1. по взаимодействию с внешней средой
- закрытые (ориентация на собственные ценности, нормы, традиции; регулирование политических пристрастий граждан; склонность к радикализму и насилию);
- открытые (динамичная политическая жизнь).
2. по внутреннему содержанию
- патриархальные (неразвитая культура; существует там, где идет процесс становления политической системы; аналитичность граждан; политические взгляды перемешаны с религиозными);
- подданническая (сильная ориентация на политическую систему; слабое участие в ее деятельности);
- активистская (заинтересованное участие граждан в политической деятельности).
19. Политические коммуникации
Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч.
За счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.Передача сообщений в любом государстве неизбежно предполагает использование определенных технических средств, поэтому информационные процессы неизбежно включают в себя соответствующие структурные компоненты. К ним относятся прежде всего технические каналы, по которым распространяется (транслируется) информация, а также те структуры, которые позволяют не только передавать и изымать, но и накапливать, контролировать, сохранять и беречь информацию.Коммуникативные аспекты информационных связей показывают, что обмен сообщениями — это не безликий технический процесс, который может игнорировать особенности реципиентов как реальных участников политических отношений. На практике многие решения даже на вершинах государственной власти могут приниматься не в соответствии, а вопреки получаемой информации, под влиянием чувств политических руководителей. Поэтому полученная информация является лишь предпосылкой, но не фактором политических действий.Рассматривая политику с точки зрения информационно-коммуникативных связей, мы понимаем ее в качестве такого социального целого, структуры и институты которого предназначены для выработки, получения и переработки информации, обусловливающей осуществление политическими субъектами своих разнообразных ролей и функций. С точки же зрения роли технических компонентов в информационных обменах, политику можно представить как социо-технологическую структуру, чьи институты ориентируются на целенаправленную передачу, обмен и защиту информации.Современный опыт развития политических систем действительно продемонстрировал определенные тенденции к возрастанию роли технико-информационных средств в организации политической жизни, прежде всего в индустриально развитых государствах. Особенно это касается появления дополнительных технических возможностей для проведения голосований (в частности, электронных систем интерактивной связи), повышения роли и значения СМИ в политическом процессе, разрушения многих прежних иерархических связей в государственном управлении, усиления автономности низовых структур управления в государстве и т.д. Коммуникация через средства массовой информации: печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.); электронные средства (радио, телевидение и т.д.).2. Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.3. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей. Чаще всего в политологической литературе в качестве средств политической коммуникации анализируются СМИ и неформальные каналы. Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства передачи информации ( молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также граффити). Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров и политических институтов.
21 Россия в мировом сообществе
После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:
1 изменение соотношения сил после роспуска Варшавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государственной границы России и тогда она фактически будет одна противостоять военной мощи НАТО;
2 необходимость для России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны, вызванным непродуманными решениями в самом начале реформ;
3 наличие у России лишь одного фактора, заставляющего с ней считаться, - обладание ядерным ору-
4 существенное уменьшение международного авторитета России вследствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении "югославского кризиса";
5 крепнущее на Западе мнение о постепенной интеграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный по рядок с прозрачными государственными граница ми и свободой транснациональных связей. Именн< он позволит объединить Западную Европу и быв шие социалистические страны, включая Россию.
-
22- 23 Ресурсы и виды власти
- Ресурсы, процесс и виды власти:
Ресурсы: Под ресурсами понимают всё то, что индивид или группа индивидов используют для влияния на других.1.- экономические ресурсы. 2.- Социальные ресурсы. 3.- Культурно-информационные. 4.- Принудительные. 5.- Демографические.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9