Современная концепция национальной безопасности РФ

Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации – лич­ности, общества и государства. Потребности объективно воз­никают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов:

Ø      экономические (внешние и внутренние);

Ø      политические (внешние и внутренние);

Ø      социальные (внутренние);

Ø      экологические (внутренние);

Ø      оборонные (внешние и внутренние);

Ø      информационные (внешние и внутренние).

Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внут­ри страны – федеральном, региональном и местном. Они вза­имосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обес­печения национальной безопасности.

В первую очередь подлежат защите государством и обще­ством высшие жизненно важные интересы нации. В зару­бежной политологии их часто называют "интересами выжи­вания нации". К ним относятся: защита национальной неза­висимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя; конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обита­ния человека; реальное функционирование структур гражда­нского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация "скатывается" к тоталитар­ному государству и постепенно деградирует, что ведет к поли­тической нестабильности и, в конечном счете, может привес­ти к "умиранию" государства). Группы лиц, институты и от­дельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.).

Жизненно важные интересы и национальные ценности яв­ляются наиболее стабильными элементами системы нацио­нальной безопасности. В то же время необходимо иметь в ви­ду, что в российском политическом процессе не было и нет ка­кого-либо институционально закрепленного способа опреде­ления иерархии социальных интересов. Нет плана реализации интересов, который оставался бы неизменным при смене ру­ководства страны и в котором бы были провозглашены наци­ональные интересы в конкретных регионах и сферах жизнедеятельности. Руководитель должен весьма внимательно отра­жать комулятивный, интерактивный и динамичный процесс выражения национальных интересов. Он должен тонко реа­гировать на смену нюансов, личностей, предрасположенностей и, конечно же, политики. На стратегическом уровне пла­нирования внутренней безопасности руководитель должен стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта Федерации), но учитывать при этом национальные интересы. Это также можно отнести к отраслевому (ведом­ственному) планированию. Посредством политического про­цесса региональные и ведомственные интересы согласуются.

Поскольку лица, определяющие политику, делают упор на различные интересы, определяют разные приоритеты во внут­ренней и внешней политике или придают новое толкование старым социальным интересам и приоритетам, то концепция, политика и стратегия национальной безопасности должна строиться на совокупности жизненно важных интересах лич­ности, общества и государства, т. е. на национальных интересах.

Определение ресурсов (материальных, интеллектуальных и духовных) национальной безопасности – необходимое усло­вие для формулирования стратегий национальной безопас­ности в различных сферах жизнедеятельности общества. Ре­сурсы обеспечивают защиту национальных интересов посре­дством достижения целей (в сферах безопасности, на различ­ных уровнях обеспечения безопасности). Поэтому их распре­деление невозможно без иерархии жизненно важных инте­ресов. Я предлагаю в ранг национальных интересов, кроме высших жизненно важных интересов личности, общества и государства, ввести категории "первоочередных" и "второсте­пенных" интересов.

Изучение альтернативных вариантов политики обеспече­ния национальной безопасности позволяет лицам директив­ного уровня определить возможные последствия каждого ва­рианта, с точки зрения первоочередности реализации инте­ресов. Концепция же национальной безопасности должна указать, что должно быть осуществлено, чтобы были соблюде­ны приоритеты в национальных интересах.

Варианты политики обеспечения национальной безопас­ности ограничиваются внутренними и внешними фактора­ми. Эти факторы создают среду, в которой известные силы либо действуют в одном направлении с национальными ин­тересами, либо вразрез с ними. Поэтому при формировании политики национальной безопасности важно проанализиро­вать совпадающие с национальными интересами интересы других государств, выделить конфронтационные с другими государствами интересы России, учесть тенденции во внут­ренней и внешней среде. Такой анализ позволит спрогнозировать тенденции развития внутренней и внешней ситуации, в которой будет осуществляться политика обеспечения наци­ональной безопасности. Например, тенденции развития эко­номически могут повлиять на внутренние приоритеты в та­кой же степени, в какой влияют результаты переговоров по разоружению на уровни стратегических сил.

Имея набор предполагаемых тенденций, можно оценивать альтернативные варианты политики обеспечения националь­ной безопасности и соответствующие им стратегии. Понятие вариантов политики обеспечения национальной безопас­ности является концептуальным и предполагает последую­щие действия по достижению национальной цели. Указан­ная политика проводится в поддержку высокоприоритетных национальных интересов, определенных концепцией нацио­нальной безопасности (интересов выживания нации и "пер­воочередных" жизненно важных интересов личности).

Политика реализуется через стратегию обеспечения наци­ональной безопасности как на федеральном, так и на регио­нальном уровнях. Политика определяет основные направле­ния, движение к достижению национальной цели, а страте­гия, выраженная в конкретных государственных актах, представляет собой подробные варианты действий государ­ственных органов с указанием ресурсов и конкретных мер, необходимых для реализации политики. Государственные ор­ганы в осуществляемых ими программах выражают полити­ку в области обеспечения национальной безопасности.

Каждое федеральное учреждение на основании политики обеспечения национальной безопасности, выраженной кон­цептуально, разрабатывает ряд программ для непосредствен­ной реализации каждого направления политики. Эти прог­раммы должны быть тщательно скоординированы между ми­нистерствами и иными ведомствами, чтобы обеспечить синергетический характер осуществления программы. Любые недостатки, дефекты или сбои в межведомственной коорди­нации осуществления программы ведут к разбазариванию бюджетных ресурсов России, а также к тому, что элементы различных программ начинают наносить вред друг другу.

Стратегию обеспечения национальной безопасности мож­но определить как науку сосредоточения и использования различных средств и ресурсов страны для достижения нацио­нальных целей в конкретных сферах жизнедеятельности. Она выражается, как это было отмечено выше, в различных госуда­рственных актах, которые определяются политикой обеспече­ния национальной безопасности и является содержанием действий для Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Они говорят им о том, что они должны делать и что они должны стремиться заполучить от государственных органов власти и управления субъектов Российской Федерации, а также от общества для обеспечения и защиты национальных интересов в соответствии с концеп­цией, политикой и стратегией национальной безопасности.

Определение элементов национальных политик и стратегий других государств имеет прямое отношение к национальной безопасности России. Однако многие аспекты внутренней и внешней политики связаны с национальной безопасностью лишь опосредованно. В целом определение элементов внутрен­ней и внешней политики, которые имеют отношение к наци­ональной безопасности, находятся под значительным влиянием природы возникающих проблем и характера осуществляе­мой стратегии. Как правило, напрямую вопросы националь­ной безопасности затрагивают деятельность силовых структур, министерства иностранных дел, министерства торговли и эко­номического развития, министерства энергетики, министер­ства налогов и сборов, а также некоторых агентств и служб РФ.

Стратегия обеспечения национальной безопасности нап­рямую зависит от бюджета страны. Для оценки бюджетных последствий следует производить общую оценку бюджетных и финансовых условий на среднесрочную перспективу (5-10 лет). Цель бюджетного и финансового анализа состоит в том, чтобы обрисовать для Президента РФ возможные экономи­ческие и бюджетные последствия стратегий национальной безопасности, которые ему предстоит утвердить.

Разработка любой стратегии обеспечения безопасности включает четыре основных этапа:

Ø      изучение обстановки;

Ø      определение конкретных задач;

Ø      "проигрывание" различных вариантов стратегии;

Ø      определение необходимых сил, средств и ресурсов.

1. Изучение обстановки предполагает анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности. Главным ориентиром для разработчиков страте­гии служит национальный интерес Защита национальных ин­тересов является стержнем стратегии. Соответственно, ясное и краткое определение национальных интересов будет первым шагом к изучению обстановки. Естественно, что интересы из­меняются. Потребность государства, общества в реализации то­го или иного интереса с течением времени может полностью утрачивать свою злободневность. Тем не менее, в качестве осно­вы для разработки любой стратегии на краткосрочный либо среднесрочный период (5-10 лет) интересы должны быть чет­ко идентифицированы и ясно изложены. Интересы отражают национальные ценности страны и служат важнейшими побу­дительными мотивами поведения людей. Интересы выражаются в качестве желаемого конечного состояния или условии, т.е. осознанных потребностей. Формулировки интересов не долж­ны включать предполагаемые действия или желаемые цели, а лишь констатировать главное искомое конечное состояние, без уточнения характера или способа действия. Уточнение ха­рактера действия превратит "интерес" в "цель".

Например, национальный интерес может быть изложен так:

Ø      суверенитет и территориальная целостность;

Ø      независимость экономики;

Ø      политическая стабильность;

Ø      технологическая независимость;

Ø      согласованность действий федерального центра и регионов.

Когда национальные интересы четко зафиксированы в Концепции национальной безопасности, разработчику стратегии национальной безопасности остается проанализи­ровать факторы, тенденции и события, влияющие на нацио­нальные интересы в этой сфере жизнедеятельности. Факторы среды безопасности должны конкретно рассматриваться применительно к национальным интересам России, на кото­рые они влияют. При этом следует делать упор на группу фак­торов анализируемой сферы безопасности.

После анализа факторов, определения направленности их влияния на национальную безопасность, выявляются угрозы интересам.

В военной стратегии дополнительно определяют ресурс­ные возможности страны, ее сильные стороны, по сравнению с потенциальным противником.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты