Современная концепция национальной безопасности РФ

Расширился круг депрессивных регионов, которые не в состоянии обеспечить воспроизводство за счет собственных ресурсов. Значительно возросла территориальная дифферен­циация естественного прироста и доходов населения. Сопос­тавление денежных доходов на душу населения жителей Москвы и ряда областных и республиканских центров пока­зывает, что они значительно разнятся при сравнении их со стоимостью 19 основных продуктов питания. Например, воз­можность приобретения этого набора товаров в Москве в 10,6 раз выше, чем в Дагестане. Региональная политика Цент­ра практически упускает из поля своего внимания этот уси­ливающийся процесс социально-экономической дифферен­циации регионов, что служит питательной средой для поли­тического, этнического и правового сепаратизма регионов.

В наиболее неблагоприятных социально-экономических ус­ловиях сегодня находятся регионы Северного Кавказа, Даль­него Востока и Крайнего Севера. Эти регионы располагают меньшими возможностями для социально-экономического развития.

Серьезной угрозой внутренней безопасности остает­ся функционирование "теневой экономики". Криминаль­ные структуры проникают во все звенья социально-экономи­ческой сферы. Среди основных угроз экономической безопас­ности Российской Федерации: коррупция в органах государ­ственной власти, спад производства в наукоемких областях, резкий рост экономической преступности, невыполнение го­сударством функций защиты субъектов хозяйствования.

За последние годы общая преступность в стране не только не снизилась, но и продолжает расти. Анализ криминогенной обстановки в сфере экономики дает основание утверждать, что большинство промышленных предприятий России ока­зались под контролем организованных преступных групп, в различного рода зависимости от легальных коммерческих структур, созданных преступными группировками благодаря использованию нажитых преступными путями средств. Это, прежде всего, характерно для отраслей экономики, продук­ция которых обеспечивает наиболее быстрое получение при­были от вложенного капитала (добыча нефти; драгоценных металлов, камней; черной и цветной металлургии). Организо­ванная преступность проникла в сферу внешнеэкономичес­кой деятельности, в торговлю и транспорт.

Из общего числа преступных посягательств на природные ресурсы более 49% составляют посягательства на продукцию цветной металлургии. Согласно экспертным оценкам латентность преступлений в цветной металлургии колеблется от 50 до 70%. Особую опасность представляют хищения цветных и редкоземельных металлов с металлоемких производств, объ­ектов энергетики, транспорта и связи. Они не только наносят значительный материальный ущерб всей нации, но и создают реальную угрозу общественной безопасности, так как их пос­ледствиями могут стать чрезвычайные происшествия и техногенные катастрофы.

Отсутствие должного государственного контроля в метал­лургии способствует не только отмыванию денежных средств и расцвету "теневого бизнеса", но и монополизации иност­ранными компаниями экспорта российских металлов.

Анализ материалов и дел оперативного учета, а также опе­ративной информации ФСБ, ФАПСИ, ГТК свидетельствует о монополизации предприятий алюминиевой промышлен­ности России фирмами, входящими в британскую корпора­цию "Trans World Group". Это стало возможным благодаря бесконтрольной переориентации отечественных алюминие­вых заводов на толлинговые операции. Суть этих операций заключается в гарантированной поставке давальческого сырья (глинозема) на предприятия с последующим сбытом готовой продукции. Предприятия получают от корпорации кредиты под высокую (24% годовых в валюте) процентную ставку, что приводит вместо планируемого обновления про­изводственной базы к простому кредитованию их оборотных средств. Тем самым британские трейдеры обеспечивают себе высокие доходы и перекачку стратегически важного металла на Запад.

В настоящее время российская организованная преступ­ность активно взаимодействует с зарубежными преступными группировками. Ими широко используются внешнеэкономи­ческие связи государства. Если в 1993 г. был выявлен 101 слу­чай контрабанды, то в 1997 г. этот показатель увеличился в 30 раз. Всего же в 1997 г. правоохранительными органами вы­явлено более 200 тыс. преступлений в сфере внешнеэкономи­ческой деятельности. За последние два года органами внутрен­них дел выявлено более 25 тыс. незаконных валютных сделок[9].

Затянувшийся процесс формирования законодательной базы и механизма государственного контроля за внешнетор­говыми операциями способствовал росту обширной сети коммерческих структур, занимающихся незаконной внеш­неэкономической деятельностью и получаемых необлагае­мые налогом сверхприбыли.

В последнее время широкий размах получило такое социаль­ное явление как антисоциальная деятельность государ­ственных коррумпированных чиновников. Сложность пре­одоления этого явления состоит нередко в том, что это – госу­дарственные служащие, по долгу службы обязанные содейство­вать укреплению национальной безопасности России. Беспре­пятственное пересечение правонарушителями границ, неза­конный и бесконтрольный провоз грузов и валюты осуществля­ются не без содействия коррумпированных государственных служащих. Совершаемые ими противоправные действия нано­сят серьезный ущерб жизненно важным интересам личности и общества Взяточничество должностных лиц наносит не только материальный ущерб, но и подрывает доверие граждан к госу­дарству. По данным экспертов, число организованных преступ­ных групп, имеющих коррумпированные связи в органах госу­дарственной власти и управления, за 1999 г. возросло на 23,1%[10].

Исследование организованной преступности в экономи­ческой сфере выявило следующие тенденции в ее развитии:

Ø      приток новых сил, в т.ч. из сфер государственного управления, военной службы, правозащитной деятельности, в "теневую экономику";

Ø      проникновение лиц из преступных группировок в орга­ны государственной власти и управления всех уровней и сфер деятельности;

Ø      усиление организованного начала в преступной среде;

Ø      массовый переход представителей уголовной среды в ле­гальные предпринимательские структуры;

Ø      активизация организованных преступных группировок в установлении межрегиональных и международных связей;

Ø      расширение сфер преступной деятельности;

Ø      нарастание противодействия оргпреступности правоох­ранительным органам, усиление психологического и физи­ческого давления на "несговорчивых" должностных лиц, ра­ботников правоохранительных органов;

Ø      формирование координационных центров оргпреступ­ности в федеральных округах страны (Центральном, Дальне­восточном, Сибирском, Южном и др.);

Ø      активизация борьбы в среде преступных сообществ за жизненные сферы и территории влияния;

Ø      активизация преступных посягательств на бизнесменов, банкиров, политических деятелей и резкий рост заказных убийств.

В ближнесрочной перспективе можно прогнозировать рост влияния оргпреступности на легальную экономику. По оценкам специалистов, в ближайшее время теневой капитал будет контролировать до 45% ВВП России[11]. По мере вытеснения криминальных структур из сферы легальной экономики они неизбежно будут занимать нишу в сфере нелегального бизне­са – наркобизнес, торговля оружием и людьми.

В условиях перехода к рыночной экономике и смены форм собственности возросли угрозы внутренней безопасности России в социальной сфере. Государственная социальная политика как в отношении всего населения, так и конкретных его слоев, групп и общностей остается малоэффективной.

Социологический анализ показывает, что в современных условиях только 1,2% опрошенных россиян считают, что их права в социальной сфере соблюдаются (право на труд, обра­зование, отдых, медицинское обслуживание). Еще 12,7% оп­рошенных склонны считать, что социальные права личности и конкретно их собственные соблюдаются "в большинстве случаев". Однако в 6 раз больше тех, кто придерживается противоположного мнения: "социальные права личности в современном российском обществе не соблюдаются"[12].

Среди реальных угроз внутренней безопасности России в социальной сфере можно выделить следующие:

Ø      бедность;

Ø      нарушение прав личности на безопасность, труд, образо­вание, жилье, бесплатное здравоохранение, свободу передви­жения, обеспеченную старость;

Ø      распространение наркомании, пьянства, хронических и инфекционных заболеваний;

Ø      падение духовности в обществе; массовая деградация трудовой морали, отчуждение личности от трудового образа жизни;

Ø      деградация социальной сферы с постепенным придани­ем всем процессам необратимого характера;

Ø      признание общественной нормой массового нарушения законов;

Ø      сведение всех социальных проблем к вопросам выжива­ния без ориентации на развитие личности.

Особенностью российской бедности конца XX века явля­лась ее стремительность распространения. Всего за несколько лет Россия превратилась из богатейшей страны в одну из бед­нейших стран мира по уровню материального благосостоя­ния населения. В стране продолжается рост семей, в которых минимальный доход в месяц на одного члена семьи находит­ся на уровне прожиточного минимума. По данным офици­альном статистики, численность населения России с денеж­ными доходами ниже прожиточного минимума в 1999 г. сос­тавила более 30 млн. человек, что составляет 21% всего насе­ления страны. Согласно данным ВЦИОМ за 1999 г., 60-80% россиян "перебивается" на уровне прожиточного минимума. По уровню жизни Россия сравнялась сегодня с Анголой и Коста-Рикой. В структуре бедного населения особенно тяже­лое положение складывается в многодетных семьях.

Следствием бедности и нищеты населения являются сни­жение общего уровня здоровья нации, сокращение про­должительности жизни, превышение смертности над рождаемостью. Состояние здоровья населения страны на парламентских слушаниях "Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России" 13 мая 1997 г. было признано как кризисное. За последние годы оно не улучшилось. Основным проявлением этого кризиса стало беспрецедентное для мирного времени уменьшение числен­ности россиян. За последние годы значительно возросла смертность населения во всех возрастных группах, достигнув показателя 14,6 на 1000 человек. Число умерших превышает число родившихся ежегодно в 1,75 раза. В общем числе умер­ших 1/3 составляют лица трудоспособного возраста. Остают­ся высокими младенческая и материнская смертность. Пока­затели средней продолжительности жизни снизились до 64 лет (у мужчин – до 58 лет). Смертность в возрасте 20-30 лет увеличилась на 61%.

Число родившихся снизилось до 8,8 на 1000 человек. Уро­вень рождаемости не обеспечивает простого воспроизвод­ства населения: суммарный коэффициент рождаемости сос­тавляет 1,3 родившихся на одну женщину, в то время как для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы он был равен 2,1-2,2.

Сложившиеся тенденции и среднесрочные прогнозы сви­детельствуют о депопуляции и кризисном состоянии здо­ровья населения, угрожающем в целом национальной безо­пасности страны. Согласно нашим расчетам, в ближайшие 10 лет число россиян может уменьшиться на 7,5 млн. человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты