Шпаргалки по политологии

26-27Формы правления (монархия, республика)

   1. Монархия:  абсолютная;

                           конституционная:

                                 - дуалистическая

                                 - парламентская

   В монархии формально источником власти явл-ся одно лицо, кот-ое получает власть по наследству.

   Абсолютная – всевластие монарха (Катар, Оман, ОАЭ), Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней.

   Конституционная – монарх исполняет представительские функции; полномочия монарха ограничены конституцией.

Дуалистическая – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (парламент + монарх ) Кувейт, Иордания, Марокко.

Парламентская – монарх формально глава гос-ва, фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуются. (Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония)

   2. Республика

Республика – это форма правления, в кот-ой высшая власть принадлежит выборным органам (парламенту и президенту)

-            парламентская

-            президентская

-            смешанная

Парламентская – правит-во формир-ся парламентом из представителей партий и коалиций. Сущ-ет должность премьер – министра (т.е. руководитель правительства – офиц-но он не явл-ся главой гос-ва, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место.) Президент избирается парламентским путем и имеет представительские функции, а также право роспуска парламента (ФРГ, Италия, Индия, Израиль, Швейцария, Финляндия)

Президентская – президент избирается в ходе прямых выборов. Президент одновременно явл-ся главой правит-ва и главой гос-ва. Он назначает членов правит-ва. Прав-во отвечает перед президентом и президент не имеет права распускать  парламент. Парламент может ограничивать действия президента с пом. законов и через утверждение бюджета, президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.(США, Мексика, Колумбия, Венесуэлла…)

Смешанная – сочетает черты предыдущих двух (Франция, Ирландия, Австрия, Португалия, Финляндия, Польша, Болгария, Россия) Главная черта – двойная ответственность правит-ва перед президентом и перед парламентом. Классический образец – Франция. В ней президент и парламент избираются независимо др. от др. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент явл-ся главой гос-ва и верховным главнокомандующим, представляет страну в МО, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с кот-ым они формируют кабинет министров. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правит-ва.


28. Формы государственного устройства (унитарное гос-во, федерация, конфедерация)

   Территориальная организация гос-ва характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают три основные формы территориального устройства государства:

-            унитарная

-            федеративная

-            конфедерация

   Унитарное гос-во представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все гос-ые, в т.ч. судебные органы  составляют одну систему, действуют на основе единых  правовых норм. Унитарные гос-ва сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, напр., Испания, могут иметь в  своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой опред-ся центральной властью. Унитарные гос-ва м.б.

-            централизованными (Великобритания, Швеция, Дания…)

-            децентрализованными (Франция, Италия, Испания)

   Централизованные гос-ва могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако, в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных гос-ах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хоз-ва, охраны общественного порядка… Однако в отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

   Главное отличие федерации от унитарного гос-ва состоит в том, что источниками власти, субъектами гос. суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны…), так и  весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном же гос-ве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных м-у ними и центром компетенций и имеющих собственные конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство. Характерный признак – двухпалатный парламент. Федеративное гос-во м.б.

-образованное по территориальному принципу (Бразилия, Мексика, Германия, США)

- образованное по нац – территориальному принципу (РФ, Индия, Малайзия)

   Федерация строится на основе распределения функций м-у  ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, кот-ая м.б. изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов явл-ся исключительной компетенцией союзных органов гос-ва, другая – субъектов федерации, третья – совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенция – в различных странах по разному делится м-у центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель…

   Члены федерации – соучастники общегосударственного суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом  одностороннего выхода из союзного гос-ва. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков…

   Конфедерация – постоянный союз самостоятельных суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены  полностью сохраняют госуд-ый суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

34. Легитимность политической власти

Власть является центральной категорией полит-й науки.

Полит.власть – это способность одного субъекта (класса, группы, индивида) навязывать другим свою волю, выражен-ную в политике, полит-х и правовых нормах, используя при этом институты гос-ва и его ресурсы.

Одной из отличительных черт пол.власти является ее легальность. Легальность является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов. Это санкция власти на что-либо через закон.

Одной из важнейших характеристик власти является ее легитимность. Леги-тимность – признание законности сущес твующих институтов власти и правомер-ности принимаемых ими решений со сто-роны общ-ва. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

В научный обиход термин “легитимно-сть” ввел Вебер. Он выделил 3 основных типа легитимности:

1.Традиционный. Такой тип предполагает опору на авторитет прошлого. Он обус-ловлен традициями, привычкой к опреде-ленному поведению. Освященные обыча-

ем нормы выступают как основа отноше-ний господства и подчинения. На при-вычке подчиняться власти, вере в ее бо-жественный характер и священность права престолонаследия основан автори-тет вождей, монархов, царей.

2.Харизматический. Этот тип легитим-ности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Харизматический тип власти преобладает в моменты политических кризисов. Харизматический лидер всегда стремится подорвать основы существую-щего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Но хариз-матическое состояние лидера краткосроч-но. Со стабилизацией социальной систе-мы харизматическая легитимность транс-формируется в традиционную или рацио-нально-легальную.

3.Рационально-легальный тип. Такая ле-гитимность основана на вере участников полит.жизни в справедливость тех пра-вил, на основе которых формируется власть. Ее источником выступает рацио-нально понятый интерес, который побуж-дает людей подчиняться решениям пра-вительства, сформированного на основе демократических процедур. При такой власти подчиняются не личности, а уста-новленным законам.

Эти типы легитимности в реальной поли-тической практике переплетаются и вза-имно дополняют друг друга.

Легитимность – явление политическое, а легальность – юридическое (она устанав-ливается и гарантируется властью). Ле-гальность, в отличие от легитимности (которая может быть харизматической, иррациональной), рациональна. Для граждан легальность состоит в повинове-нии законам и их исполнении. Легитим-ность пол.явления не означает его юри-дически оформленной законности. Леги-т-сть не является правовым процессом.

35. Правовое государство

Сущность и основные принципы правового государства.

    Правовое государство – это такой тип гос, в котором функционирует режим конституционного правления, сущ непротивореч правовая система и эффект судебная власть, а так же развит соц контроль политики и власти. Признаки:

1.. верховенство законов, выражающих волю народа

2.. суверенитет народа

3.. гарантия осн прав и свобод граждан. Осн гарантия – наличие частной собственности

4.. разделение властей

5.. иерархия юриспруденции.

Условия правового гос:

1.. наличие гражданского общества    .

с 60-х годов возникает новый тип правового гос – это социальное гос. Оно  стремится обеспечить каждому гражданину достойное существованиеи одинаковые жизненные шансы для самореализации. Основа – индивид. Соц гос выполняет след функции:

1.. перераспределяет доход в пользу менее обеспеч

2.. реализует политику занятости и охраны прав

3.. соц сирахование, поддерж семью и материнство

4.. доступны для всех образование, культуру, здравоохранения.


36.Социальное государство.

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века . Выдвигалось множество идей теории социального государства.  После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1958 года, “Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой.  В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей степени являются социальными государствами.  «Социальным»“называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности” .  “Современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме”.  Само социальное государство, базирующееся на социальных преобразованиях и достижении материального равенства, существует только лишь пока материализуются характеризующие его социальные  Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества. В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.  В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц. Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма. Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

 37. Демократический режим

. Демократические: Франция, Велико­британия, Канада, Швеция, Индия.

Антидемократические®Авторитарные: Саудов­ская Аравия.

Данные страны определены таким образом со­гласно характерным чертам, присущим, соответст­венно демократическим и авторитарным режимам.

Демократический режим. Характерные черты: наличие выборных органов, которые имеют право на издание общегосударственных законов и выби­раются путем всеобщих равных выборов при тай­ном голосовании (наличие всеобщего избиратель­ного права); действует принцип разделения вла­стей; существует многопартийная система; дея­тельность партий – на конкурентной основе в рам­ках основного закона страны; признание решаю­щей роли большинства при учете интересов мень­шинства; возможность реализации и выражения различных общественных интересов (гарантиро­ванный доступ к политическим институтам).

Мировая политическая наука еще не дала исчерпывающего определения сущности демократического политического режима как многогранного феномена общественного бытия. Государственный режим власти – понятие более узкое, включающее в себя лишь методы осуществления политической власти государственным аппаратом. Понятие демократического режима шире: оно включает в себя  не только государственный режим, но и деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии. Идеологическая основа демократии – многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли вклад современные политические демократы и их предшественники.


Характерные черты демократии:

1.                   Признание народа источником власти, сувереном (участие в выборах, референдуме, принятие Конституции). В зависимости от понимания состава народа демократия – всеобщая, социально (классово, этнически, демографически) ограниченная, охлократия (у власти находится чернь, низшие слои общества). По форме осуществления власти демократия –прямая, плебисцитарная, представительская (ведущая форма).

2.                   Периодическая выборность основных органов государства. Таким образом, демократия бывает парламентская, президентская, смешанная.

3.                   Равенство граждан на участии управлении государством. Может быть формальным (юридическим) и фактическим. Таким образом, демократия – политическая (формальная) и социальная (фактическая).

4.                   Подчинение меньшинства большинству при принятии решении и их выполнении. Следовательно, бывает деспотическая демократия (распространяется на все сферы жизни человека), тоталитарная демократия, конституционная демократия. Власть большинства ограничена общей Конституцией, разделением властей, правами и мнением меньшинства.

5.                   Право на многообразие политических объединений и политических программ и др. Демократический режим допускает разномыслие и многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с це6лью удовлетворения своих требований.

38. Революция и реформы

Результаты революции в Англии включа-ли крупные сдвиги, затронувшие влияние и власть различных частей правящего класса. Одновременно с этим происходи-ли изменения в системе соц-й иерархии. Произошли также изменения в отноше-ниях между центром и периферией. Были расширены автономность доступа к цент-ру и возможности его переустройства при участии широких слоев населения.

Франция продемонстрировала нарушение преемственности и разрыв между дорево-люц-м и постревол-м общ-м в гораздо большей степени, и Франц.революция стала более насильственной, чем Англ-я. Высокий уровень наруш-я преемствен-ности проявился в насильственном изме-нении принципов легитимности и в почти полном устранении прежнего правящего класса. Произошли также серьезные из-менения в основах системы соц-й иерар-хии. Различные процессы структурных изменений приводили к постоянной борь-бе между различными соц-ми образова-ниями.

В Американской револбции, в отличие от Англ-й и Франц-й, главным результатом явилось установление новых границ полит-го сообщества и введение новой символики его национальной, а не только полит-й идентичности.

В России имело место огромное наруше-ние преемственности в плане перестрой-ки социополит-го порядка и изменения структуры соц-й иерархии.

Эйзенштадт подчеркивает, что решаю-щей по силе воздействия переменной, кот-я объясняет отношения между струк-турой центров и последствиями револю-ций, является та или иная способность центра: во-первых, мобилизовать ресур-сы, необходимые для того, чтобы спра-виться с проблемами, сопутствующими переходу к цивилизации Нового времени; во-вторых, включить новых или потенци-альных претендентов на участие, в-треть-их, установить связи с более широкими слоями общ-ва. Эйзенштадт писал, что чем больше способность центра к реше-нию этих задач, тем меньше степень на-силия, нарушения преемственности, распада при переходе от дореволюц-х к постреволюц-м общ-вам.

Подводя итоги, Эйзенштадт писал, что конечные результаты любой революции не обусловливаются лишь дореволюц-й структурой общ-ва, а являются результа-том взаимод-я особенностей дореволюц-х общ-в и факторов изменений, наиболее существенными среди которых являются международные силы и сам революцион-ный процесс.







Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты