9 и 29 Формы политического режима. (система методов осуществления власти)
Всякий
политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно
противоположных принципов организации человеческих взаимодействий:
авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью
лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации
только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа:
тоталитарный, авторитарный и демократический.
В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она
оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера.
Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем
происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение)
независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского
общества. Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом
старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода
стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего
опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы
покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться
демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся
власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа. При
некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже
поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы
демократии – выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие
и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и
общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция
запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических
организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы
сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических
реформ. Понятие демократия родилось
в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее
различных форм:• первобытно-общинная и родоплеменная • античная• феодально-сословная
• буржуазна• социалистическая Демократия
– это прежде всего степень участия масс в
государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан
демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в
конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление
за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и
ценности. Среди них: • равное право граждан на участие в управлении обществом и
государством • гласность в деятельности властей• конституционное оформление
государственного строя • разделение властей на законодательную, исполнительную
и судебную• плюрализм политической системы• комплекс политических, гражданских,
экономических и социальных прав и свобод человека Эти ценности описывают,
конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в
принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей
существуют в действительности при всех их недостатках. Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает
народовластие, постольку именно принцип народовластия является
основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в
решении государственных и общественных дел через их представительные органы.
1.Авторитаризм как полит-й
режим.
Полит-й режим-это совокупность методов и средств реализации полит.власти и достижения полит.целей.
Авторитаризм-пол.режим, характеризую-щийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к общ-ву. По своему характеру этот режим является переходным. Он занимает промежуточ-ное положение между тоталитаризмом и демократией, содержит в себе черты обоих. На современном этапе авторита-ризм возникает либо в условиях острых социально-полит-го кризиса, либо как продолжение исторических традиций (абсолютной монархии).
Признаки авторитаризма:
1.Монополия на власть одной группы, партии или коалиции.
2.Полный или частичный запрет на дея-тельность оппозиции.
3.Отчуждение народа от реальных рыча-гов власти.
4.Использование силовых структур для удержания власти.
5.Игнорируются принципы разделения властей.
6.Рекрутирование элиты путем назначе-ния сверху, а не конкурентной электо-ральной борьбы.
Авторитаризм вполне совместим с уваже-нием всех других, кроме политич-х, прав личности. В то же время в условиях авто-ритаризма граждане не имеют институ-циональных гарантий своей безопасности и автономии.
Авторитарные полит.режимы очень раз-нообразны. Это монархии, диктаторские режимы, популистские системы правле-ния и т.д.
Типология авторитарных режимов:
Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы.
Военные режимы возникают чаще всего в результате гос-х переворотов. Причинами захвата власти военными являются кри-зис полит-х структур, полит-я нестабиль-ность. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах тер-рористической деят-сти, кот-я осуществ-ляется армией, полицией и спецслужбами
Как правило, военные режимы оказыва-ются эффективными в течение короткого промежутка времени.
Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии. Эконо-мическая эффективность таких режимов весьма ограничена. Социальным резуль-татом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения Происходит дифференциация общ-ва на нищающее большинство и богатеющее меньшинство. Следствием нестабильнос-ти олигархических режимов являются военные перевороты и гражданские войны.
Популистские режимы отличаются вож-дизмом одного лица. Для этого типа ре-жима характерна идеологич-я мобилиза-ция масс, направленная на поддержание
1.Демократия как полит.режим.
Демократия в переводе с греческого оз-начает “власть народа”. В настоящее вре-мя понятие демократия используется в нескольких значениях.
Во-первых, в своем первоначальном смысле оно означает форму правления, при которой право принятия полит.реше-ний осуществляется всеми гражданами, т.е. прямо в соответствии с действующи-ми правилами правления большинства. Эта форма демократии известна как пря-мая демократия. Во-вторых, такая форма правления, при которой граждане осу-ществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, т.е. предста-вительная демократия. В-третьих, форма правления, где власть большинства реа-лизуется в рамках конституционных ог-раничений, имеющих своей целью гаран-тировать меньшинству условия для осу-ществления определенных индивид-х или коллективных прав, таких, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либе-ральная или конституционная демокр-я.
Как полит.режим демократия характери-зуется следующими отличительными признаками.
1.Пол.власть принадлежит большинству. Принцип большинства отражает смысл идеи о народном суверенитете, согласно кот-й источником власти явл-ся народ.
2.Всеобщее избират-е право, позволяю-щее гражданам принимать участие в фор-мировании представит-х институтов.
3.Принцип разделения властей, на кот-м основано функционирование институтов гос.власти.
4.Контроль представит-х институтов за деят-стью правительства.
5.Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
6.Гарантии гражд-х, полит-х и соц-х прав личности.
Политический режим является важнейшей характеристикой существующей в обществе политической системы. ПР - совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реал. процесс взаимодействия государства и общества. Политическая стабильность подразумевает: сохранение существующей системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение эффективности правления. При этом важное значение имеет способность правительства быстро адаптироваться к происходящим в обществе изменениям. Эта функция адоптации может осуществляться с помощью политического регулирования, т.е. подготовки и отбора субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу. Не менее важной является и другая функция правительства: регулирующая, которая реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путём применения административных и иных мер в отношение нарушителей правил.
11. Гражданское общество
Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:
1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
3) общественные объединения и организации;
4) политические партии и движения;
5) сфера воспитания и негосударственного образования;
6) система негосударственных средств массовой информации;
7) семья;
8) церковь;
9) и т.п.
Признаки гражданского общества:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9