Более сложную классификацию разработали Ла Паломбара и Вайнер, предложив выделить два главных типа партийных систем: конкурентные и неконкурентные. В качестве критерия различения партийных систем они рассматривают степень конкурентности партий в борьбе за власть.
Конкурентные партийные системы в зависимости от степени конкуренции подразделяются на многопартийные, двухпартийные, многопартийные с одной господствующей партией,
Возникновение многопартийных систем обусловлено многими факторами: а) сильная социальная дифференциация общества, б) наличие идеологических и религиозных различий, в) специфика исторического развития общества, г) национальные и этнические различия, д) институционные различия (система выборов).
Положительной стороной многопартийной системы можно считать многокрасочность политического спектра, более широкие возможности для избирателей выбора политических направлений. Однако многопартийные системы обладают и рядом недостатков плохо выполняются функции агрегирования интересов, отсутствует стабильность большинства в парламенте, что ведет к нестабильности правительства.
Двухпартийные системы характеризуются чередованием у власти двух
основных партий и отсутствием коалиций. Наиболее классический вариант
бипартизма встречается в англосаксонских странах - Великобритании,
Австралии, США. Многие политологи считают, что двухпартийная система
более эффективна, чем многопартийная. Прежде всего, в условиях бипартизма
упрощается процесс агрегирования интересов и сокращения требований.
Избиратели непосредственно выбирают политические цели и руководителей.
Победившая партия более адекватно отражает интересы большинства.
Отсутствие коалиций обеспечивает большую стабильность, безкризисность
правительства.
Многопартийная система с господствующей партией. Сам термин в 1961 г. предложил М. Дюверже. Господствующая партия контролирует, как правило, голоса более 35% избирателей. Находясь, долгое время у власти, такая партия отождествляет себя со страной в целом. Определенное преимущество такой партийной системы заключается в стабильности правительства. Главный недостаток - опасность застоя, косности, так как долгое господство одной партии может привести к вытеснению парламентской игры, публичной политики тайной закулисной борьбой, скрытой от избирателей.
Неконкурентные партийные системы характеризуются подавлением всех политических объединений, кроме одного. Выделяют три вида: 1) коммунистические; 2) фашистские; 3) развивающиеся системы.
Литера тура
1. Демидов В. Многопартийность в Сибири // Сибирь. Политика.
Экономика. Управление. – 1992. - № 1.
2. Докучаева И.Г., Малетин С.С. Политология. – Новосибирск. 1992.
3. Горбачев В.Г. Становление многопартийности. Региональный аспект //
Социально-политический журнал. – 1998. - № 3.
4. Партия и политические блоки в России. – М., 1993.
5. Пушкарева Т. Партии и партийные системы: концепции М. Дюверже //
Социально-политический журнал. – 1993. - № 9 – 10.
6. Сиверцев М.А. Российская политическая культура и перспективы многопартийности // США: экономика, политика, идеология. – 1993. - № 1.
7. Тимошенко В.И. «Российская многопартийность сегодня // Социально- политический журнал. – 1994. - № 11-12.
8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада // Полис. – 1991. - № 2.
9. Эллис З. Политические партии и возобновление истории // Полис. – 1994.
- № 2.
Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Понятие политической культуры. В современной политической науке нет
общепринятого понятия политической культуры. Можно выделить две основных
группы базовых концепций этого явления политической жизни. К первой группе
относится концепция Г.Алмонда, впервые сформулированная в 1956 г. в статье
"Сравнительные политические исследования". Под политической культурой
Г.Алмонд понимал определенный образец ориентаций на политические действия,
отражающий особенности каждой политической системы. Позднее, в совместной
работе с С. Вербой "Гражданская культура", это представление о политической
культуре было уточнено. По мнению американских ученых понятие "политическая
культура" указывает на специфические политические ориентации - установки в
отношении политической системы и ее различных частей и установки в
отношении собственной роли в системе. Иными словами, политическая культура
– это политическая система, интериоризованная в знаниях, чувствах и оценках
населения. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в
работах Л. Пая, С.Хантингтона, Д.Элазара, Х.Доменигера, А.Брауна и др.
Ко второй группе относятся исследователи, включают в политическую
культуру еще и образцы политического поведения. Так, американский политолог
Д.Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих
в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической
культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы
замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной
жизнью. Признанные образцы поведения, включает в содержание политической
культуры и Р. Такер.
В отечественной политической науке проблемы политической культуры начали изучаться сравнительно недавно. Как и в западной литературе, одни исследователи - Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин - ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы политического поведения.
Другие - Э.Баталов, Е.А.Егоров, Н.М.Кейзеров, М.Х.Фарукшин - наоборот, включают образцы политического поведения в содержание политической культуры.
По мнению Э.Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Структура политической культуры. Политическая культура представляет сложное в структурном отношении образование. Существует разнообразие мнений по вопросу количества компонентов политической культуры.
Авторы первой концепции политической культуры Г.Алмонд и С.Верба в
качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентаций.
Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической
системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее "входах" и "выходах".
Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые
субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу.
Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических
объектов.
Сторонник более широкой трактовки политической культуры У.Розенбаум
счел необходимым вычленять "компоненты ядра", то есть те элементы, которые
играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти
компоненты он разбил на три основные группы:1) "ориентация в отношении
правительственных структур" - отношение субъекта к политическому режиму,
основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и
нормам; ориентация в отношении правительственных "входов" и "выходов"; 2)
"политические идентификации", то есть сопричастность индивида к
"политическим единицам" - нациям, государству, городу; политическое доверие
и "правила игры" (представления индивида о том, каким правилам он должен
следовать в гражданской жизни); 3) "политическая ориентация в отношении
собственной политической деятельности" или "политическая компетентность"
(участие индивида в гражданской жизни) и "политическая эффективность"
(ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).
Э.Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.). Вслед за Г.Алмондом и С. Вербой, политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.
Во вторую группу Э.Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе. Эти отношения фиксируют индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение одного неинституционального субъекта к другим. Выделяют модели политической самоидентификации (соотнесение индивида с существующими в обществе реалиями и институтами). Так, для американцев характерна отчетливо выраженная центристская ориентация, четкая партийная приверженность.
Политическое самосознание включает и представления субъекта о собственных политических возможностях - оказание влияния на решение правительства на разных уровнях власти. Американская политическая культура характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях.
В третью - отношения между институтами политической системы
(государства и партии, межпартийные и т.д.). Сюда входят более или менее
устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических
решений, принципы регулирования отношений между государственными
учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической
системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической
игры на институциональном уровне. В четвертую группу включаются отношения
институционального субъекта к неинституциональному субъекту, т.е.
политических институтов и организаций к социальным группам и классам.
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне
неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций,
отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной
политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из
наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У.
Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в
рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические
ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в
рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе
культурных ориентаций.
Вычленение политических субкультур осуществляется по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим.
Типология политической культуры. Первую типологию политической культуры
предложили Г.Алмонд и С.Верба. В основу они положили тип ориентации
субъекта политического действия на "специализированные политические
объекты" или "частотность различных видов когнитивной, аффективной и
оценочной ориентаций в отношении политической системы в целом, аспектов ее
"входа" и "выхода" и самого себя как политического субъекта".
Они выделили три основных типа: провинциалистская (традиционная или патриархальная), подданическая; партиципаторная или политическая культура участия (активистская).
Для провинциалистской политической культуры "частотность ориентаций на специализированные политические объекты" достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9