Уровень заболеваемости населения свидетельствует о глубинных процессах, которые могут привести к непредсказуемым последствиям в генетической сфере. Среди населения появляется все больше инвалидов, в том числе лиц молодого возраста.
Отмеченные явления наблюдаются на фоне очевидного ослабления государственной политики в области охраны здоровья граждан, утраты контроля над ситуацией, системного кризиса отечественного здравоохранения, следствиями которого стали:
Ø снижение доступности медицинской помощи для большинства населения;
Ø ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и резкое ослабление профилактической работы среди населения, рост массовых заболеваний, расширение зон экологических бедствий;
Ø упадок медицинской и фармацевтической промышленности, дефицит отечественных и импортных лекарств и медицинской техники, недоступные большинству населения высокие цены на лекарства;
Ø сокращение объемов и снижение уровня медико-биологических исследований;
Ø падение престижа труда ученых, врачей, других профессиональных групп работников здравоохранения и выключение их из процесса реформирования отрасли здравоохранения;
Ø отсутствие должного уровня информированности населения в вопросах охраны здоровья граждан и состояния окружающей среды.
Ухудшение здоровья населения в России является также следствием глубокой деструкции всей социальной сферы и системы жизнеобеспечения (здравоохранение, наука, культура, образование, социальное обеспечение, охрана окружающей среды), утраты обществом морально-этических норм и духовных ценностей, переориентации СМИ на пропаганду чуждых российскому обществу нравственных принципов, а также отстраненности государства от решения конкретных актуальных проблем социального благополучия граждан. В стране отсутствует объективная информация об увеличении потребления населением наркотиков, алкоголя и табака, хотя научные исследования убедительно свидетельствуют об их негативном воздействии на состояние здоровья и показатели смертности.
Нарастает кризис в обеспечении снабжения населения медикаментами. За последние годы резко снизилось производство отечественных лекарственных препаратов, доля которых на фармацевтическом рынке упала до 45%, прекращено производство около 100 наименований лекарств и субстанций. Производство субстанций снизилось более чем в 3 раза в натуральном выражении, а в номенклатуре – в 15 раз. Резко снизилось производство иммуннобиологических препаратов, иммунно-депрессивных лекарственных средств, препаратов для лечения онкологических больных, больных сахарным диабетом. Доля отечественной медицинской техники в учреждениях здравоохранения снизилась с 70 до 10%. При этом импорт медицинской техники и лекарств возрос в 4-6 раз. В 1998 г. в России зарегистрировано 7028 импортных лекарственных препаратов и лишь 3038 отечественных[13].
Следствием кризиса социально-экономической сферы стало распространение наркотиков и наркомании в стране. Проблему наркомании в России нельзя больше трактовать в качестве исключительно медицинской проблемы или как проблемы правоохранительной. Эта проблема все больше и больше становится глубоко социальной. В последние 5–6 лет потребление наркотиков различными социальными группами населения резко возросло. По масштабам распространения наркотиков, по величине финансовых, экономических и других долгосрочных негативных социальных последствий наркомания стала реальной угрозой национальной безопасности России. Наркомания конца XX века перестала быть проблемой отдельной личности, она стала проблемой общества в целом.
Особенностями распространения наркотиков и разных видов наркомании в России выступают следующие:
Ø массовый характер распространения наркотиков и разных видов наркомании;
Ø молодой возраст российских наркоманов (от 13 до 25 лет);
Ø распространенность наркомании среди школьников и студентов;
Ø распространенность семейной наркомании.
Отсутствие долгосрочной государственной программы социальной реабилитации наркоманов, государственной целевой программы развития наркологических диспансеров и центров социальной безопасности наркоманов, а также сокращение финансирования имевшихся уже ранее наркологических служб в конце 90-х гг. крайне негативно сказывается на внутренней безопасности России.
Среди факторов, негативно влияющих на внутреннюю безопасность Российской Федерации, следует отметить несогласованность и дисбаланс интересов по линии федеральный Центр – субъект Федерации – муниципальное образование.
Отсутствие ясного представления о содержании и специфике модели российского федерализма также не способствует согласованию жизненно важных интересов личности, общества и государства на указанных выше уровнях обеспечения национальной безопасности. Данное обстоятельство представляет опасность, выражающуюся в потере рычагов государственного регулирования социально-экономической, правовой, этнополитической и другими сферами жизнедеятельности общества.
Сегодня во взаимоотношениях федерального Центра и субъектов Федерации не соблюдается главный принцип федерализма: равенство прав и ответственности Федерации и ее субъектов в пределах их предметов ведения. Федерализация России сегодня ограничивается решением проблем государственного строительства, что является необходимым, но недостаточным условием успешной деятельности по решению задач федерализации. В тени остаются такие главные направления деятельности как укрепление основ единого экономического пространства, поиск механизмов преодоления разногласий в этнополитической и других сферах общественной жизни.
Неопределенность путей решения главных социальных проблем пронизывает всю сферу отношений федерального Центра, субъектов Федерации и местного самоуправления. Неразработанность Государственной комплексной программы социальной защиты населения не способствует определению и гармонизации жизненно важных интересов федерального Центра, субъектов Федерации и местного самоуправления. Противоречия в интересах ширятся в связи с низкой степенью ориентации проводимой федеральным Центром социальной политики на региональные проблемы и региональную специфику. В силу чего все больше и больше разрушается общность социального пространства страны, которое к тому же не стоит на принципе безусловного соблюдения правовых норм. И в Центре, и в субъектах Федерации, и на местах правовые нормы, зачастую, подменяются принципом политической целесообразности. Отрицательным фактором безопасности в социально-экономической сфере выступает нерешенность вопроса о распределении предметов ведения между Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением при проведении социальной политики.
Угрозой внутренней безопасности является "размывание" конституционною поля Российской Федерации. Отдельные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, двусторонние договоры и соглашения, нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления издаются без опоры на конституционные нормы. "Политическая несознательность" регионов, Центра, да и недостатки самой Конституции Российской Федерации создают предпосылки для разрушения правовой системы Федерации. Политика Центра локализовать ряд угроз внутренней безопасности страны в политической сфере путем Федеративного договора не сняла такой проблемы, как обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации в правовом и экономическом отношениях. Двусторонние договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации также не решили данной проблемы.
Укрепление внутренней безопасности России должно идти по пути согласования и гармонизации жизненно важных интересов федерального Центра, субъектов Федерации и муниципальных образований. Основой для согласования интересов должны выступать:
а) безусловное соблюдение принципа равенства всех субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях как с федеральным Центром, так и друг с другом;
б) ликвидация практики подмены социально-экономических и правовых основ развития федерализма этнополитическими основами;
в) отказ от преобладания в региональной политике этнополитического принципа построения отношений между Центром и субъектами Федерации; признание этого принципа угрожающим интересам выживания нации;
г) строгое запрещение элементов асимметричности в отношениях федерального Центра с субъектами Федерации; введение в отношения Центра и субъектов Российской Федерации элементов асимметричности считать возможным лишь после законодательного закрепления и создания механизма реализации указанных выше трех первых основ.
Внутренней безопасности Российской Федерации должна соответствовать политическая устойчивость и сплоченность российского общества. Устойчивость и сплоченность общества, в конечном счете, определяют судьбу государства, ею конституционный строй и территориальную целостность. В любом полиэтническом обществе одним из важнейших факторов внутренней безопасности является так называемый национальный вопрос, или состояние этнополитической безопасности.
Анализ многочисленных конфликтных ситуаций на межнациональной почве, имевших место в России и странах бывшего СССР в конце 80-х и 90-х годах, показывает, что наиболее пристального внимания, с точки зрения этнополитической безопасности заслуживают территории со следующими формальными параметрами.
Во-первых, большая опасность возникновения конфликтов существует на этнократических территориях. В Российской Федерации к этнократическим территориям относится большинство субъектов Федерации с республиканским статусом.
Во-вторых, высокий потенциал напряженности характерен для крупных, тесно соседствующих этнических массивов. Для условий России в качестве критерия этнополитичсекой напряженности применим показатель удельного веса русского населения среди коренных жителей конкретной территории. Для уровня "субъект Федерации" я использовал 70-ти % уровень в качестве критерия.
В-третьих, конфликтная ситуация складывается на территориях с большим наплывом вынужденных мигрантов. Для группировки по этому принципу использована система критериев, разработанная Институтом этнологии и антропологии РАН, а также показатель "нагрузки населения" вынужденными мигрантами, определяемый Госкомстатом как численность беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в течение одного года, отнесенная к 10 тыс. местного населения. В качестве важного критерия для объекта типа "субъект Федерации" экспертным путем выбран показатель ежегодного прибытия 30 беженцев и более в расчете на 10 тыс. местного населения за 1995-1999 гг.[14].
Таким образом получилось, что 37 субъектов Российской Федерации несут в себе конфликтный потенциал. В порядке повышения опасности возникновения конфликта эти 37 субъектов можно разделить на четыре группы:
Ø 1 группа включает территории, испытывающие негативные последствия этнополитической напряженности из-за своего приграничного положения с полиэтнически нестабильными регионами (спорные территории, районы с интенсивным притоком мигрантов);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9